Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:32, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение места желтой прессы в контексте развития информационного общества.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю возникновения «желтой прессы».
2. Выявить характерные черты «желтой прессы».
3. Проанализировать заголовки желтой прессы с целью выявления наиболее характерных признаков.
4. Охарактеризовать роль «желтой прессы» в обществе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I «Желтая пресса»: история формирования, причины влияния на общественное мнение, отличительные черты как типа издания………..6
1.1 Социальная сущность «желтой прессы»..…………………………… …6
1.2 Типологические черты желтой прессы…………………………………13
1.3 Природа заголовков в прессе. Заголовки в желтых изданиях………...21
Глава II Анализ заголовков в прессе…………………………………….…25
2.1 Методы воздействия российских изданий желтой прессы…………….25
2.2 Анализ заголовков как совокупного заголовочного текста…………...29
2.3 Анализ заголовков по иным существующим классификациям……….35
Заключение ……………………………………………………………………...38
Список литературы ……………………………………………………………..40
«Желтая пресса» использует такой тип текста, как гедонистический. Его главный момент – это эпатаж: стремление подать как высшее удовольствие нарушение табу, осмеяние ценностей, выход за рамки норм и законов, подкрепляемый сверхсильными раздражителями – демонстрацией больших выигрышей, картин страдания и смерти, порнографии, ненормативной лексики. В процессе анализа гедонистических материалов нами были выявлены следующие ведущие черты, присущие данным текстам:
- глумливость,
- индивидуализм,
- эпатажность,
- десакрализация,
- формирование «псевдособытий»,
- организация заказных интервью,
- провоцирование «нужных» высказываний,
- возбуждение аудитории,
- личное вмешательство в ход событий.
Получается, что попытки заглушить моральный дискомфорт демонстративной издевкой, уличной риторикой, пессимистично-циничными прогнозами, в конечном счете, приводят к глумлению над всем и вся. Так в гедонистическом тексте появился коронный признак – глумливость, журналисты свысока, как бы третируя «низкие истины», лично им чуждые и омерзительные, «срывают покровы», разоблачают и витийствуют. Но журналистский глум – не только благопристойное прикрытие предосудительного умысла или примитивного цинизма. Прежде всего, это санкция на бесцеремонность в общественных отношениях, практически легализация своеобразного коммуникативного суда Линча, официальная индульгенция на любые ответные оценки и поступки, которые вызовет гедонистический текст, возбуждающий драйв-мышление массы людей. Отказаться от такого соблазна психологически очень трудно. Почти невозможно. И гедонистический текст из безобидного развлекательного чтения превращается в коварное средство, чреватое информационным насилием, духовными и политическими манипуляциями. 3
____________
3Статья о драйв-мышлении на страницах «желтой» прессы. Конференция «СМИ и общество» - Материалы II научно-практической конференции.
1.2. Типологические черты «желтой прессы»
Характерным признаком «желтой прессы» является специфика её взаимодействия с аудиторией. «Желтая пресса» ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к размышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетные: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на её готовность усвоить любой предложенный текст. Таким образом, важной характерной чертой рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая пресса» проявляет к трем видам табуированной информации.
Во-первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютируя её сенсационную и биолого-натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют либо изображения фотомоделей (пионерами использования подобных снимков стали американский журнал Playboy и английская газета The Sun), либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Еще ярче данную методику демонстрируют разнообразные тестовые материалы «желтой» прессы, в которых гипертрофирует роль сексуальных отношений в культуре, а частный интерес выдается за общую тенденцию, обусловленную биологическими законами существования. «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.
Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Выделены два уровня вмешательства «желтой прессы» в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщение о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения). Эту практику называют «мягкой» поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.
В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая пресса» использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.
Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Освещение реальных сенсаций в «желтой прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие у аудитории в значительной степени тревожные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности.
В процессе поиска
решения данной проблемы «
Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой прессе» отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и её избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически всё внимание публики, которого не остается на действительно важные события.
Следующая типологическая черта «желтой» прессы – тематический эклектизм. В «желтой» прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.
В «желтых» СМИ выделяют два способа проявления эклектизма:
- нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.
- превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «Комсомольская правда, «Жизнь», «The Sun», написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У потребителя складывается такая картина реальной действительности, в которой невозможно выделить важное и второстепенное, что становится одной из причин когнитивного диссонанса.
Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается обилие «ярких» оформительных элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых заголовков, в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.
Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимание аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полос и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.
«Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса.
Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX в. особым оформительным элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала.
Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
1. Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.
Например, "Дель Торо стал дикарем". В тексте рассказывается о том, как актер готовится к съёмкам в фильме Оливера Стоуна.
2. Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. Бульварные заголовки «заманивают» читателя каким-то одним аспектом, который часто не может выразить смысл статьи.
Например, "Лариса Черникова: я видела собачье изнасилование"
3. Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
Например: "Новые русские спят с Мадонной".4
Несмотря на такую бы, казалось, отрицательную черту, у желтой прессы множество поклонников. По опросу Интернет-портала РУФА.ru, 40% респондентов приписывают чтение низкопробной прессы своим друзьям и знакомым, и лишь 2% признались в своем увлечении «желтыми изданиями». Практика (продажи газет, интерес аудитории, рекордное количество рекламы) показывает, что большое число людей интересуется подобными изданиями.
Издания «желтой» прессы, имеет свою целевую аудиторию, а значит, обречен на существование. Есть положительный момент – данное издание, составляет здоровую конкуренцию другим СМИ, что способствует их развитию и повышению качества предоставляемой информации, качества печатной продукции. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, реактивная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Реактивная функция реализуется через представление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы.
Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознание индивидуумов включенности в коммуникативный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение реактивных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа.
Информация о работе "Желтая пресса" в контексте развития информационного общества