Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 12:32, реферат
Цель работы - охарактеризовать функциональные, тематические, жанровые особенности познавательно-развлекательных журналов для детей России.
Объектом курсовой работы являются периодические издания, предназначенные для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, то есть «детская журналистика».
Предметом определяются познавательно-развлекательные журналы для детей.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятия «детский журнал».
2. Определить типологические особенности познавательно-развлекательного детского журнала.
3. Изучить тенденции развития современной российской журналистики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Детская журналистика, типологические
особенности, целевое назначение………………………………………….4
1.1 Специфика детской субкультуры………………………………………...4
1.2 Понятие, типологичиские особенности,
функции детской журналистики, традиции………………………………8
ГЛАВА 2. Типологические особенности
познавательно - развлекательных журналов для детей…………………….14
2. 1 Основные типоформирующие признаки и целевое
назначение детских журналов…………………………………….………….14
2.2 Познавательно-развлекательные журналы для детей России………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………32
«Детское чтение для
сердца и разума» был первым журналом
в России, при подготовке которого
учитывались особенности
Журнал на долгие годы стал образцом детского журнала, вплоть до XX века определил правила построения детского журнала. В первом номере журнала в обращении к юным читателям было обозначено содержание издания: 1) моральные и нравоучительные пьесы, «чтение таких пьес послужит к рождению во младых сердцах ваших таких чувствований, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему творцу и добрыми гражданами вашего Отечества» (1785 Ч.1); 2) «для обогащения ума» журнал будет содержать пьесы физики, натуральной истории, географии. Каждая книжка содержала литературно-художественное произведение, научно-популярные, занимательные и общепознавательные статьи, переводные материалы. В журнале помещались очерки по различным отраслям науки («О побуждении диких животных к сохранению жизни», «О системе мира», «Путешествие Васко да Гамы в Индию» и др.), повести, басни, пословицы, сказки, нравоучительные статьи («Плачевные следствия пристрастия к игре», «О скромности», «Детская любовь и благодетельность», «Награждение прилежности и бережливости»), анекдоты. С. Аксаков, вспоминая о «Детском чтении для сердца и разума», писал: «В детском уме моем журнал произвел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее» .12
В первом детском
журнале были эпизоды из
В журнале сложилась система дидактических приемов и жанров. В первом номере журнала редакция познакомила читателей с наставником Добросердовым – «он человек уже не молодой, умный, обращался всегда в хорошем обществе, читал много хороших книг, и веселого нраву» (1785. Ч.1). Добросердов в дальнейшем выступает и как повествователь («Прогулка», «Суд над детьми»), и как собеседник-наставник в «разговорах». Для жанра «разговор» характерна доверительность, обращение к читателям как участникам беседы: «Здравствуйте, любезные дети! Каково вы живете! Все ли вы здоровы? – Мне приятно, что вы так веселы. Конечно, вы нынешний день хорошо проводили?» (1785. Ч.1). Монологи Добросердова сменяются «разговорами», построенными в форме диалога («Разговор между отцом и сыном о том, для чего в свете одни бедны, а другие богаты», «Разговор между матерью и дочерью»). В жанре «разговора» дается и научно-популярная информация – «Разговор о воздухе», «Разговор между отцом и сыном о снеге», «Разговор между отцом и детьми о громе». Большое место занимает жанр письма – «Переписка отца с сыном о деревенской жизни», «Письмо от отца к сыну». Журнал предназначался для детей из всех слоев общества. На него подписывались дворяне, купцы, чиновники, священнослужители. Журнал Новикова в дальнейшем не раз переиздавался, его материалы использовались при составлении букварей и хрестоматий для учащихся.
Первый детский журнал
заложил важнейшую традицию отечественной
детской периодики: энциклопедизм
в сочетании с
Детская журналистика тесно взаимодействует с социальными институтами – образованием, наукой, культурой. Данную взаимосвязь предопределили основные функции детской периодики:
1) функция этического и эстетического воспитания – периодические издания для детей воспитывают способность к эстетическому восприятию мира, стремление к творчеству по законам красоты, формируют эстетический идеал юного читателя, а также демонстрируют примеры моральности, героизма, добра, уважения;
2) образовательная и
культурно-просветительская
3) рекреативная функция
– детские издания содействуют
снятию усталости и напряжения,
восстановлению и укреплению
душевного спокойствия и
4) функция социализации
– «присваивая» информацию
Таким образом, большинство детских изданий создаются по принципу «Развлекая – поучать!». В них широко используются игровые формы контакта с аудиторией.
ГЛАВА 2 Типология информационно- развлекательных журналов для детей
2. 1 Основные типоформирующие признаки и целевое назначение детских журналов
Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, журналы для младших школьников), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом). 14
По характеру информации издания бывают:
Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а тематические, по интересам, отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном опираются на творчество профессиональных журналистов, а юнкоровские – основаны на самодеятельном детском творчестве.
Специфической чертой современной детской журналистики является успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора – работают сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются в типографиях.
Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень.
Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.
Основным типологическим признаком современной детской периодики является характер аудитории, в первую очередь – возраст читателей. Традиционно психологи определяют границы детства от рождения до десяти-одиннадцати лет. Так, возраст от четырех до шести лет – это «возраст игры», являющейся основой познавательной деятельности ребенка, период формирования личности, мотивы и желания которой начинают складываться в иерархичную систему.
В дошкольном возрасте для восприятия информации большую роль играет иллюстрация. Журналы для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира: читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи). 15
Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященных различным темам. Журналы претворяют в жизнь такие идеалы государства, как поддержка патриотизма и активной гражданской позиции подрастающего поколения, формирование уважительных отношений к личности и ее правам. Периодические издания утверждают, что читать необходимо, чтобы много знать, быть эрудированным. Этой цели служат многочисленные познавательные рубрики, которые знакомят юного читателя с этикетом и правилами поведения в обществе, с культурой зарубежья, с искусством. В младшем школьном возрасте усложняются переживания, появляются первые сущностные связи с миром, осознается сложность получения жизненного опыта. Поэтому на страницах журналов для школьников поднимаются новые и более значимые проблемы и вопросы: религия (например, рубрика «Дорога к Храму» журнала «Качели») и здоровый образ жизни (например, рубрика «Быть здоровым – модно!» журнала «Качели»).
Таким образом, основным типоформирующим признаком современной детской периодики является характер аудитории, в первую очередь – возраст читателей.
Сложились четыре типа изданий:
Издания делятся на группы
по таким характеристикам
Еще одним признаком, позволяющим группировать издания в зависимости от характера аудитории, является масштаб распространения. По этому признаку можно выделить следующие группы:
Функциональная структура детских СМИ соответствует их типологической структуре. По целевому назначению можно выделить:
Издаются журналы, адресованные школьникам, учителям и родителям, например, «Введенская сторона» в Старой Руссе. Существуют специальные издания для детей с ограниченными возможностями и для детей, живущих в детских домах.
В «Журналисте» предлагается такое деление:
Основные сегменты детского журнального рынка:
Следует отметить, что
данное разделение является условным,
так как одно и то же издание
может содержать как