Центральный банк – орган регулирования предложения денег денежно-кредитными методами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика, как и экономика любой другой страны, претерпевала различные этапы своего развития, естественно, что в связи с этим происходили и изменения и в тенденциях динамики денежного и кредитного секторов экономики.
Использование ЭВМ, многообразие видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов диктуют всё новые и новые условия развития кредитного рынка.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Глава1. Понятие Центрального банка и его функции
Сущность Центрального банка……………………………… 6
Функции Центрального банка………………………………. 7
Глава 2. Роль Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики
2.1. Сущность денежно-кредитной политики………………………………………………………...12
2.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики……….13
2.3. Виды монетарной политики……………………………………..22
Глава 3. Особенности денежно-кредитной политики в России
3.1. Российская практика обязательного резервирования………….24
3.2. Рефинансирование кредитных организаций Банком РФ……...30
3.3. Особенности операций на открытом рынке России………...…36
3.4. Реализация денежно-кредитной политики в РФ в 2009г………37
Заключение ……………………………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк орган регулирования предложения денег денежнокредитными методами.doc

— 796.00 Кб (Скачать файл)

Регулирование размера обязательных резервов –  это комплекс мер, осуществляемый уполномоченным учреждением Банка России , по обеспечению  соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдельных четах в Банке России их расчетной величине. Процесс регулирования включает текущее регулирование, которое осуществляется на основе расчетов, систематически представляемых самой кредитной организацией, а также последующее регулирование, отражающее результаты контрольных действий Банка России. Необходимость в текущем регулировании обусловлена, как правило, изменением объема и структуры резервируемых обязательств, более редко – также изменением уровня нормативов обязательных резервов.

      1. Рефинансирование кредитных организаций Банком России

Система рефинансирования в России состоит из двух групп  инструментов.

В первую группу инструментов входят три вида кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: внутридневной, овернат, ломбардный. Эти группы кредитов предоставляются для поддержания и регулирования ликвидности банковской системы и отдельных банков.

Вторая группа инструментов рефинансирования возникла в нашей стране сравнительно недавно. Пилотный проект кредитования Банком России коммерческих банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам, а также поручительств банков осуществляется с октября 2000 г. в соответствии с Положением Банка России от 3 октября 2000г. №122-П. Сегодня порядок предоставления этих кредитов регулируется Положением Банка России от 14 июля 2005 г.№273-П. Этот инструмент рефинансирования предназначен для стимулирования развития реального сектора экономики России.

Кредиты Банка России, обеспеченные залогами (блокировкой) ценных бумаг

ЦБ РФ с июня 1998 г. предоставляет кредитным организациям внутридневные кредиты и кредиты  овернайт(в автоматическом режиме) и ломбардные кредиты (на основе заявления  кредитными организациями на получение  кредита).

Внутридневные кредиты предоставляются, если на корреспондентском счете кредитной организации  недостаточно  средств для осуществления необходимых платежей, то Банк России, исполняя платежные документы, предъявленные к корреспондентскому счету кредитной организацией, предоставляет ей внутридневной кредит. Если данная кредитная организация не погашает  к концу дня полученные в текущем дне внутридневные кредиты, то Банк России предоставляет ей кредит овернайт на погашение текущей задолженности по внутридневным кредитам. Кредит овернайт предоставляется сроком на один день.

За внутридневные  кредиты плата не взимается, их стоимость  равна ставке рефинансирования Банка  России (8,25% годовых на 29 марта 2010г),при  этом размер процентов за кредиты  овернайт не зависит от частоты и  периодичности их использования денежными организациями.

Специфичность РФ заключается в том, что в  большинстве её регионах безналичные  расчеты начинаются с платежей, осуществляемых (инициируемых) Сбербанком России, его  филиалами. Остальные участники  платежной системы занимают пассивную, выжидательную позицию, другими словами, платежная система начинает работать только тогда , когда найдется хоть один участник, который направит денежные средства в пользу другого её участника. Поэтому основная задача внутридневных кредитов – это обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежных систем Банка России. Кредитные организации вправе выбирать, по скольким и каким счетам, открытому в Банке России, они желают кредитоваться, так как ЦБ РФ не устанавливает ограничений по количеству счетов.

Востребованность  такого рода кредитов подтверждается динамикой показателя объема предоставленных  внутридневных кредитов и кредитов овернайт. Так, объем операций Банка  России по предоставлению внутридневных  кредитов в феврале 2010 г. составил 1,8 трлн. руб., кредитов овернайт — 13,4 млрд. руб. (тогда как в январе2010 г. — 1,5 трлн. руб. и 11,5 млрд. руб. соответственно)8.

Ломбардные  кредиты предоставляются на фиксированных  условиях и аукционной основе. Кредитование в таком случае предоставляется на срок, не превышающий одного года9. Ломбардные кредиты могут выдавать все территориальные учреждения Банка России.

Ломбардные  кредиты на аукционной основе  предоставляются  по итогам ломбардных кредитных аукционов, которые проводятся еженедельно (каждый вторник).В день открытия аукциона территориальные учреждения Банка России принимают заявки на участие в аукционе от кредитных организаций(кроме Московского региона) и направляют общую заявку в Сводный экономический департамент. Он обобщает сводные заявки всех территориальных учреждений Банка России и передает информацию рабочей группе Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, которая принимает решение о признании аукциона состоявшимся или нет и устанавливает ставку отсечения и средневзвешенную ставку аукциона. В тот же день результаты доводятся до сведения кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России. Кредиты выдаются на следующий рабочий день, на срок 14 календарных дней без права досрочного возврата.

График проведения аукционов на следующий квартал Банк России заблаговременно публикует в «Вестнике Банка России» и представительстве Банка России в сети Интернет. Ломбардные кредитные аукционы проводятся по американскому способу. Кредитные организации вправе подавать к участию в аукционе конкурентные заявки (для которых Совет директоров Банка России устанавливает ограничения по минимальному предложению по процентной ставке: не ниже 7% годовых) и неконкурентные заявки (предоставляет право кредитной организации получить по итогам аукциона кредит Банка России по средневзвешенной процентной ставке, сложившейся в ходе его проведения). Участниками ломбардных кредитных аукционов преимущественно являются региональные кредитные организации.

В соответствии с решением Комитета Банка России по денежно-кредитной политике денежные средства при ломбардном кредитовании на фиксированных условиях предоставляются на срок 7 календарных дней без права досрочного возврата по процентной ставке, равной средневзвешенной процентной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. Если последние два аукциона были признаны не состоявшимися, ломбардные кредиты предоставляются по ставке рефинансирования Банка России(т.е. по 8,25 % годовых). Ломбардные кредиты на фиксированных условиях выделяются на основании заявлений кредитных организаций в день обращения.

Кредиты Банка России, обеспеченные залогом  векселей, прав требований по кредитным  договорам организаций или поручительствами кредитных организаций

Механизм рефинансирования используется Банком России не только для поддержания и регулирования ликвидности банковской системы, но и для стимулирования развития отдельных отраслей экономики. В соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 г. №273-П к таким отраслям отнесены организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь.

Имущество, обеспечивающее исполнение обязательств банка-заемщика по кредиту Банка России, по стоимости (для векселей – его покупная стоимость, но не выше вексельной суммы; для права требования по кредитному договору – сумма основного долга), скорректированной на соответствующие поправочные коэффициенты, должно быть равно или превышать обязательства банка по кредиту Банка России.

В зависимости  от вида предоставленного Банку России обеспечения заключаются:

    • договор в виде заклада векселей;
    • договор залога прав требований по кредитному договору;
    • договор поручительства.

На корреспондентские  счета банков, открытые в Банке России, зачисляются суммы кредитов. По кредитам Банка России устанавливаются процентные ставки в размере:

    • 0,6% ставки рефинансирования – по кредитам на срок до 90 календарных дней;
    • 0,75 ставки рефинансирования – по кредитам на срок от 91 до 180 дней.

Возврат и уплата процентов производятся в сроки, зафиксированные в договоре на предоставление ссуд, допускается досрочное погашение  кредитов Банка России с предварительным  уведомлением его. В случае, если кредитная  организация не способна погасить в срок обязательств по кредиту, Банк России начинает процедуру списывания денежных средств и погашение обязательств по кредиту со всех её банковских счетов, открытых в Банке России.

Движение  ставки рефинансирования в России

Во время  Советской власти и вплоть до 1995 г. Госбанк, а затем и Банк России осуществлял централизованное распределение кредитных ресурсов, практикуя прямое кредитование коммерческих банков  по мере поступления от них кредитных заявок. С 1995 г. Банк России рефинансировал банковскую систему на основе кредитных аукционов, а в 1996 г. были внедрены ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Рассмотрим диаграмму ставок рефинансирования в России.10

Проанализировав диаграмму, мы можем сделать выводы о том, что на протяжении  истории Банка России ставка рефинансирования многократно пересматривалась. Так в 1992 г. максимальный уровень ставки рефинансирования достиг 80% годовых, а с 15 октября 1993 по апрель 1994 г. достигнут исторический максимум – 210% . С апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно начала снижаться (до 130%),но  затем вновь повысилась и в январе 1995 г. составила 200% годовых.

С мая 1995 по ноябрь 1997 г. ставка снижалась 13 раз,  достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь выросла  до 28%, в феврале 1998 г. – до 42,а в конце мая – до 150%,в конце июня – с 60 до 80%.В 1998 г. Банк России пересматривал ставку рефинансирования 9 раз (в том числе 5 раз в сторону понижения). С июля 1998 г. началось постепенное снижение ставки.

В 1999 г. действовала  установленная в 1998 г. ставка рефинансирования 60%, в июне 1999 г. она была снижена до 55%.За период с июня 1999 по ноябрь 2000 г. ставка понижалась 5 раз и в итоге составила 25%. В 2001 г. ставка не изменялась, а с 9 апреля 2002 г. её размер был 23%. В дальнейшем ставка рефинансирования имела тенденцию к снижению вплоть до 2010 г. Последняя ставка рефинансирования  указанием Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" была закреплена в размере 8,25%.

      1. Особенности операций на открытом рынке в России

В Российской Федерации  под операциями на открытом рынке  подразумевается купля-продажа Банком России ценных бумаг прежде всего  государственных облигаций и  других обязательств. По российскому  законодательству к ценным бумагам  относятся бумаги двух уровней:

    1. Ценные бумаги федерального бюджета;
    2. Ценные бумаги субъектов Федерации.

ЦБ РФ выполняет  роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. При создании инфраструктуры современного рынка  ценных бумаг(а возник этот инструмент денежно-кредитной политики России в 1992г) ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами. Банк России стал активно регулировать ликвидность банковской системы через операции с ГКО. Кризис 1998 г. качественно изменил практику использования этого инструмента Банком России, были поставлены задачи:

    • Сократить объем государственных заимствований и обеспечить увеличение их срочности;
    • Снизить доходность государственных ценных бумаг.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это произошло вследствие того, что до недавнего времени  рынок ценных бумаг субъектов  Федерации России не был в необходимой  степени развит. Наряду с этим небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент операций.

Спецификой  регулирования российского фондового  рынка является то, что Банк России может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг ММВБ. Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания  ликвидности рынка государственных  ценных бумаг ЦБ РФ использует «операции РЕПО», т.е. Банк России предоставляет денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер также принимает на себя обязательства обратного выкупа этих ценных бумаг через определенный срок, но уже по другой цене. Срок сделки РЕПО составляет 2 дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

      1. Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году11

Динамика показателей  денежно-кредитной сферы в 2009 году формировалась под влиянием внешних  и внутренних факторов: состояния международных рынков товаров и капиталов, курсов основных мировых валют, экономических ожиданий участников внутреннего финансового рынка, направления и масштабов капитальных потоков в платежном балансе страны, динамики внутреннего и внешнего спроса. В I квартале в условиях обострения мирового экономического кризиса, ослабления рубля, оттока капитала и снижения международных резервов внутренний валютный рынок характеризовался резким ростом спроса на иностранную валюту. Во II квартале спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке снизился, и восстановилась тенденция к росту международных резервов.

Во второй половине 2009 года динамика денежно-кредитных  показателей формировалась на фоне постепенного оживления экономической  активности. Нормализация ситуации с  банковской ликвидностью, сохраняющиеся  тенденции повышения мировых  цен на нефть, а также приток капитала частного сектора в Россию в IV квартале 2009 года обеспечили увеличение объемов предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и поступление дополнительных бюджетных доходов. В то же время, несмотря на стимулирующие меры, осуществляемые за счет увеличения бюджетных расходов, экономическая активность в России в 2009 году была существенно ниже по сравнению с 2008 годом.

Информация о работе Центральный банк – орган регулирования предложения денег денежно-кредитными методами