Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 12:32, реферат
Цель работы - охарактеризовать функциональные, тематические, жанровые особенности познавательно-развлекательных журналов для детей России.
Объектом курсовой работы являются периодические издания, предназначенные для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, то есть «детская журналистика».
Предметом определяются познавательно-развлекательные журналы для детей.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятия «детский журнал».
2. Определить типологические особенности познавательно-развлекательного детского журнала.
3. Изучить тенденции развития современной российской журналистики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Детская журналистика, типологические
особенности, целевое назначение………………………………………….4
1.1 Специфика детской субкультуры………………………………………...4
1.2 Понятие, типологичиские особенности,
функции детской журналистики, традиции………………………………8
ГЛАВА 2. Типологические особенности
познавательно - развлекательных журналов для детей…………………….14
2. 1 Основные типоформирующие признаки и целевое
назначение детских журналов…………………………………….………….14
2.2 Познавательно-развлекательные журналы для детей России………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Детская журналистика, типологические
особенности, целевое назначение………………………………………….4
1.1 Специфика детской субкультуры………………………………………...4
1.2 Понятие, типологичиские особенности,
функции детской журналистики, традиции………………………………8
ГЛАВА 2. Типологические особенности
познавательно - развлекательных журналов для детей…………………….14
2. 1 Основные типоформирующие признаки и целевое
назначение детских журналов…………………………………….………….14
2.2 Познавательно-развлекательные журналы для детей России………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя – «Homo legens» - «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Но сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Рубеж веков стал для чтения подрастающего поколения в значительной степени переломным периодом. Опасения о «нечтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, они имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек подрастающего поколения. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Актуальность темы определяется ролью публицистики для детей, ее уникальным педагогическим, нравственным и эстетическим потенциалом для формирования личности ребенка, его социализации. Знакомство любого человека с миром печатных средств массовой информации начинается, как правило, с чтения специально предназначенных для детей и рассчитанных на понимание ребенка газет и журналов – периодических изданий для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Сегодня происходит становление новой «модели детского чтения» как комплекса характеристик чтения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы.
Цель работы - охарактеризовать функциональные, тематические, жанровые особенности познавательно-развлекательных журналов для детей России.
Объектом курсовой работы являются периодические издания, предназначенные для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, то есть «детская журналистика».
Предметом определяются познавательно-развлекательные журналы для детей.
Задачи:
3. Изучить тенденции развития современной российской журналистики.
Структура работы состоит их введения, двух глав, заключения , списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 Детская журналистика, типологические особенности, целевое назначение
1.1 Специфика детской субкультуры
Специалисты в области юнологии, науки о молодёжи, считают, что для работы с детьми необходимо правильно представлять систему ценностей, обычаи, одежду, моду, музыку, танцы и прочее, характеризующее мир тех, кому минуло «надцать» лет1. Существуют различные критерии для выделения возрастных рамок (и – как следствие – различные концепции): биологические (завершение пубертатного возраста, приходящегося приблизительно на 17 лет), социальные (достижение совершеннолетия – 18 лет), экономические (возраст получения минимально возможного профессионального образования – 19 лет), психологические (соотнесение уровня психического развития со среднестатистическими нормами, принятыми в данном обществе в данное время) и пр. Нижние и верхние границы возрастных периодов изменяются в зависимости от влияния исторических, географических, психологических, физиологических, социокультурных и других факторов.
Классическая детская (возрастная) психология определяет детство как период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления личности ребенка, превращение его в полноценного члена человеческого общества. 2
Профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Л.Ф. Обухова подчеркивает, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Это значит, что человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки.
Возраст – это некая объективная переменная. Преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова М.Е. Аникина подчеркивает, что по мере развития общества и усложнения социальных связей и отношений необходимость учёта своеобразия представителей различных возрастных категорий увеличивается. 3 Темпы общества растут, а вместе с этим возрастает значение все более коротких интервалов жизни. Особенно «дробным» является начальный период от рождения до 18 лет. Для формирования теоретических представлений об основных составляющих детского издания, необходимо говорить не только об общих границах группы, но и о внутренней структуре детской аудитории. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о детской субкультуре. Автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, доцент факультета психологии СПбГУ М.В. Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества». 4
До недавнего времени детскую субкультуру не принимали во внимание в процессе становления и развития ребенка, так же как и сам период детства.
Детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми.
Еще одно определениедетской субкультуры представлено в психологическом словаре – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. 5
Детское сообщество является
носителем детской субкультуры,
в которой просматривается
Известный петербургский учёный, философ, культуролог, профессор М.С. Коган говорит о том, что культура детства двуслойна. Один ее слой – культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй – формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщиться к достижениям истории культуры, и через процессы распредмечивания стать культурным человеком. Таким образом, человек является не только творцом культуры, но и ее творением. Распредмечивая человеческое содержание, заключенное в предметности культуры, человек вбирает его в себя, усваивает его и присваивает, становясь тем самым культурным, общественным существом7.
М.В. Осорина отмечает три главных фактора, определяющих формирование ребенком определенного мировосприятия в процессе взросления: первый – это влияния «взрослой культуры», активными проводниками которой являются, первоначально родители, а затем и другие воспитатели; второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в понимании детьми того, как освоить мир вокруг8.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, но все-таки обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно. В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская. Субкультуру школьного периода можно дифференцировать тремя периодами: начальные классы (дети 6/7-10/11 лет), среднее звено (дети 11/12-15/16 лет – подростки) и старшее звено (16-18 лет). Это период характеризуется усложнением морально-этических форм взаимодействия в детском коллективе. В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.
В контексте того, что детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов развития личности, выполняет одну из важнейших функций социализации, следует вести речь о детском издании как субкультурном феномене. Исследователь детской прессы МГУ им. М.В. Ломоносова И.А. Руденко выделяет четыре типа изданий: для дошкольников; для младших школьников; для подростков; для старшеклассников. Такое деление обеспечивает возрастную общность и близость интересов, поэтому и само понятие «детская пресса» предполагает уточнение: для какого именно сегмента детской аудитории предназначено то или иное издание. Исходя из этого, очевидная сегментация рынка детских изданий является закономерным следствием необходимости удовлетворить дифференцированные информационные потребности детей, учитывая социально-психологические особенности разных детских групп и характер потребления информации.
1.2 Понятие, типологические особенности, функции детской журналистики, традиции
Журнал - периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает, меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней. Для журнала в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, в большей - интервью и аналитические статьи. 9
Типология журнальных изданий предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку.
Детский иллюстрированный журнал - самостоятельный тип массового периодического художественного издания, ориентированный на определенный возраст читателя, его жизненный опыт и своеобразное восприятие. И в тоже время - это сложный и многогранный организм, в котором единство публицистической и художественной сторон обусловлено союзом художников, литераторов, полиграфистов. Тесная взаимосвязь творчества графика с характером публикуемого материала и одновременно с работой редакции и типографии делает журнал результатом деятельности художественного коллектива. Однако это не исключает свободы индивидуального проявления каждого из них, сохраняя одновременно общность стиля. Детские иллюстрированные журналы, подчиняясь общим законам оформления художественных изданий с логикой их конструктивных элементов, ориентировались на детское восприятие.
Терминология слова "журнал" ведет свое происхождение от французского journal, в переводе обозначающего «дневник», 5 газета». Впервые издание подобного рода появилось во Франции в 1665 году под названием 'Журналь де Саван' ('Journal des Savans'). Московский ежемесячник «Детское чтение для сердца и разума», издаваемый Н.И.Новиковым с 1785 по 1789 год стал первым отечественным детским журналом. Появление журнальной иллюстрации в изданиях для детей относится к началу XIX столетия, тогда как художественное оформление детского журнала как единого целого структурных элементов окончательно сформировалось уже в XX веке10.
Детская журналистика в России началась с журнала. В 1785 году Н.И. Новиков в качестве бесплатного приложения к газете «Московские ведомости» начинает издавать первый журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789 гг.). Приступая к журналу, Новиков руководствовался мыслью о том, что «в нашем отечестве... детям читать нечего» и для разумного воспитания необходимо предоставить юным читателям доступное их возрасту полезное и приятное чтение. Это намерение определялось педагогическими взглядами, подробно изложенными им в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.). Новиков был убеждён, что процветание государства, благополучие народа зависит от «доброты нравов», а привить «добрые нравы», «добродетель», «народную гордость», уважение к другим можно посредством достойного воспитания. В детях издатель-просветитель видел «будущую подпору Отечеству». Только добрый, счастливый человек, по мнению Новикова, становится полезным Отечеству гражданином. Достойное воспитание, считал Н.И. Новиков, состоит из воспитания физического, нравственного и интеллектуального – «просвещение или образование разума» 11.