Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:00, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: обозначить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3.Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в настоящие дни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации по Конституции РФ
(РЮО )«О свободе информации» …….…………………………………7
ГЛАВА 2. Права и ответственность журналиста………………..…… 30
ГЛАВА 3. Защита прав журналиста.Нарушения, связанные
с ограничением доступа журналистов к информации………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………52
Статья 47 Закона
"О средствах массовой информации"
предоставляет журналистам
Закон от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" предусматривал возможность введения ограничений на передвижение по территории, на которой объявлено чрезвычайное положение. Однако в силу прямого указания статьи 47 Закона "О средствах массовой информации" эти ограничения не могли распространяться на журналистов. После принятия Конституции в 1993 году нормы Закона "О чрезвычайном положении", ограничивающие права и свободы человека, не могут больше применяться, так как, согласно статье 56 Конституции, ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения устанавливаются только конституционным законом, каковым Закон "О чрезвычайном положении" не является.
Журналисты имеют право
присутствовать на митингах и демонстрациях
(в том числе и
Государственная, врачебная (медицинская), коммерческая, служебная и банковская тайна. Персональная информация.
В соответствии со статьей 8 Закона "О государственной тайне" допускаются три грифа секретности: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Установление каких-либо иных грифов (например: не для печати и т.п.) или использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, является противозаконным.
В законе даны лишь общие указания на то, какие сведения могут составлять государственную тайну. Перечень закона конкретизируется в Указе Президента Республики Южная Осетия "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Журналисты (как, впрочем, и
все иные граждане) вправе обратиться
в органы государственной власти,
на предприятия, в учреждения, организации
(в том числе в
Перечисленные органы обязаны в течение трех месяцев рассмотреть запрос и дать мотивированный ответ.
К сведениям, составляющим медицинскую тайну, закон относит сам факт обращения за медицинской помощью, информацию о состоянии здоровья и диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении (ст. 61 Закона "Об охране здоровья населения"), сведения о наличии у гражданина психического расстройства, факте обращения за психиатрической помощью и лечении в соответствующем учреждении, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Закон обязывает медицинских
и фармацевтических работников сохранять
в тайне перечисленные
Разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, осуществляется лишь с согласия гражданина или его законного представителя.
Закон относит к коммерческой и служебной тайне сведения, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, к которым нет доступа на законном основании и по отношению к которым их обладатель принимает меры по охране их конфиденциальности.
Определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, находится в компетенции их обладателя. При этом помимо указанных в Законе "Об информации, информатизации и защите информации" сведений, которые не могут относиться к категории сведений с ограниченным доступом, в соответствии с Постановлением Правительства "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" [23], не могут составлять коммерческую тайну учредительные документы и документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью или определенными ее видами, сведения по установленным формамотчетности о финансово-хозяйственной деятельности, документы о платежеспособности, сведения о численности и составе работников, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест, документы об уплате налогов и иных обязательных платежей, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причинившей вред здоровью населения, об иных нарушениях законодательства и размерах причиненного этим ущерба, сведения об участии должностных лиц данного предприятия в иных предприятиях.
Государственным предприятиям до их приватизации и в ее процессе запрещено также относить к коммерческой тайне сведения о размере имущества предприятия и его денежных средств, о вложении средств в активы других предприятий, об обязательствах предприятия, о договорах с иными предприятиями и гражданами.
Банковскую тайну составляют сведения о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков, а также сведения об операциях по этим счетам и вкладам. Согласие на получение и распространение такой информации может дать лишь сам клиент или корреспондент банка (или его законный представитель).
Ознакомление журналиста с данными предварительного следствия или дознания возможно лишь с согласия прокурора, следователя или органа дознания и только в разрешенном ими объеме. Но закон не устанавливает четких временных пределов действия тайны следствия, однако, исходя из смысла закона, можно утверждать, что недопустимо разглашение данных, содержащихся в уголовном деле, лишь на стадии предварительного следствия. Не случайно и сама статья 139 УПК, посвященная разглашению данных предварительного следствия, помещена в главе, регулирующей общие условия его производства. На последующем этапе - судебном следствии - действует совсем другой принцип - гласность судебного разбирательства. Пропадает смысл сохранения тайны следствия и в том случае, если дело прекращено на стадии предварительного следствия.
В настоящее время не существует закона, посвященного охране неприкосновенности частной жизни, законодательно урегулированы лишь некоторые вопросы, связанные с этой проблемой (например, охрана личной и семейной тайны).
Статья 24 Конституции запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Исключением из этого правила, сделанным специально для журналиста (и не распространяющимся на прочих граждан), согласно пункту 5 статьи 49 Закона "О средствах массовой информации", является случай, когда распространение таких сведений необходимо для защиты общественных интересов. Вероятно, под это исключение подпадают сообщения о совершении лицом противоправных или аморальных поступков (более четко пока эту норму закона нельзя истолковать, поскольку отсутствует практика ее применения). В противном случае к журналистам и редакции могут быть предъявлены исковые требования о защите чести и достоинства.
ГЛАВА
2. Права и ответственность
Законодательство о СМИ не ограничивается только Законом РФ/РЮО "О средствах массовой информации", а состоит помимо него из других законодательных актов, принятых в соответствии с Законом РФ/РЮО "О СМИ".
Таким образом, общий объем профессиональных прав журналиста определяется совокупностью прав, предоставленных ему ст. 47 Закона РФ/РЮО "О средствах массовой информации". Причем международные нормы будут иметь приоритет в случае, если они будут отличаться от правил, установленных настоящим Законом.
Рассмотрим подробнее ряд положений ст. 47 закона о СМИ, которая гласит: журналист имеет право:
1) Искать, запрашивать, получать и распространять информацию.Право журналиста на доступ к информации прямо корреспондирует с правом каждого гражданина на получение общедоступной и не ограниченной в доступе информации, закрепленным в Законе РФ/РЮО "Об информации, информатизации и защите информации". Однако в связи со спецификой профессии журналистов для оперативной и эффективной работы им недостаточно декларированного права на доступ к информации, необходим проработанный механизм реализации данного права на практике. Этот механизм отчасти прописан в настоящей статье и выражается в различных формах осуществления права на доступ к информации. Они подробно рассмотрены в первой главе работы.
При осуществлении своих профессиональных прав, журналист обязан предъявлять по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность (п. 9 ст. 49 Закона РФ/РЮО "О средствах массовой информации"), а также уважать права и законные интересы граждан и организаций.
2) Посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы.
3) Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации.
4) Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
5) Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона.
Вся документированная информация, которая попала в распоряжение журналиста в процессе выполнения им своего профессионального долга, любым законным способом, может быть им скопирована, опубликована в печатных СМИ, оглашена в аудиовизуальных СМИ или распространена любым иным способом. Единственное условие распространения данной информации оговорено законодателем в виде недопустимости нарушения авторских прав, издательских прав, иных прав на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения (ч. 1 ст. 42 Закона о СМИ и комментарий к ней).
6) Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Формулировка данного положения статьи дает перечень возможных видов записи, которую может производить журналист, фиксируя факты, обстоятельства, события, явления жизни, то есть осуществляя поиск и получение (в том числе путем производства записи) информации. Помимо записи с использованием различных технических средств, безусловно, к возможным видам записи относится и обычная запись на бумажном носителе (в блокнот, тетрадь и т.д.), письменные заметки.
В законодательстве урегулированы лишь несколько случаев, когда право журналиста на проведение записи может быть ограничено. Первый и самый основной – производство записи в ходе судебного заседания. По общему правилу судопроизводство отправляется открыто и гласно. Каждый желающий имеет право присутствовать на судебных процессах, поскольку согласно пункту 1 статьи 123 Конституции РФ/РЮО разбирательство дел во всех судах открытое. Принцип гласности судебного заседания означает и то, что на них не только вправе присутствовать слушатели, в том числе и журналисты, но они также могут производить разрешенные виды записи. Некоторые из видов записи прямо разрешены законом каждому присутствующему на открытом судебном заседании (запись в блокнот, аудиозапись), на производство других необходимо разрешение председательствующего по делу (видеосъемка и фотосъемка).
Производство кино-, фото-, видеосъемки сопровождается перемещениями по залу, установкой микрофонов, осветительных приборов и т.д. Да и сама процедура съемки сопряжена с дополнительными световыми и звуковыми помехами (вспышка, звук произведенного фотокамерой в момент съемки и т.д.) Все это создает дополнительные трудности в поддержании надлежащего порядка в зале, затрудняет работу судей. Именно поэтому закон требует получения их разрешения на производство кино-, фото-, видеосъемки в ходе процесса.
7) Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях.
8) Проверять достоверность сообщаемой ему информации.
Статья 49 (п. 2 ч. 1) содержит аналогичную обязанность журналиста – проверять достоверность сообщаемой им информации. Ввиду возложенной на журналиста обязанности проверять достоверность всего, что им распространяется, вполне закономерно и право журналиста не поверить на слово, а проверить ту информацию, которую ему сообщают. Обязанность всесторонней проверки информации, распространения только достоверной информации является одним из основных столпов социально ответственной журналистики.
Информация о работе Нарушение прав журналиста в доступе к информации