Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 03:26, реферат
Стилистические средства языка и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой явление исторически изменяющееся. Не случайно с давних времен они начинают изучаться исследователями - учеными, писателями и деятелями культуры. Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.
Введение
Русский язык, как и всякий развитой язык с длительной традицией, предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе стилистические. Овладение этими ресурсами языка требует знаний, развитого лингвостилистического чутья и навыков.
Стилистические
средства языка и приемы их использования
складываются постепенно, представляя
собой явление исторически
Публицистический
стиль речи представляет собой функциональную
разновидность литературного
В
различных учебниках по стилистике
публицистический стиль именовался
также газетно-
Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе." Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971 т.6 Стр. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.
В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение:
Публицистика - род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует
· в словесной (письменной и устной),
· графически изобразительной (плакат, карикатура),
· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
· театрально-драматургической,
· и словесно-музыкальной формах.
Публицистика
нередко используется в художественных
и научных произведениях". ("Советский
энциклопедический словарь" М.,1990
С. 1091). Понятия публицистики и публицистического
стиля, как видно из этих определений
совпадают не полностью. Публицистика
- это род литературы, публицистический
стиль - функциональная разновидность
языка. Произведения иных стилей могут
отличаться публицистической направленностью,
например, научные статьи, посвященные
актуальным экономическим проблемам.
С другой стороны, текст, публицистический
по стилю, может оказаться не принадлежащим
к данному роду литературы вследствие
сугубо информационного характера
или неактуальности обсуждаемых
проблем.
2. Функции стиля
Важнейшие
функции публицистического
Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах.
Телевизионные
передачи, газетные и журнальные статьи
информируют общество о самых
разнообразных сторонах его жизни:
о парламентских дебатах, об экономических
программах правительства и партий,
о происшествиях и
Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
Информирование
граждан о положении дел в
общественно значимых сферах сопровождается
в публицистических текстах осуществлением
второй важнейшей функции этого
стили - функции воздействия. Цель публициста
состоит не только в том, чтобы
рассказать о положении дел в
обществе, но и в том, чтобы убедить
аудиторию в необходимости
Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.
Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты "Округа" от 4.08.2001 под названием ""Князя Владимира" ссылают в провинцию". Заметка имеет подзаголовок "Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя". Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей "Вольво". В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.
В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.
Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:
· коммуникативную,
· экспрессивную,
·
эстетическую.
3. Общие функции языка в публицистическом стиле
Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.
Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.
Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков:
"Старый
вагон на новый лад. Москва
не прощается с чешскими
Эстетическая
функция публицистического
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Этот
текст публицистического стиля.
Он актуален, общественно значим по
тематике, эмоционален. Среди характерных
для публицистики языковых и речевых средств
можно назвать следующие: — именительный
представления (Воспитанный человек...);
— непосредственное обращение к собеседнику
(Если о вас скажут...); — риторический вопрос;
— неполные предложения; — оправданный
повтор слов и синтаксический параллелизм
конструкций (см. третий абзац); — противопоставления;
— ряды однородных членов с сопоставительным
и противительным значением; — отвлеченная
лексика (воспитанность, человечность,
побуждения). Этот текст относится к рассуждению.
Тезис (второй и третий абзацы) оформлен
в виде вопроса и ответов на него и построен
по типу описания предмета: в качестве
«данного» используется понятие «воспитанность»,
а в качестве «нового» — слова, которые
раскрывают это понятие. Затем идет доказательство
истинности этого утверждения, приводится
пример истинно воспитанного человека.
В этой части текста используется сначала
описание предмета (черты характера Качалова),
затем повествование (один из поступков
Качалова). Далее автор, комментируя пример,
возвращается к высказанному в начале
текста положению и делает из него вывод:
истоки воспитанности — в доброте и уважении
к людям.