Молодежные СМИ. Проблемы медиаобразования новых поколений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь – стратегический ресурс общества, и от того, с каким багажом знаний, умений, духовного опыта она выйдет в самостоятельную жизнь, зависят перспективы социально-экономического, культурного, информационного развития государства. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что важную роль в формировании устойчивой и динамичной системы социализации молодого поколения играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.
Между тем социологические исследования показали, что современные российские медиасистемы пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательный, социально значимый, гуманистически окрашенный контент, в котором нуждается молодежь, нередко подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, ориентирующим на легкое достижение карьерного роста и финансового благополучия, на развлечения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Современные тенденции развития СМИ
1.1 Система ценностных ориентаций в современных СМИ
1.2 СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
Глава II. Критерии анализа молодежных СМИ. Периодические издания
2.1 Критерии анализа молодежных СМИ……………………………….17
2.1.1 Тематика и информационная насыщенность………………..17
2.1.2 Журналистский стиль………………………………………….18
2.1.3 Визуализация и подача…………………………………………19
2.2 Периодические издания. Виды и группы…………………………....21
Глава III. Контент-анализ периодических печатных женских молодежных журналов «YES» и «OOPS»…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Осмысление взаимоотношения и взаимозависимости средств массовой информации с другими культуронаследовательными и аксиологическими методами и способами общества не является только теоретической проблемой. Пребывая на стыке многих отраслей знаний, теория средств массовой информации способна выдвинуть ряд положений, важных для различных наук. Её развитие сегодня немыслимо без знания о путях и способах формирования с помощью СМИ ценностей, о процессах их инклюзии, трансляции, как в актуальном, так и в историческом аспектах.

 

1.2 СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия

 

Мы живем в интересную эпоху, которую современные исследователи называют по-разному. Для одних это период развития "постиндустриального общества", для других - "информационная эпоха", кто-то определяет ее как "постмодернистскую ситуацию", период "постмодернизационной революции" или "глобализации" [15]

Ясно одно: мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного взрыва", основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность. В этой связи усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичности, заставляя еще раз обратиться к "пониманию медиа", их роли в обществе и предыстории.

Медиа (от латинского "media", "medium" - средство, посредник) - это термин XX века, первоначально введенный для обозначения феномена "массовой культуры". Что касается понятия "медиакультура", то это детище современной культурологической теории, введенной для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности [8]. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.

Процессы развития медиакультуры можно определить следующими границами: от модерна к постмодерну. Первая взяла курс на "массовую грамотность", построив тысячи библиотек и театров, издательств, кино - и телестудий, тиражирующих продукцию культуры. Составляющими постмодернистской цивилизации стали: спутниковое ТВ, видео, ЭВМ, Интернет, электронная почта, сотовая связь, - все то, что смешивается, пополняется, комбинируется, расширяя социальную память индивида, общества, всей планеты. Идет процесс формирования "глобального", "планетарного" мышления, свидетельницей и участницей которого является медиакультура [11].

Уровень развития современных средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают, что медиа - один из факторов практической реализации теории "диалога культур", разработка которой была начата М. Бахтиным и продолжена Ю. Лотманом, В. Библером и другими исследователями. Как известно, М. Бахтин пришел к теории "диалога культур" через анализ проблемы "другого" [2]. В качестве примера медиавоздействия на социальном уровне существует модель медиазависимости, разработанная М.Л. Де Флером и С. Болл-Рокешем. [3]. Предмет данной модели - отношения между масс-медиа (информационной системой) и обществом (социальной системой). Модель предполагает, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника новостей и информации непрерывно возрастает. Уровень зависимости индивидов от СМИ и интенсивность медиавоздействия тесно связаны со стабильностью или нестабильностью общества и степенью социальной важности, которая придается масс-медиа как источнику информации. Модель представляет взаимоотношения и взаимодействие между СМИ, обществом и аудиторией, а также медиавоздействие. Примером проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса.

Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (от английского "education" и латинского "media") как "направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. [10]. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий".

С медиаобразованием тесно связано такое понятие, как "медиаграмотность", которое западные медиапедагоги определяют по-разному [9]. "Медиаграмотность" помогает учащимся или студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в обществе. Медиаграмотный учащийся, студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к "поп-культуре" и сопротивляться манипуляциям. В более специфической терминологии обучение медиа­грамотности должно предоставить учащимся, студентам возможность:

  • развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструирует реальность;
  • получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;
  • развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов;
  • декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;
  • анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;
  • осознавать, что те, кто создают медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных);

понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы, значения зависят от психологических, социальных и природных факторов [7].

О психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появления в 1450 году первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства использовались для того, чтобы вести хронику явно выраженных изменений общественного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воздействия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздействия на других людей побуждала их к различным акциям протеста. Стремление защитить не себя, но неких абстрактных "других" людей от воздействия масс-медиа обычно объяснялось эффектом третьего лица. При этом индивид считает, что другие потребители массовой информации более восприимчивы к внушению и негативному воздействию сцен насилия и порнографии [3].

Влияние на психику подростка и молодежи становится опасной еще и потому, что психика подрастающего поколения, детская психика, оказывается весьма предрасположена к зависимости от архетипов того общего филогенетического наследства, которое находится в психике любого индивида. Прослеживая негативную роль воздействия СМИ на подсознание ребенка, подростка и молодежи, следовало бы обратить внимание на такую важную деталь, как подача материалов СМИ в виде готовых схем, шаблонов. В результате чего мозг индивида любого возраста как бы отучается лишний раз думать. И такой индивид бессознательно ждет, что ему будет преподнесена готовая информация, без необходимости совершения над такой информацией какого-либо анализа. Такой анализ становится не нужен, как раз потому, что о том, как надо реагировать, индивиду покажут сами представители СМИ.

Современные СМИ в силу своей распространенности стали практически идеальным средством влияния. Причём объектом этого влияния может оказаться как отдельный человек, так и группа людей, и даже общество. Цели этого влияния могут варьироваться в достаточно широком диапазоне: от побуждения до террора. Процесс совершенствования очень хаотичен и, на данный момент, практически не контролируется, что может привести к непредсказуемым последствиям.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

СМИ – идеальный источник воздействия на общество. Проникновение СМИ в молодежную культуру формирует новую медиасреду, которая в свою очередь, выступает как зеркало современной молодежи. Каждый получатель информации может участвовать в информационно обмене, участвовать в диалоге с обществом. Молодежь является наиболее восприимчивой средой для такого диалога. Вопрос остается в том, какими способами данный диалог осуществляется, и какие критерии существуют для его  анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

 

Критерии анализа и виды молодежных СМИ

 

2.1 Критерии анализа  молодежных СМИ

 

Анализ современных молодежных СМИ стоит провести по нескольким критериям, а именно:

    1. По тематике предоставляемого материала и его информационной насыщенности
    2. По новому журналистскому стилю, возникшему во всех молодежных СМИ
    3. А так же по визуализации и подачи материала

Далее эти критерии рассмотрены подробнее.

 

2.1.1 Тематика и информационная насыщенность

 

В данный момент тематика молодежных СМИ сильно изменилась. Связано это с тем, что происходит снижение интереса к чтению – и это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как источник получения информации, и как интеллектуальную форму досуга. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Если раньше страницы общественно-политической прессы хоть как-то выражали интересы молодежи, то сейчас ситуация в корне изменилась, т.к.интересы молодежи представлены неадекватно, либо не представлены вовсе [18]

Отсутствие соответствующей тематики, устаревшие формы подачи материалов, ограниченность выразительных средств, жанровое однообразие, неприкрытая ангажированность – все это обуславливает катастрофическое сокращение молодежной аудитории общественно-политических газет.

В целом в структуру молодежных СМИ, как правило, входят следующие тематические блоки:

– новости, слухи и скандалы шоу-бизнеса;

– новые имена в музыке, стили и направления;

– молодежная мода;

– психология, любовные истории, секс;

– профессиональная ориентация, карьера;

– отношения с родителями;

– проблемы заработка, деньги;

– экстремальные виды спорта, путешествия;

– оригинальные увлечения;

– компьютерные игры и интернет;

– алкоголь и наркотики;

– тесты, гороскопы, анекдоты, кроссворды.

Медиаменеджеры, стремясь создать качественный продукт, следуют дифференцированным запросам молодежной аудитории. Однако производство информационного продукта для узкой целевой группы сдерживается низким уровнем платежеспособности молодежи и недостатком информации о ее истинных интересах и потребностях.

В этой ситуации отличительной чертой современных молодежных СМИ стал их сенсационно-бульварный характер, неизменное обращение к некогда запретным темам, ярко выраженный эпатажный стиль в подаче информации.

 

2.1.2 Журналистский  стиль

 

Когда речь заходит о молодежных средствах массовой информации нельзя не отметить новый журналистский стиль, который стал доминирующим в молодежных газетах, журналах, на радио и телевидении, в языке Интернета. Увеличение темпа жизни и скорости передачи информации обусловили подчеркнутую краткость, скороговорку, незавершенность речевых форм. Погоня за сверхоригинальностью, желание выделиться из потока информационных сообщений приводят к сознательному искажению слов, намеренным ошибкам. Это неизбежно откладывается в сознании молодого человека, чье языковое чутье еще только формируется. Жаргонизмы, молодежный сленг, откровенный треп, завуалированная нецензурная лексика – все это присутствует в молодежных СМИ. В стремлении быть ближе к своему читателю авторы прибегают к обращению на «ты», заигрыванию с ним, издевательству, пересмеиванию любых ситуаций.

Назовем несколько причин формирования нового журналистского стиля молодежных средств массовой информации. Это:

– своеобразная форма протеста против давления взрослых, влияния, воздействия, прессинга официального и регламентированного;

– не всегда удачное языковое творчество, экспериментаторство, свойственное молодым;

– низкий уровень профессиональных кадров, которые работают в молодежных СМИ, как правило, это студенты, не окончившие вузы, школьники, не определившиеся с выбором профессии;

– снижение общего уровня культуры и культуры речи [15]

В результате снижения общего уровня литературного языка, вторжения в обыденную речь ненормативной лексики и лексики молодежного андеграунда, у читателей, слушателей, зрителей стираются грани в понимании того, что хорошо, а что плохо, что подлежит осуждению, а что — поощрению, стимулированию. Утрачивается понимание правил приличия, целесообразности, соразмерности, уместности употребления тех или иных образцов лексики.

 

 

 

2.1.3 Визуализация  и подача

 

Если присмотреться к современному дизайну молодежных журналов, газет и сайтов, то их отличительной чертой можно назвать обилие постеров, больших фотографий, красочных выносов и других ярких, бросающихся в глаза элементов. Часто это не содержит эстетической ценности, самодостаточно и безвкусно. Материалы соревнуются между собой кричащими взаимоисключающими цветовыми пятнами, пестрят шрифтами заголовков и подзаголовков. Пестроты добавляет и клиповый подход к текстам, которые становятся все короче, а верстка все более «навороченной». Визуальное восприятие молодежью медиатекста обусловило широкое распространение инфографики, концентрацию смысла в диаграммах, таблицах, рисунках. Часто в молодежных журналах сюжеты разворачиваются в виде комиксов.

Информация о работе Молодежные СМИ. Проблемы медиаобразования новых поколений