Лекции по " Теория и практика журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ.docx

— 188.85 Кб (Скачать файл)

I. Теория и практика журналистики

 

1. Журналистика  как сфера массово-информационной  деятельности.

Определение журналистики как  особой сферы деятельности. «Массовая  информация» как центральная  категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской  информации как массовой. Журналистский  текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность  текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический  и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

 

Прохоров Е.П. Введение в  теорию журналистики. – М., 2005.

 

     Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации.

     ФЗ «О СМИ»  от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия):

- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

- под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

     Основные характеристики журналистской информации (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой:

1. Направленность на массу общества.

2. Соответствие нуждам этой массы.

3. Стремление к созданию единой  позиции массы по касающимся  её вопросам.

4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления.

5.Возможность одновременного получения  массовой аудиторией.

6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ.

     Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории.

     Так становится очевидной  не только проблема познания  журналистом действительности и  фиксации полученного знания  в тексте, но и проблема эффективности  взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность.

     Адекватность – верное  воспроизведение в мышлении связей  и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:

1. Небанальность (новизна, актуальность).

2. Декодируемость (доступность сообщения,  понимание замысла журналиста).

3. Релевантность (ценность, значимость  для аудитории сообщаемых сведений  в соответствии с интересами и потребностями аудитории).

     Семантическая  адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия).

     Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста.

     Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции  журналистики.

Понятие функции применительно  к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)

 

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.

Прохоров Е.П. Введение в  теорию журналистики. – М., 2005. –  С. 44–71.

 

     Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

     Цель → Средства+способ действия →  Функционирование →  Результат

     Существуют  объективные сложности построения  общепринятой концепции функционирования  журналистики.     

     Е.П. Прохоров выделяет функции:

  1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;
  2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
  3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;
  4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей;
  5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений;
  6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

     Концепция Н.Н. Богомоловой.

     Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).

     Социально-психологические  функции:

  1. контакта– одной из базовых потребностей человека;
  2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);
  3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;
  4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

     Чисто психологические функции:

  1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это  проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;
  2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;
  3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных  проблем, лучше организовать быт, досуг.

     Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.

     Автор определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ:

  1. общество в целом – интеграция познания;
  2. отдельные социальные институты и группы – пропаганда, агитация, организация;
  3. личность – ориентация, морально-психологическое удовлетворение;
  4. профессиональное сообщество журналистов – служебно-профессиональная, творческая.

     Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Журналистика  как социальный институт.

Понятие социального института, специфика журналистики как социального  института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ и перспективы  их создания в России. Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Проблема информационной безопасности. Государственная политика в сфере  СМИ, проблема цензуры.

 

Прохоров Е.П. Введение в  теорию журналистики. – М., 2005.

 

     Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;  3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;  4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.

     Журналистика – один из важнейших социальных институтов:

- наука о журналистике;

- учебные дисциплины (специальность  «Журналистика». В ВГУ подготовка журналистов началась в 1961 г. – на заочном отделении филологического факультета. В 1968 г. был открыт прием журналистов на дневное отделение. В 1985 г. отделение журналистики преобразовано в факультет);

-совокупность профессий  (репортер, обозреватель, комментатор,  рецензент, очеркист, фельетонист);

-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);

- профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);

- профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);

- национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка);

- система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94).

     Основные  социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества.

     Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - "плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства).

     СМИ  как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе.

     Проблема информационной безопасности. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства:

  1. соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею,
  2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации,
  3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,
  4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Законодательная база – ст.5 закона «О гос. тайне» - перечень сведений, сост. гос. тайну, ст. 23 Конституции – тайны частной жизни, закон «О служебной тайне», закон «О коммерческой тайне».

Информация о работе Лекции по " Теория и практика журналистики"