Среди причин инфляции следует выделить
психологический фактор, роль которого,
как правило, возрастает с усилением инфляционных
процессов, – инфляционные ожидания, то
есть ожидания роста цен.
15. Формы и методы антиинфляционной
политики.
Многофакторность инфляционного процесса,
как правило, обуславливает необходимость
применения целого комплекса стабилизационных
мер – как монетарных, так и общеэкономических.
Антиинфляционные меры в сфере
экономики:
- структурная перестройка производства
в соответствии с потребностями общественного
хозяйства, т.е. увеличение предложения
тех товаров, относительные цены которых
увеличиваются, вызывая тем самым повышение
общего уровня цен;
- антимонопольная политика, направленная
на поддержание конкуренции на рынках
товаров и рабочей силы, в производстве
особо важных товаров.
Антиинфляционное регулирование
в сфере финансов:
сокращение дефицита государственного
бюджета путем снижения государственных
расходов;
повышение налоговой нагрузки.
Антиинфляционные мероприятия
в денежно-кредитной сфере:
ограничение эмиссии денег центральным
банком;
повышение учетной ставки и нормы обязательных
резервов;
продажа государственных ценных бумаг
центральным банком;
стимулирование роста объемов срочных
денежных вкладов.
Эти меры приведут к замедлению скорости
оборота денег, уменьшению денежной массы
в обращении.
Мероприятия по регулированию
ценообразования:
контроль над ценами в государственном
секторе экономики;
определение пределов роста цен на отдельные
товары или группы товаров;
использование антимонопольного законодательства
и т.д.
Эти меры носят административный характер
и могут дать положительный эффект только
в краткосрочном периоде.
Политика доходов:
прямое «замораживание» заработной платы
и цен;
установление нормативных пределов роста
заработной платы только для государственного
сектора;
применение системы поощрений и санкций,
например, для соблюдения установленных
пределов роста цен и заработной платы
и т.д.
Эти мероприятия носят краткосрочный
характер, так как негативно влияют на
жизненный уровень населения, встречают
достаточно сильное противодействие профсоюзов.
Валютная политика:
- повышение курса национальной
валюты;
- ограничение притока в страну
краткосрочных иностранных кредитов.
Денежная реформа. Под денежной реформой понимается переход
от одной денежной системы к другой, то
есть введение в оборот новой денежной
единицы или частичные изменения существующей
денежной системы:
нуллификация – объявление обесценившихся
денег недействительными. Старые денежные
знаки обмениваются на новые по очень
низкому курсу;
введение в оборот параллельной валюты;
блокирование средств на банковских
счетах;
деноминация – увеличение нарицательной
стоимости денег без переименования денежной
единицы. Старые денежные знаки обмениваются
на новые в соответствии с коэффициентом
укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются
действующие цены, тарифы, номинальная
заработная плата, балансы.
17.Понятие банковской системы,принципы
ее деятельности
Банковская система – совокупность различных видов национальных
банков и кредитных учреждений, действующих
в рамках общего денежно-кредитного механизма.
Включает центральный банк, сеть коммерческих
банков и других кредитно-расчетных центров.
Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является
ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских
операций.
В странах с развитой рыночной
экономикой сложились двухуровневые банковские
системы. Верхний уровень системы
представлен центральным (эмиссионным)
банком. На нижнем уровне действуют
коммерческие банки, подразделяющиеся
на универсальные и специализированные
банки, и небанковские кредитно-финансовые
институты (инвестиционные компании, инвестиционные
фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании и
др.).
Банковская система Республики Беларусь
является двухуровневой и включает в себя
Национальный банк и иные банки. Она является
составной частью финансово-кредитной
системы.
Финансово-кредитная система
кроме банков включает и небанковские
кредитно-финансовые организации.
Банк – юридическое лицо, имеющее исключительное
право осуществлять следующие банковские
операции: привлечение денежных средств
физических и юридических лиц во вклады
(депозиты); размещение привлеченных денежных
средств от своего имени и за свой счет
на условиях возвратности, платности и
срочности; открытие и ведение банковских
счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитно-финансовая
организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять
отдельные банковские операции и виды
деятельности, за исключением осуществления
в совокупности вышеперечисленных банковских
операций. Допустимые сочетания банковских
операций, которые могут осуществлять
небанковские кредитно-финансовые организации,
устанавливаются Национальным банком.
Специализированные кредитно-финансовые
организации обслуживают, главным образом,
ту часть рынка, которая не обслуживается
(недостаточно обслуживается) банковской
системой. К ним относятся лизинговые
фирмы; ссудно-сберегательные общества;
кредитные союзы; инвестиционные компании
(фонды); факторинговые компании; финансовые
компании; страховые компании; пенсионные
фонды; инкассаторские фирмы; ломбарды;
трастовые компании; расчетные, клиринговые
центры; пункты проката; дилинговые предприятия.
Национальный банк является центральным банком Республики
Беларусь и выполняет следующие функции:
разработка и осуществление денежно-кредитной
политики; эмиссия денег; эмиссия ценных
бумаг Национального банка; регулирование
денежного обращения и кредитных отношений;
валютное регулирование; рефинансирование
коммерческих банков; организация эффективного,
надежного и безопасного функционирования
системы межбанковских расчетов и т.д.
Кроме того, Национальный банк осуществляет
надзор и регулирует деятельность коммерческих
банков, утверждает правила совершения
банковских операций, устанавливает экономические
нормативы.
Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством,
привлекают денежные средства юридических
и физических лиц, размещают их от своего
имени и за свой счет на условиях срочности,
возвратности и платности, открывают и
ведут банковские счета, осуществляют
другие банковские операции.
Для Республики Беларусь общей тенденцией
является универсализация банков, что
обусловлено недостаточным развитием
банковской системы, отсутствием четкого
разделения функций. В странах с рыночной
экономикой действуют целостные банковские
системы с разделением функций у взаимодействующих
в ее составе отдельных банков: сберегательные
банки аккумулируют денежные средства,
инвестиционные вкладывают капиталы в
определенные сектора экономики. В переходный
период при недостаточном развитии отдельных
операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные
и др.) белорусские банки для обеспечения
устойчивой прибыльности своей деятельности,
диверсификации рисков, вынуждены быть
универсальными.
18.Цели и функции Национального
банка.
Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь,
действует исключительно в интересах
республики. Основные цели деятельности
Национального банка:
защита и обеспечение устойчивости белорусского
рубля, в том числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы
Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного
и безопасного функционирования платежной
системы.
Получение прибыли не является основной
целью деятельности Национального банка.
Национальный банк подотчетен Президенту
Республики Беларусь.
Среди важнейших функций следует
выделить:
разработку и проведение денежно-кредитной
политики,
эмиссию денег;
регулирование денежного обращения,
валютных операций,
расчетов и кредитных отношений;
рефинансирование банков;
эмиссию собственных ценных бумаг,
функцию центрального депозитария;
консультации,
кредитование,
функцию финансового агента
правительства Республики Беларусь
и местных органов власти;
определение и утверждение
методики бухгалтерского учета
и отчетности для банков и
небанковских кредитно-финансовых
организаций;
порядок проведения безналичных и наличных
расчетов, правил проведения других банковских
операций;
осуществление государственной
регистрации кредитных учреждений,
выдачу им лицензий;
регулирование деятельности
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, надзор за ними;
организацию составления платежного
баланса Республики Беларусь;
создание золотовалютных резервов;
заключение соглашений с центральными
банками и кредитными организациями иностранных
государств и др.
Национальный банк и правительство
Республики Беларусь взаимодействуют
в разработке и проведении единой экономической,
финансовой и денежно-кредитной политики. Председатель Правления Национального
банка – член правительства Республики
Беларусь.
Однако Национальный банк не отвечает
по обязательствам правительства, и, наоборот,
за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
Национальный банк в пределах своей компетенции
принимает нормативные правовые акты,
обязательные для исполнения юридическими
и физическими лицами, действующими на
территории Республики Беларусь. Национальный
банк может участвовать в деятельности
международных банковских объединений,
союзов, ассоциаций, представляет Республику
Беларусь в международных организациях
по вопросам денежно-кредитной политики,
валютного регулирования и иным вопросам,
находящимся в его компетенции.
Национальный банк состоит из центрального
аппарата и структурных подразделений.
К структурным подразделениям относятся
главные управления по областям с их отделениями
в городах, специализированное управление,
учебный центр, центральное хранилище,
расчетный центр. Необходимыми для обеспечения
деятельности Нацбанка организациями
являются учреждение образования «Полесский
государственный университет» и республиканское
унитарное предприятие «Центр банковских
технологий».
29.ИПОТЕЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ
банков
Ипотека представляет собой залог
недвижимости для обеспечения денежного
требования кредитора (залогодержателя)
к должнику (залогодателю).
Существуют и другие
понятия ипотеки. Ипотека – это кредит, полученный
под залог недвижимости. В РФ порядок осуществления
ипотеки регулируется Федеральным законом
«Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Ипотека устанавливается
на имущество, которое принадлежит залогодателю
на правах собственности или хозяйственного
ведения.
Имущество, на которое
установлена ипотека, остается у залогодателя
в его владении и пользовании.
На имущество, находящееся
в общей совместной собственности (без
определения доли каждого из собственников
в праве собственности), ипотека может
быть установлена при наличии согласия
на это всех собственников. Согласие должно
быть дано в письменной форме.
Предмет ипотеки определяется в договоре с
указанием его наименования, места нахождения
и описанием, достаточным для идентификации
этого предмета.
В договоре об ипотеке должны
быть указаны право, в силу которого имущество,
являющееся предметом ипотеки, принадлежит
залогодателю, и наименование органа государственной
регистрации прав на недвижимое имущество,
зарегистрировавшего это право залогодателя.
Оценка предмета ипотеки определяется в соответствии
с законодательством по соглашению залогодателя
с залогодержателем.
При ипотеке государственного
и муниципального имущества его оценка осуществляется
в соответствии с требованиями, установленными
федеральным законом и в определенном
им порядке.
Договор об ипотеке
должен быть нотариально удостоверен
и подлежит государственной регистрации.
Несоблюдение правил о нотариальном удостоверении
и государственной регистрации договора
об ипотеке влечет его недействительность.
Договор об ипотеке
считается заключенным и вступает в силу
с момента его государственной регистрации.
Права залогодержателя
по обеспеченному ипотекой обязательству
и по договору об ипотеке могут быть удостоверены
закладной.
Закладная является
именной ценной бумагой, удостоверяющей
следующие права ее законного владельца:
– право на получение
исполнения по денежному обязательству,
обеспеченному ипотекой имущества, указанному
в договоре об ипотеке;