Детские журналы для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 12:32, реферат

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать функциональные, тематические, жанровые особенности познавательно-развлекательных журналов для детей России.
Объектом курсовой работы являются периодические издания, предназначенные для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, то есть «детская журналистика».
Предметом определяются познавательно-развлекательные журналы для детей.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятия «детский журнал».
2. Определить типологические особенности познавательно-развлекательного детского журнала.
3. Изучить тенденции развития современной российской журналистики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Детская журналистика, типологические
особенности, целевое назначение………………………………………….4
1.1 Специфика детской субкультуры………………………………………...4
1.2 Понятие, типологичиские особенности,
функции детской журналистики, традиции………………………………8
ГЛАВА 2. Типологические особенности
познавательно - развлекательных журналов для детей…………………….14
2. 1 Основные типоформирующие признаки и целевое
назначение детских журналов…………………………………….………….14
2.2 Познавательно-развлекательные журналы для детей России………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Детские журналы.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

«Детское чтение для  сердца и разума» был первым журналом в России, при подготовке которого учитывались особенности детской  аудитории, воспитательные и познавательные задачи чтения. Целью издания являлось «распространение науки, добрых обычаев, обогащение ума и воспитание чувств». К сотрудничеству привлекались видные писатели и педагоги. Журнал выходил еженедельно и составлял комплект из двадцати книжек. Часть книг (1–9 и 16–20), как отмечает историк журналистики А.В. Западов, редактировал сам Н.И. Новиков, над другими номерами журнала работали А.А. Петров и H.M. Карамзин. Н.М. Карамзин в «Детском чтении для сердца и разума» начал публиковать свои переводы и первые повести, в том числе повесть «Евгений и Юлия».

Журнал на долгие годы стал образцом детского журнала, вплоть до XX века определил правила построения детского журнала. В первом номере журнала  в обращении к юным читателям  было обозначено содержание издания: 1) моральные и нравоучительные пьесы, «чтение таких пьес послужит к рождению во младых сердцах ваших таких чувствований, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему творцу и добрыми гражданами вашего Отечества» (1785 Ч.1); 2) «для обогащения ума» журнал будет содержать пьесы физики, натуральной истории, географии. Каждая книжка содержала литературно-художественное произведение, научно-популярные, занимательные и общепознавательные статьи, переводные материалы. В журнале помещались очерки по различным отраслям науки («О побуждении диких животных к сохранению жизни», «О системе мира», «Путешествие Васко да Гамы в Индию» и др.), повести, басни, пословицы, сказки, нравоучительные статьи («Плачевные следствия пристрастия к игре», «О скромности», «Детская любовь и благодетельность», «Награждение прилежности и бережливости»), анекдоты. С. Аксаков, вспоминая о «Детском чтении для сердца и разума», писал: «В детском уме моем журнал произвел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее» .12

 В первом детском  журнале были эпизоды из биографий  известных людей, статьи о жизни  и привычках животных, заметки  о комете, затмениях, приливах  и многое другое. В журнале  поднимались вопросы гуманизма,  Новиков убеждал молодых дворян уважать тяжёлый крестьянский труд, видеть в крепостном человека. Не раз в нравоучительных рассказах утверждалась мысль о том, что люди простого сословия добры, умны и благородны. Например, на протяжении нескольких номеров журнала за 1785 год печатается переписка между отцом и сыном. Отец отправил своего избалованного сына в деревню к брату, чтобы он увидел жизнь, близкую к земле и природе, узнал, что такое труд и заслуженный отдых. Петербуржский ребенок, полный высокомерия и презрения, по отношению к сельской жизни, братьям и дяде, работающим на земле, после нескольких месяцев понимает пользу такого образа жизни, признает духовное и нравственное превосходство своих братьев. Рассказ «Разговор» (1785. Ч.3) построен как беседа между наставником и капризной девушкой, презирающей слуг и их труд. Наставник подчеркивает познавательную ценность работы на земле и труда в целом: «Садовник, которому вы оказываете такое презрение, есть человек искусный. Он знает свойства земли … Он употребляет всякий день это полезное знание, от чего силы его разума укрепляются, и он учится сравнивать одно с другим, различать, размышлять и судить с такою же исправностью, как и философ» (1785. Ч. 3. С. 56) 13.

В журнале сложилась  система дидактических приемов  и жанров. В первом номере журнала редакция познакомила читателей с наставником Добросердовым – «он человек уже не молодой, умный, обращался всегда в хорошем обществе, читал много хороших книг, и веселого нраву» (1785. Ч.1). Добросердов в дальнейшем выступает и как повествователь («Прогулка», «Суд над детьми»), и как собеседник-наставник в «разговорах». Для жанра «разговор» характерна доверительность, обращение к читателям как участникам беседы: «Здравствуйте, любезные дети! Каково вы живете! Все ли вы здоровы? – Мне приятно, что вы так веселы. Конечно, вы нынешний день хорошо проводили?» (1785. Ч.1). Монологи Добросердова сменяются «разговорами», построенными в форме диалога («Разговор между отцом и сыном о том, для чего в свете одни бедны, а другие богаты», «Разговор между матерью и дочерью»). В жанре «разговора» дается и научно-популярная информация – «Разговор о воздухе», «Разговор между отцом и сыном о снеге», «Разговор между отцом и детьми о громе». Большое место занимает жанр письма – «Переписка отца с сыном о деревенской жизни», «Письмо от отца к сыну». Журнал предназначался для детей из всех слоев общества. На него подписывались дворяне, купцы, чиновники, священнослужители. Журнал Новикова в дальнейшем не раз переиздавался, его материалы использовались при составлении букварей и хрестоматий для учащихся.

Первый детский журнал заложил важнейшую традицию отечественной  детской периодики: энциклопедизм  в сочетании с художественностью, уважение к сознанию ребёнка, правдивость  и оптимистичный тон. Журнал оказал огромное влияние на целое поколение детей и стал образцом для многих последующих изданий.

Детская журналистика тесно  взаимодействует с социальными  институтами – образованием, наукой, культурой. Данную взаимосвязь предопределили основные функции детской периодики:

1) функция этического и эстетического воспитания – периодические издания для детей воспитывают способность к эстетическому восприятию мира, стремление к творчеству по законам красоты, формируют эстетический идеал юного читателя, а также демонстрируют примеры моральности, героизма, добра, уважения;

2) образовательная и  культурно-просветительская функция  – детские журналы выступают  в роли распространителя актуальных  сведений о мире, предметах, явлениях, новых открытиях, а также знаний  о высоких культурных ценностях  с целью обогатить внутренний мир ребенка;

3) рекреативная функция  – детские издания содействуют  снятию усталости и напряжения, восстановлению и укреплению  душевного спокойствия и равновесия  путем создания условий для  отдыха, интересного и приятного  времяпрепровождения;

4) функция социализации  – «присваивая» информацию журналов, ребенок идентифицирует себя  с некоторой социальной группой  и приобщается к ее ценностям,  моделирует свои личностные и  социальные качества, учится устанавливать  контакты с другими людьми  и т.д.

Таким образом, большинство детских изданий создаются по принципу «Развлекая – поучать!». В них широко используются игровые формы контакта с аудиторией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Типология информационно- развлекательных журналов для детей

2. 1 Основные типоформирующие признаки и целевое назначение детских журналов

Современная система  детской прессы отвечает разнообразным  потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, журналы для младших школьников), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом). 14

По характеру информации издания бывают:

  • универсальные и тематические;
  • традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские  издания отражают все сферы жизни общества, а тематические, по интересам, отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном опираются на творчество профессиональных журналистов, а юнкоровские – основаны на самодеятельном детском творчестве.

Специфической чертой современной  детской журналистики является успешное развитие юнкоровской прессы, в которой  на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора – работают сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются в типографиях.

Руководят ими опытные  журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень.

Юнкоровские издания  – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и  непохожие на издания традиционной детской прессы.

Основным типологическим признаком современной детской периодики является характер аудитории, в первую очередь – возраст читателей. Традиционно психологи определяют границы детства от рождения до десяти-одиннадцати лет. Так, возраст от четырех до шести лет – это «возраст игры», являющейся основой познавательной деятельности ребенка, период формирования личности, мотивы и желания которой начинают складываться в иерархичную систему.

В дошкольном возрасте для  восприятия информации большую роль играет иллюстрация. Журналы для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира: читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи). 15

Издания для младших  школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященных различным темам. Журналы претворяют в жизнь такие идеалы государства, как поддержка патриотизма и активной гражданской позиции подрастающего поколения, формирование уважительных отношений к личности и ее правам. Периодические издания утверждают, что читать необходимо, чтобы много знать, быть эрудированным. Этой цели служат многочисленные познавательные рубрики, которые знакомят юного читателя с этикетом и правилами поведения в обществе, с культурой зарубежья, с искусством. В младшем школьном возрасте усложняются переживания, появляются первые сущностные связи с миром, осознается сложность получения жизненного опыта. Поэтому на страницах журналов для школьников поднимаются новые и более значимые проблемы и вопросы: религия (например, рубрика «Дорога к Храму» журнала «Качели») и здоровый образ жизни (например, рубрика «Быть здоровым – модно!» журнала «Качели»).

Таким образом, основным типоформирующим признаком современной детской периодики является характер аудитории, в первую очередь – возраст читателей.

Сложились четыре типа изданий:

  • для дошкольников: журналы «Веселые картинки», «Для самых-самых маленьких», «Воробышек», «Спокойной ночи, малыши» и др.;
  • для младших школьников: журналы «Мурзилка», «Первоклашка», «Простоквашино» и др.;
  • для подростков: журналы «Чудеса и тайны планеты», «Юный художник» и др.;

Издания делятся на группы по таким характеристикам аудитории, как пол читателей: для девочек («АиФ. ИКС-пилот для девочек») и  мальчиков «АиФ. ИКС-пилот для мальчиков»); мировоззрение: для верующих (православные журналы «С нами Бог», «Божий мир», «Пчелка», «Зернышко»).

Еще одним признаком, позволяющим группировать издания  в зависимости от характера аудитории, является масштаб распространения. По этому признаку можно выделить следующие группы:

  • распространяемые по России и странам СНГ: «Том и Джерри» и др.;
  • региональные издания на русском и национальных языках; областные, районные и городские: такие, как журналы «Дождь», «Непоседы», газета «Лесовичок», Тюменская область, газеты «Молодежка» г. Ялуторовск, «Синица» г. Сургут и др.;
  • школьная пресса – пресса для учащихся одного учебного заведения.

Функциональная структура  детских СМИ соответствует их типологической структуре. По целевому назначению можно выделить:

  • информационно-публицистические издания: журналы «Пионер», «Костер»;
  • научно-популярные: «Юный техник», «Юный эрудит», развлекательные: «Поле чудес для детей», «Веселые медвежата», «Черепашки Ниндзя»;
  • литературно-художественные: «Школьная роман-газета», «Мы», «Родничок», «Недоросль», «Колобок и Два Жирафа» и др.

Издаются журналы, адресованные школьникам, учителям и родителям, например, «Введенская сторона» в Старой Руссе. Существуют специальные издания  для детей с ограниченными  возможностями и для детей, живущих в детских домах.

В «Журналисте» предлагается такое  деление:

  • развлекательные журналы;
  • познавательные журналы, журналы для детского творчества;
  • кроссворды;
  • комиксы;
  • журналы о природе и приключениях16.

Основные сегменты детского журнального рынка:

  • Развлекательные журналы: «Винни и его журнал», «Принцесса», «Фея», «Дисней для малышей», «Ведьма», «Принцесса Сисси», «Играем с Барби», «Смешарики», «Лунтик», «Веселые картинки», «Мурзилка»;
  • Познавательные журналы: «Клепа», «Понимашка», «Чудеса и тайны», «Юный эрудит», «Простоквашино», «Коллекция идей», «Эскиз»;
  • Кроссворды: «Кроссворденок» газеты «Мир новостей», «Кротенок», «Золотая антилопа»;
  • Комиксы: «Приключения Скуби-Ду», «Багз Банни и его друзья», «Микки Маус», «Том и Джерри»;
  • Природа и приключения: «ГЕОленок», «Тошка», «Юный путешественник», «Чудеса и приключения – детям», «Юный натуралист», «Филя».

Следует отметить, что  данное разделение является условным, так как одно и то же издание  может содержать как познавательные, так и развлекательные элементы. Чаще всего журналы самоопределяются и позиционируют себя согласно выбранному типажу.

Информация о работе Детские журналы для детей