Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрены такие понятия, как нормы морали и этики в фотожурналистике, которые стали постоянными спутниками большинства изданий в современном мире информации. Здесь будут рассматриваться этические нормы, которые присущи как журналистике, так и фотографии в этой сфере деятельности. Будут приводиться примеры корректного использования фотожурналистом норм этики и морали, а также ошибки в его деятельности.
Введение
Фотожурналистика как часть журналистики
Морально-этические установки фотожурналиста
Примеры из истории
Вывод
Литература
Через день он вернулся в Йоханнесбург (ЮАР). В это время голод в Судане был «модной» темой и «Нью-Йорк Таймс» сразу же купил его фотографию. 26 марта 1993 года она была опубликована. Фотография сразу же стал символом бедственного положения в Африке, а Кевин Картер стал знаменитостью. Признание пришло чуть позже — в мае 1994 года, когда Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию.
Однако на этот снимок обратили внимание журналисты многих газет, которые не просто критиковали Картера за бездушность, а называли его хищником, люди присылали письма фотографу, в которых спрашивали его о том, что же случилось с девочкой, жива ли она…
Позже Картер говорил друзьям, что жалеет о том, что не помог девочке: ведь рядом был лагерь Объединённых Наций, где голодающим оказывали помощь. Но было уже слишком поздно. Он впадает в глубокую депрессию. Это тут же сказывается на его работе.
А уже 27 июня 1994 года Кевин Картер покончил жизнь самоубийством. Это были, как предполагают психологи и журналисты, последствия не только продолжительной депрессии, связанной с серьезными проблемами на работе, но и воспоминания о девочке из Судана, множестве смертей. Эти предположения находят подтверждения в предсмертной записке Кевина, он писал: «…Меня преследуют воспоминания об убийствах и трупах, и злости, и боли… о голодных или раненных детях».
Не менее известным снимком является «Падающий человек» фотографа Ассошиэйтед Пресс Ричарда Дрю. Это фотография, рассказывающая о последних минутах человека, от безысходности выпрыгнувшего 11 сентября 2001 года из окна Всемирного торгового центра.
После съемки перед фотографом и бильд-редактором стоял вопрос — можно ли пропускать в печать такое фото? Ведь еще живы воспоминания о теракте в людской памяти, а публикация фотографии, напоминающей о нем, как и сам факт запечатления последних мгновений жизни человека — весьма сложные вопросы.
Фотограф называет свой снимок «самой известной фотографией, которую никто не видел». Репортер «Эсквайр» Том Джунод позднее писал о сложном выборе при верстке материала, о решении редакции по поводу снимка падающего с небоскреба человека: «В тот день, который больше всех других дней в истории был запечатлен на камерах и на фотопленке, единственным табу с общего согласия стали снимки выпрыгивающих из окон людей».
Здесь очень четко раскрывается моральная сторона вопроса — снимок попал под цензуру по этическим соображениям. Редактор не взял на себя ответственность и смелость опубликовать кадр гибели человека. Это еще раз подтверждает, что необходимость рассматривать каждый снимок с точки зрения этики морали можно и нужно. Ведь неизвестно, как он может повлиять на судьбы людей.
5. ВыводОчевидно то, что происходит со средствами массовой информации, то же происходит и со страной. Однако со временем все очевиднее становится другое — происходящее в мире, стране все в большей мере зависит от СМИ. Не зря ведь средства массовой информации признаны, хоть и не официально, «четвертой властью».
Но возросла ли в той же степени и нравственная ответственность журналистов, ответственность перед обществом, перед массовой аудиторией, перед своими коллегами по цеху, перед человечеством?
Не все журналисты осознают то обстоятельство, что защита нравственных принципов и идеалов для них обязательна еще в большей степени, чем для священнослужителя, хотя бы потому что «прихожанами» СМИ выступают все члены общества. Что именно эти ценности определяют не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей, читателей и слушателей, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Что понятие о нравственной ответственности не допускает подмены всеобщих идеалов, сиюминутными умонастроениями аудитории.
Этически «воспитанный» журналист не
позволяет себе забыть о последствиях
своих слов и действий, забыть о том, что
его публикации могут сказаться на жизненных
судьбах его героев. Бывает, что после
неловкого слова в прессе человек с хорошей
репутацией вдруг превращается в объект
подозрений и пересудов, способных надолго
отравить ему жизнь. Речь в данном случае
идет о журналистских «неловкостях», в
адрес героя. А если журналистские оценки
предвзяты, поверхностны, проявлены профессиональной
недобросовестностью, тогда и случаются
с людьми сердечные приступы.
Журналист может попасть в зависимость
от рекламодателя или своего руководства,
чьи указания противоречат его этическим
принципам, польстится соблазнами популярности.
Журналист не имеет права становиться
жертвой собственного тщеславия. Каждый
журналист обязан взвесить все возможные
«за» и «против», всякий раз, когда его
материал, будь то текст или фотография,
готовится к печати. Ведь одно необдуманное
слово или снимок с искаженной сутью могут
погубить не только доброе имя, но и жизнь.
Этические принципы журналистики, однозначны.
Для журналиста они все ровно, как присяга
солдата или клятва врача.
Подводя итог, надо сказать, что фотожурналист в большей степени уязвим, чем пишущий автор. Фоторепортер должен работать непременно с людьми и не может сделать изобразительный ряд, например, по телефону. Опасность работы фоторепортера заключается в личном присутствии во время происшествия. Журналист никак не защищен в ситуации социальных катаклизмов, свой профессиональный долг фотограф выполняет согласно собственным убеждениям. Поэтому можно сказать, что фотожурналист в гораздо большей мере зависим от этических норм, нежели публицист, готовящий статью. Работа фотожурналиста всегда связана с личными стереотипами и нередко встает в противоречие со служебным долгом. Фотограф должен доказать автору почему именно данное фото должно иллюстрировать его статью, как оно может с ней взаимодействовать.
Таким образом, фоторепортеры и публика находятся по разные стороны баррикад. Их объединяет желание «достучаться» до общества, власти, но разъединяет гораздо большее — социальные мотивы, нравственность и этические представления. Люди требуют совсем немногого — учет их мнения, согласие, но журналистика не может ждать этого согласия, когда материал уже должен быть опубликован, иначе он потеряет актуальность.
6. Литература
Информация о работе Морально-этические установки фотожурналиста