История публицистики Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

Содержание

. Введение. Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века. …..…………………………………………стр. 3
2.Возникновение и развитие СМИ Великобритании ………………….стр. 7
3.Журналистика Франции……………………………………………....стр. 12
4.История публицистики Германии……………………………………стр. 16
4.Краткая история развития журналистики Италии и Испании……...стр. 34
5.Возникновение СМИ в Португалии………………………………….стр. 43
6.История публицистики стран Северной Европы……………………стр. 48
7. Список литературы…………………………………………………...стр. 57

Вложенные файлы: 1 файл

История публицистики Западной Европы.docx

— 122.42 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в Испании по закону, установленному еще во времена фашистского режима, профессиональным журналистом считается лишь тот, кто имеет соответствующий диплом. Испанские газеты можно разделить на три группы: "независимые" (частные), партийные и государственные.

Обычно пакет акций частных газет и журналов принадлежит монополиям или банкам, которые оказывают на них необходимое влияние. В информационной индустрии действует 6 групп, которые контролируют большую часть прессы: "Пренса Испаньола", "Эдитораль католика", "Конте Годо", "Иглесия", "Опус Дей", "Мундо". Среди крупных газет надо назвать "А-Бэ-Сэ" (изд. в Мадриде и Севилье, тираж 200 тыс.), "Ай" ("Уже", осн. в 1935 г., тираж 110 тыс.).

Государственные газеты появились еще при франкистском режиме: "Болетин офисиаль де лас кортес эспеньолас" ("Официальный бюллетень испанских кортесов"), "Болетин офисиаль дель эстадо" ("Официальный государственный бюллетень", основан в 1936 г.).

Ежедневных газет немого. Две наиболее влиятельных и популярных - "Паис" ("Страна", 1976, тираж 300 тыс. экз.) и "Вангуардиа" ("Авангард", основана в 1881 г., тираж 300 тыс.экз.).

Большинство политических партий имеют свои газеты и журналы. Еженедельный журнал правящей социалистической рабочей партии "Сосиалиста" (1886 г.). Но не все издания афишируют свою связь с партиями.

После падения режима Франко появились газеты на национальных языках автономных областей, чего раньше не было. В Барселоне стала выходить газета на каталонском языке "Авуи" ("Сегодня", основана в 1076, тираж 80 тыс.), в стране басков - "Эхин" (тираж 50 тыс.).

В Испании выходит 900 еженедельных и ежемесячных журналов разного профиля, в том числе 20 - политических, 75 - экономических, более 100 медицинских, 30 - по культуре, литературе и искусству. Общий разовый тираж журналов составляет 11 млн. экз. Наиболее популярен "Интервью" (основан в 1976 г., тираж 500 тыс.) - иллюстрированный еженедельник развлекательного характера.

Испанцы в последнее предпочитают радио и телевидение, отдают этому по 3 часа в сутки, а на чтение газет тратят ежедневно всего 12 минут. ТВ появилось в Испании в 1956 г. Сейчас испанцы могут принимать две государственные и три частные телепрограммы.

В 1980 г. был принят закон о радио- и телевещании, по которому органы управления автономных регионов могут открывать местные телеканалы. Это помогает сохранять культуру национальных меньшинств. В 1982 г. появился телеканал у басков "Эускал теле-биста", в 1984 г. - в Каталонии, в 1985 г. - в Галисии. Кроме общеевропейских проблем (коммерциализация, концентрация, американизация) у ТВ Испании есть специфическая - негласная цензура католической церкви, которая продолжает сохранять огромное влияние на политическую, духовную и культурную жизнь Испании.

Информационное агентство ЭФЭ - крупнейшее среди агентство испаноязычного мира. Считается акционерным обществом, но 33% акций принадлежит государству и столько же Национальному институту промышленности, которое контролирует государство.

ЭФЭ передает информацию СМИ своей страны и странам Латинской Америки, обменивается информацией с 30 ИА. Имеет радио- и телередакции, службы спортивной информации и информации о корриде, фотослужбу. Располагает 80 отделениями и корпунктами за рубежом.

Возникновение СМИ в Португалии.

Первые периодические издания в Португалии начали выходить с середины XVII века. К 1821 году в стране насчитывалось всего 4 газеты, но после появления первого закона о свободе прессы их количество увеличилось до 12. Под влиянием социалистских и республиканских идей, распространявшихся вследствие революции в соседних Франции и Испании, журналистика Португалии к середине XIX века приобрела политическую окраску. В 60-е гг. наметилась индустриализация газетного дела.

29 декабря 1864 г. появился первый  номер ежедневной утренней газеты  «Диариу де нотисиаш» («Газета новостей»), которая сегодня является основной газетой Португалии. Девиз издания («Заинтересовать все классы, быть доступной и понятной для всех») подкреплялся и экономически: цена «Диариу де нотисиаш» была в 4 раза ниже, чем цены других газет.

В 1881 г. в Лиссабоне начала выходить ежедневная газета «Секулу» («Век»), возникшая как орган антимонархических кругов. Это издание стало выражать интересы крепнувшего республиканского движения. С 1888 года в городе Порту начинает издаваться газета Журнал де Нотисиаш. К установлению в Португалии республиканского правления 5 октября 1910 г. в Лиссабоне выходило 17 ежедневных газет, а в Порту — 8. В республиканский период, насыщенный новыми идеями, под влиянием революционных событий в Европе активизировалась политическая жизнь в стране, возросло число периодических изданий (с 414 в 1917 г. до 532 в 1923 г.).

В марте 1921 г. была основана Португальская коммунистическая партия (ПКП), а ее программа была опубликована в газете «Баталья». ПКП стала единственной из политических партий, существовавших до 1926 г. и не выстоявших в условиях фашистского режима, которая сумела превратиться за годы подполья в самую сильную партию антифашистской оппозиции.

Вскоре после установления диктаторского режима в стране значительно ужесточился цензурный режим. Даже за самое незначительное отступление от требований газеты подвергались тяжелым штрафам, а то и закрытию сроком до 180 дней. В 1933 г. служба цензуры была преобразована в Генеральную дирекцию цензуры, которой предоставлялось право запрещать создание новых газет, поступление иностранных публикаций, а также закрывать газеты и издательства. Большинство появившихся в период республики газет вынуждено было закрыться, а все основные газеты фактически превратились в официальные издания фашистской диктатуры. Большинство газет принадлежало частным лицам. Администраторы и часть журналистов тесно сотрудничали с режимом, что обеспечивало дополнительный контроль за остальными сотрудниками.

«Аванте!»

С 15 февраля 1931 г. начала подпольно издаваться газета «Аванте!» — орган ПКП. Ее издание было связано с многочисленными трудностями. Газета для удобства распространения печаталась на тонкой папирусной бумаге, раздобыть которую в условиях тотальной слежки было очень трудно. Типографии «Аванте!» в то время располагались в обычных квартирах, номера печатались практически вручную, дабы не производить излишнего шума и не вызывать подозрения соседей. Газета содержала информацию о событиях в стране и в мире (особенное внимание уделялось новостям из СССР), интервью с рабочими и крестьянами (имена во избежание преследований не указывались), призывы к расширению движения, карикатуры, сообщения о передачах Московского радио, списки друзей, сделавших взносы (вместо имен печатались псевдонимы, например: «Юрий Гагарин» — 5 эскудо, «Максим Горький» — 6 эскудо, «Да здравствует Советский Союз!» — 12 эскудо, «Долой фашизм!» — 10 эскудо).

Типографии «Аванте!» тщательно выслеживались агентами ПИДЕ, многие из тех, кто был причастен к выпуску и распространению газеты, были арестованы и заключены в застенки. Тем не менее, газета продолжала существовать. Первый ее легальный номер вышел вскоре после «революции гвоздик», 17 мая 1974 г.

В 90-х гг. «Аванте!» сохраняла свои лидирующие позиции на газетном рынке Португалии (третья по тиражу среди ежедневных газет), руководствуясь интересами трудящихся и выступая за консолидацию демократических сил. Для распространения газета успешно использует организационную структуру ПКП: ее номера продаются во всех отделениях партии.

Журналистика в условиях кризиса фашистской диктатуры

В начале 60-х гг. кризис фашистского режима в Португалии начал усугубляться. В этих условиях капиталистические монополии начали приобретать основные газеты страны, чтобы через них удержать свою власть. Это коснулось прежде всего «большой прессы», то есть основных изданий Лиссабона и Порту. До 1974 г. к «большой прессе» относились ежедневные утренние газеты Лиссабона «Диариу де нотисиаш», «Секулу», вечерние «Диариу популар», «Диариу де Лижбоа», «Капитал», коммерческая ежедневная газета «Журнал ду комерсиу», еженедельная «Эшпресу», а также два иллюстрированных журнала — «Флама» и «Секулу илустрадо». Порту был представлен ежедневными утренними газетами «Примейру де Жанейру», «Журнал де Нотисиаш» и «Комерсиу ду Порту». После апрельской революции структура «большой прессы» изменилась незначительно: перестали выходить «Секулу» и «Журнал ду комерсиу».

Когда на смену диктатору Салазару к управлению страной пришел его воспитанник Марселу Каэтану, в прессе начались незначительные изменения. В частности, появились издания, получившие названия «оппозиционных». К таковым можно отнести «Диариу де Лижбоа», популярную среди демократически настроенной интеллигенции и студенчества, и «Диариу популар», которая стремилась давать относительно независимую информацию.

Журналистика после «революции гвоздик»

25 апреля 1974 г. в результате революции  гвоздик был свергнут многолетний  фашистский режим в Португалии. «Голосом революции» называют  национальную радиостанцию «Радиоклуб  Португеш», которая первой сообщила о свершившихся в стране переменах.

Сразу же после установления нового режима был принят «Закон прессы» (26 февраля 1975 г.), а в 1976 г. основные положения о деятельности СМИ, праве на свободу слова и получение информации вошли в конституцию страны.

На смену частным владельца газет пришло государство. Было создано специальное ведомство, определяющее информационную политику газет, а также вопросы их финансового регулирования. Различные политические партии пытались добиться своего влияния в газетах. ПКП выступала за то, чтобы пресса действовала в интересах широких кругов населения, социал-демократы добивались влияния в прессе ради торможения революционного процесса, консервативные силы создавали газеты правой ориентации («Руа», «Диа», «Паиш») для популяризации собственных идей. В результате в стране возникла газетная оппозиция.

С января 1976 г. начала выходить и новая газета демократического направления, близкая к позициям ПКП — «Диариу». Девиз газеты — «Правда, на которую мы имеем право». Создателем «Диариу» стал заместитель главного редактора «Аванте!», а среди сотрудников были журналисты, уволенные за левые взгляды. Газета стремится правдиво освещать основные международные события, ведет борьбу с дезинформацией. Особенно популярна «Диариу» в бывших португальских колониях(Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау).

Вскоре после революции 1974 г. начались разногласия между ПКП и Португальской Социалистической партией (ПСП). В связи с этим памятно дело газеты «Република». Будучи официальным органом социалистов, газета распоряжением премьера Вашку Гонсалвиш перешла в руки левых. В знак протеста социалисты вышли из состава правительства, что усугубило противоречия между партиями.

Телевидение

25 апреля 1975 г. состоялись выборы  в Учредительное собрание страны, победу на которых одержали  социалисты. Сутки во время подсчета  голосов на выборах телевидение  транслировало специальную программу, рассказывающую о ходе подсчета  голосов. Это была самая продолжительная  и увлекательная программа в  истории португальского телевидения.

В 1978-79 гг. большой популярностью пользовалась еженедельная телепрограмма «Директиссимо» («Прямо в эфир»). Это был двухчасовой альманах, посвященный различным проблемам национальной жизни, политики, искусства, культуры. Вторая половина программы включала часовое интервью португальского журналиста Жоакима Летрия с каким-либо государственным деятелем, политиком, артистом, художником. Программа шла непосредственно в эфир. Самой интересной ее особенностью была предоставляемая каждому телезрителю возможность принять в программе личное участие: в углу экрана появлялся титр с указанием номера телефона, по которому можно было задать свой вопрос.

В 1981 г. подавляющее количество эфирного времени на телевидении было отдано правящему альянсу партий, что не соответствовало лозунгу об «информационном плюрализме».

Влияние властей ощущалось и в других СМИ. Так, государство активно стремилось прекратить деятельность информационного агентства АНОП, созданного в 1975 г. и сохранившего дух «революции гвоздик». В 1982 г. правительство подготовило проект о роспуске АНОП, однако президент Р. Эанеш отказался его подписать. Тогда в противовес АНОП было создано агентство Нотисиаш де Португал, оснащенное дорогостоящим оборудованием и долженствующее поглотить АНОП.

В целом, Португалию можно отнести к поляризованно-плюралистической (или средиземноморской) модели СМИ, характеризующейся относительно слабым развитием коммерчески ориентированных СМИ и довольно сильным вмешательством государства в медиарынок. Газеты в Португалии нацелены на немногочисленные и хорошо образованные элитные группы. Читателей-мужчин в стране на 34 % больше, чем читателей-женщин. Все же основным СМИ в стране является телевидение.

История публицистики Северной Европы.

Средства массовой информации стран Северной Европы – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии – в настоящее время переживают интересный и важный период в своем развитии. Дело в том, что здесь протекают неоднозначные процессы перехода от государственной системы регулирования информационных потоков к общественно-правовой и рыночной. Вместе с тем, на современное состояние СМИ оказывает громадное влияние история этих стран, во многом схожая.

Общность географического положения и социально-исторических судеб стали важнейшим фактором схожести процессов развития СМИ стран Северной Европы. Сейчас в этих странах проживает всего около 25 млн. человек – и это на огромной территории!

Первыми дошедшими до нас письменными памятниками, отразившими особенности скандинавских языков, были рунические надписи VIII–XI веков. С XII–XIII веков в Скандинавии распространяется латинское письмо, и к этому времени относятся первые древнескандинавские рукописи. Первые газеты стали появляться в странах Северной Европы в середине XVII века, но их повсеместное распространение приходится лишь на конец XVIII – начало XIX веков.

Все государства Северной Европы – развитые индустриальные страны со сложившимися демократическими традициями. С 1952 года существует Северный Совет, созданный для координации сотрудничества между Данией, Норвегией, Швецией и Исландией. Финляндия формально присоединилась к этой организации лишь в 1955 году, но фактически сотрудничала с Северным Советом с момента его создания. Сейчас со Швецией, Финляндией, Норвегией, Данией и Исландией активно развивают связи молодые страны Балтии, возникшие на политической карте мира как самостоятельные государства после развала Советского Союза.

Информация о работе История публицистики Западной Европы