Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:36, творческая работа
Цель и задачи: познакомиться с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница»; со Сталинским планом преобразования природы; выявить параллели преобразования природы в повести «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы».
Гипотеза: несмотря на то, что Сталин враждебно относился к Платонову, можно провести параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» и «Сталинском плане преобразования природы».
Введение……………………………………
2
Основная часть…………………………….
5
Заключение…………………………………
11
Список источников информации…………
14
Приложение………………………………..
15
Гуманитарные науки
Параллели
преобразования природы в рассказе
«Песчаная учительница» А. Платонова
и «Сталинском плане
Автор: Рожкова Анастасия Владимировна,
ученица 9б класса МБОУ «Моргаушская СОШ»
Руководитель
работы: Рожкова С.И.,
МБОУ «Моргаушская СОШ».
2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………… |
2 |
Основная часть……………………………. |
5 |
Заключение………………………………… |
11 |
Список источников информации………… |
14 |
Приложение……………………………….. |
15 |
Введение
Актуальность
Опустынивание - одна из основных на сей день проблем состояния природы в мире. Еще 30 января 1995 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 июня Всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой (World Day to Combat Desertification and Drought) в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции ООН о борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 года. Государствам предлагалось посвящать Всемирный день повышению информированности о необходимости международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием и последствиями засухи и о ходе осуществления Конвенции о борьбе с опустыниванием. Опустынивание - один из наиболее тревожных мировых процессов деградации окружающей среды. Оно угрожает здоровью и источникам средств к сосуществованию более миллиарда людей. Каждый год опустынивание и засуха приводят к потерям сельскохозяйственной продукции ориентировочно на сумму в 42 миллиарда долларов США.
Андрей Платонов, чье имя старались вычеркнуть из истории русской литературы на протяжении 30-40-50-х годов, в своем рассказе поднимает проблему преобразования природы. В утопических надеждах А.Платонов мечтает преобразовать пустыню в уютный «дом-сад» для всего человечества.
Сталинский план преобразования природы — комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлённая в конце 1940-х — начале 1950-х годах, которой предшествовали засуха и голод 1946—1947 годов. В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров.
Цель и задачи: познакомиться с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница»; со Сталинским планом преобразования природы; выявить параллели преобразования природы в повести «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы».
Гипотеза: несмотря на то, что Сталин враждебно относился к Платонову, можно провести параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» и «Сталинском плане преобразования природы».
Объект исследования: пути преобразования природы в рассказе А. Платонова и в «Сталинском плане преобразования природы».
Предмет исследования:
рассказ «Песчаная учительница»
Методы, использованные в ходе исследования: объяснительно-иллюстративный (логическое умозаключение, анализ), частично-поисковый (комментирование, поиск примеров), репродуктивный (работа по книге, воспроизведение двух подобных явлений, нахождение подобия), проблемный (выполнение логических операций, осмысление полученного), исследовательский (оценка, анализ, сопоставление фактов, обобщение).
Ценность полученных результатов.
В ходе исследовательской работы выявлены параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» и «Сталинском плане преобразования природы».
Данный материал можно использовать на уроках географии, русской литературы, а также в области экологии.
Характеристика источников для написания работы. При работе над темой использованы:
- рассказ
А. Платонова «Песчаная
- «Сталинский план преобразования природы».
Степень изученности данной проблемы. Материалы по борьбе с опустыниванием есть в сети Интернет, также там же можно ознакомиться со Сталинским планом преобразования природы.
Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы - выявление преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница»
А. Платонова и «Сталинским планом преобразования природы».
Основная часть
Из документальной статьи с. Хошутово
«Здесь омертвелые полупустынные степи, миллионы гектаров песков. Давно высохшие русла рек, котловины озер. Безводье, бедная растительность, угнетающая тишина пустыни. Желтое пятно расплылось по карте широко-широко. А зеленой краски для лесов понадобилось совсем мало: леса занимали какие-то ничтожные доли. Здесь выпадает ничтожное количество осадков.
По мнению многих, в будущем край станет бесплодной пустыней. Село Хошутово дважды поселялось с одного места на другое».
Описание природы пустыни (рассказ «Песчаная учительница»)
Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным. Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.
Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.
К вечеру буря кончилась. Пустыня приняла прежний вид: безбрежное море дымящихся на верхушках барханов, сухое томящее пространство, за которым чудилась влажная, молодая, неутомимая земля, наполненная звоном жизни.
Андрей Платонов хорошо знал эту местность. Его рассказ «Песчаная учительница» - это история борьбы главной героини Марии Нарышкиной с песчаной пустыней.
«… Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. Застонали страшные снежные бураны, перемешанные с колким, жалящим песком, захлопали ставни в селе, и люди окончательно замолчали. Крестьяне заскорбели от нищеты».
«… Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела».
И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю.
Параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» и «Сталинском плане преобразования природы»
Героиня Мария Нарышкина сама сначала прочитала книги по обучению борьбе против песка, затем начала учить хошутовцев этому искусству превращать пустыню в живую землю. Устраивала каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью.
«… И уже через год Хошутова было не узнать. Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы.»
Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней.
«… Мария Никифоровна вычитала, что посевы, заключенные меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережет снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. Даже шелюговые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна — дерево попрочней».
«…Теперь шелюга дала жителям топливо. Крестьяне не имели никакого побочного заработка и страдали от вечного безденежья. Та же шелюга дала жителям прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные — даже стулья, столы и прочую мебель. Это дало деревне в первую зиму две тысячи рублей приработка».
«Поселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей»
«Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
«— Кочуи́ прискакали!..
Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.
Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны — все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Вода пропала: кочевники ночью пригоняли животных к колодцам села и выбирали воду начисто.
Хошутово замерло, поселенцы лепились друг к другу и молчали» .
«— Ладно. Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы — дожидайтесь!
Завокроно в удивленье подошел к ней.
— Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно... Но пустыня — будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево... Желаю вам всякого благополучия».
«Сталинский план преобразования природы» - комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлённая в конце 1940-х — начале 1950-х годах, которой предшествовали засуха и голод 1946—1947 годов.
Из главы III. По закреплению и облесению песков.
В целях преграждения
передвижения песков в степных
и полупустынных районах на
плодородные земли Поволжья, Северного
Кавказа, центрально-
обязать Министерство лесного хозяйства СССР разработать и представить к 1 января 1950 г. в Совет Министров СССР план мероприятий на 1956 - 1965 годы по закреплению и облесению всей площади песков в указанных областях, краях и республиках…
Реализация плана:
Был создан институт „Агролеспроект". По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.
Было посажено 2,3 млн га леса. Для облесения песков посажены:
в степной зоне - сосна обыкновенная, сосна крымская, акация белая, дуб, тополь, абрикос, шелковица белая, акация желтая, скумпия, лох узколистный, жимолость татарская, ива, аморфа.
3) Была начата большая программа по созданию оросительных систем. Они позволили резко улучшить окружающую среду, построить большую систему водных путей, урегулировать сток множества рек, получать огромное количество дешевой электроэнергии, использовать накопленную воду для орошения полей и садов.
4) Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. Также в результате роста капиталовложений в сельское хозяйство и улучшения технической оснащенности колхозов и совхозов удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства
5) Со смертью Сталина в 1953 году выполнение плана было свёрнуто. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов, которые предназначались для разведения рыб были заброшены, cозданные в 1949—1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы по указанию Н. С. Хрущёва.
Одним из последствий свертывания данного плана и внедрения экстенсивных методов увеличения пашни, было то, что в 1962—1963 гг. произошла экологическая катастрофа, связанная с эрозией почв на целине, и в СССР разразился продовольственный кризис. Осенью 1963 года с прилавков магазинов внезапно исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом. В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло — на 25 процентов. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране, СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из золото-валютных резервов, закупил около 13 млн тонн хлеба за границей.
В годы перестройки, c 1985 года работы по расширению и модернизации системы ирригации и лесопосадок, созданных в СССР, были прекращены, а сама система стала разрушаться и выводиться из строя. В результате снабжение сельского хозяйства водой стало снижаться и с 2004 года колеблется на уровне около 8 км³ — в 3,4 раза меньше, чем в 1984 году. В 1980-е годы в лесополосах ещё проводилась посадка леса в размере 30 тыс. га в год, после 1995 года она колебалась на уровне около 2 тыс. га, а в 2007 года составила 0,3 тыс. га. Созданные лесополосы зарастают кустарником и теряют свои защитные свойства. А главное, они стали бесхозными и вырубаются.