Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:24, реферат
Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая "Вторая древнейшая профессия". И все же обаяние легенды оказывается сильнее...
Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся социальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества.
Иногда полагается, что набор одних и тех же стандартных вопросов («что вам нравится?», «что не нравится?», «что цените в мужчинах?», «... в женщинах?», «над чем сейчас работаете?», «расскажите что-нибудь о...», «что больше всего запомнилось?», «что вы цените в искусстве?» и т.п.), выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку, причем безапелляционно, словно сам-то интервьюер знает правильные ответы на любой вопрос. Это глубокое заблуждение. Настоящий серьезный интервьюер придумывает вопросы каждый раз новые – исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос – вещь одноразовая.
Найти хорошего интервьюера сегодня непросто. Работа с людьми требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника. Убедить респондента в том, что именно его мнение очень важно, – дело не из легких. Кроме того, интервьюер должен быть ответственным: заполнять бланки добросовестно и сдавать анкеты в срок.
От интервьюеров очень многое зависит, порой больше, чем от исследователя. Ведь если интервьюеры исказят собираемую информацию (в достаточном объеме), и это не будет обнаружено, то последствия могут быть далеко не радужными. Именно по этой причине важнейшими требованиями к кандидату являются ответственность и честность.
Информационные интервью
делятся на два основных вида: есть
«интервью-факт» и «интервью-
Острее и интереснее бывает
соперничество, когда журналист
выступает в роли скептика, подвергает
сомнению позицию собеседника, приводит
аргументы противоположной
Иногда полезно сыграть наивного человека, «валять дурака», прикидываясь незнающим (таковы, к сожалению, на самом деле многие интервьюеры), а потом уже выложить свои «козыри».
Таким образом, интервьюер сочетает
в себе таланты исследователя
и актера. Интервью основано на тщательной
подготовке и мгновенной импровизации.
Для разработки программных вопросов
журналист знакомится с досье
на своего героя, если таковое имеется
в справочной службе телекомпании,
с его предыдущими
Следует учесть еще два профессиональных аспекта.
Первый. Если есть возможность выбирать место проведения интервью – необходимо продумать, где лучше всего будет выглядеть ваш разговор с собеседником: в студии (здесь журналист – хозяин и принимает гостя «на своей территории»), на службе у собеседника (здесь уже журналист «в гостях»). Встреча может состояться дома, на даче, на рыбалке и т.п. – если разговор со службой не связан и хочется получить информацию о частной жизни, пристрастиях, увлечениях собеседника.
Можно сочетать все эти варианты: одни вопросы задать на работе, другие – дома или на отдыхе, таким образом, ваш собеседник предстанет и официальным лицом («в галстуке»), и раскрепощенным обстановкой. Если интервью посвящено воспоминаниям о каком-то важном событии в жизни вашего собеседника, лучше всего поехать с ним на место, связанное с событием.
Наиболее трудные моменты в каждом интервью – вводные, начальные фразы. Плохо поступает журналист, когда начинает, обращаясь к зрителям, давать характеристики собеседнику. При этом герой не знает, куда девать глаза. Гораздо лучше совместить представление и первый вопрос. Произнеся первую фразу на камеру, развернуться к собеседнику и вместе с ним развивать разговор.
3.6. Журналист-расследователь.
Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию. Часто расследования связаны со злоупотреблениями властью и коррупцией. Но талантливый журналист сумеет сделать блестящий материал и вне этих рамок, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры.
Основное отличие
Журналистское расследование - задача чрезвычайно сложная и, случается, опасная для неподготовленного человека. Даже корифею от криминальной журналистики она не всегда по плечу, если действовать приходится в одиночку. Зато результаты могут превзойти все ожидания, если за дело берется целый коллектив. Именно тогда становится возможным полномасштабный сбор информации, ее грамотная обработка и проверка.
4.Сопоставление журнализма с родственными профессиями.
4.1. Журналист и писатель.
Основное сходство журналистской профессии с писательством -- это слово, инструмент профессии, и та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета, его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, показывая некий обширный фрагмент окружающего мира в его завершенности и типичности, в глубинном проявлении.
У журналиста объект- текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Он, в отличие от писателя, в работе опирается на факты, а не на свою фантазию. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть.
К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля, в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценности формы художественного произведения. Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной.
4.2. Журналист и деятель искусства.
Журналистику с искусством роднят множество функций, и главная - создание модели мира. Но в искусстве это образная, часто воображаемая форма, а в журналистике - реальная, конкретная, объективная .
Основной инструмент художника - художественный образ, у журналиста - документальный факт реальной жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства - познавательные и эстетические, в журналистике они тоже присутствуют, но на первом плане стоят информационные, социально ориентирующие и регулирующие функции.
4.3. Журналист и ученый.
Задача ученого - выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. В отличие от видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, результат ее принципиально непредсказуем. Искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, наука - в основном интеллектуально-понятийную, Журналистика -- смешанный тип.
Самая важная сходная черта -общность функций науки и журналистики, т.е. исследование. Однако ученый изучает сущностные процессы природы и общества в их систематическом, глубоком, специализированном виде. Журналист же познает мир фрагментарно. Его объект ? это обычно случайные явления, а не закономерности. Он исследует эмпирическим путем, редко пользуясь логическими и абстрактными моделями.
Язык его аргументов - живая деталь и конкретный факт, а не статистическая закономерность. Продукт ученого - научная монография или публикация, стиль изложения - сугубо строго научный. Продукт журналиста - текст, телелерадиопередача, способ изложения доступен широкой аудитории, хотя в некоторых специализированных изданиях он близок к научному. Потребители научного продукта - ученые, специализированная аудитория. Потребители журналистского продукта - массовая аудитория
4.4. Журналист и историк.
Профессия историка очень близка к журнализму, потому что и тот, и другой основываются на документальных фактах и пишут историю в ее динамическом развитии. Но историк изучает прошлое, последовательно и системно излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно.
Журналист - «историк» быстротекущей современности. Он не ставит перед собой задачи охватить ее в сущностных исторических моментах, хотя так может получиться, если он объективен в изложении и если в поле его зрения попадают важные, крупные события
4.5. Журналист и политик.
Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными общностями, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Основная сфера государственной власти - регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И здесь она близка журналистике, ибо во многом ее функцией является управление и регулирование. Но журналист воздействует на общество при помощи информации, на социальные институты -- путём влияния на общественное мнение. У политиков и государственных служащих в силу их полномочий есть возможность влиять на общество напрямую.
Представитель государственной власти имеет право приказать, наложить определенные санкции, наказать. Журналист такого права не имеет. Он воздействует словом, а карает только информацией через общественное осуждение
4.6. Журналист и юрист.
Новые грани в профессии
журналиста открывает и родство
его с профессиями
С прокурорской профессией журналистскую объединяет то, что они содействуют обнаружению отклонений от правовых норм и правового поведения; со следователем - изучение обстоятельств дела и причин этих нарушений; с адвокатом -- непредвзятое расследование и защита обвиняемых; с судьей -- справедливое решение, осуждение и наказание виновных или оправдание невиновных. Иными словами, их роднят функции социальной правовой «санитарии».
Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процесс обвинения или защиты различны. Протокольные и скрупулезно проверенные у работника правоохранительной сферы; часто публицистические, фрагментарные, эмоционально-субъективные - у журналиста, хотя он тоже пользуется и обязан использовать объективные данные и доказательные аргументы. Естественно, разнятся стили изложения позиций.
4.7. Журналист и оратор.
Часто сравнивают профессии журналиста и оратора, тем более что генетически они вышли из одного гнезда. Еще Платон определял риторику как «искусство убеждения при помощи слов, получающее свое значение в самих словах, убеждающее, но не поучающее». Аристотель назвал риторику искусством слов.
Основное различие оратора и журналиста в том, что у них разный объем аудитории, и в том, что у журналиста более широкие функции. Вот что писала «Неделя» еще в 1878 году: «Теперешняя печать такая же трибуна, но более удобная. Удобство её в том, что она открыта постоянно, что не приходится ждать очереди, не приходится бояться, что голос трибуна не будет услышан... Писатель-публицист является, таким образом, тем же оратором и трибуном, таким же прорицателем, таким же проводником идеи и воспитателем толпы, как древний трибун, но с более удобными, широкими внешними возможностями пропаганды».
И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют взгляды и убеждения аудитории. Но оратор имеет локальную аудиторию и основная его цель - политическое воздействие, желание добиться определенного поведения от слушателей. Аудитория журналиста более объемная и часто невидимая ему, и функции его деятельности шире.
4.8. Журналист и педагог.
И тот и другой осуществляют воспитательные и обучающие функции, но у педагога - это главные задачи, а у журналиста часто скрытые, неявные и зависят от типа общества и журналистики. Педагогические функции в советской журналистике были очень сильны, в постсоветском обществе, в странах Запада они скрыты за доктриной информационной объективности и менее явны, хотя, безусловно, присутствуют.
Педагог дает знания и воспитывает своих подопечных в непосредственном контакте. Журналист обычно общается со своей аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист - мозаичные, подчас случайные, пригодные моменту. Но нужно иметь в виду, что существуют специальные педагогические газеты и журналы, учебные передачи на телевидении и радио, где обучающая функция является главной, а не побочной.