Экономическая теория налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
I. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность налогов………………………….……………………………………5
1.2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 7
1.3. ВИДЫ НАЛОГОВ 10
II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 13
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 13
2.2. СТРУКТУРА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
III. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИТЕМЫ РФ 26
3.1. РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ 26
3.2. МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИСТОВ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.Экономическая теория налогооблажения.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема: «Экономическая теория налогообложения»

 

 

Выполнил: студент заочной формы обучения

СТЕПАНОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА (  подпись, дата  )

Логин ______

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

 

 

 

Улан-Удэ

2011

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку  рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.

В наши дни ведётся  активная разработка налогового кодекса Российской Федерации, здесь приведены  мнения  некоторых  российских  ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, такой как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а так же множество периодических изданий, например журналы “Эксперт”, “Консультант плюс”, “Главный бухгалтер”, “Всё о налогах”, “Бухгалтерский учёт” и т.п. При написании курсовой работы за базу было взято учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника1.

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.

 

I. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

    1. Сущность налога

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.

Первый сущностный признак  налога - отношение власти и подчинения. В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.).

Второй признак налогов - смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак отличает налоги от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд обязательного  медицинского страхования, Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Для изучения каждого  налога необходимо выделить его элементы:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- единица (масштаб) обложения;

- ставка налога;

- оклад налога;

- налоговый период;

- налоговая квота (бремя налога);

- налоговая льгота;

- налоговая политика;

- налоговый кадастр;

- система налогов.

Субъект налога - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример - косвенный налог: субъект налога - производитель или продавец товара, носитель - потребитель товара.

Объект налога - имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления, доходы.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица (масштаб) налога - часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.

Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения.

Налоговая политика - меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система налогов - перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.

 

1.2. Функции налогов

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых  систем исторически определили четыре основные его функции:

  1. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов
  2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики
  3. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними
  4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный  бюджет можно сформировать и без  них. Важную роль играет функция, без  которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. При помощи налогов в государственном бюджете собираются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим образом, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов  — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

1.3. Виды налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется  на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация  налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который  первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы  (облагается  относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Информация о работе Экономическая теория налогообложения