Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:56, доклад
Правительственная политика в области периодической печати в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Манифест 17 октября 1905 г. о свободе печати. Новые правила о повременной печати (1907).
Издания Русской фашистской партии (Харбин).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА 30-х гг.
Публицистика конца 20-х–30-х гг. приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченные цифры информационных сообщений, подаваемые во многих газетах под общим заголовком «С фронта индустриализации», а на радио в передачах «Последних известий», становились зримыми, связанными с самоотверженным трудом людей. Вдохновенное слово публицистов позволяло читателю быть рядом с ними, видеть, как сооружаются Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, воспринимать их как символы новой жизни[16].
Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью «Правды», «За индустриализацию», «Социалистичной харькивщины», белорусской «Звязды» и других газет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений и отчетов. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские журналисты Б. Горбатов, Б. Галин, Ф. Панферов, Н. Погодин и другие вводят в корреспонденции элементы публицистики.
Все заметнее на страницах периодических
изданий становится очерк. Его различная
тематическая направленность приводит
к внутреннему разделению очерка
по различным типам и видам. Одно
из ведущих мест занял индустриальный
очерк. Им мастерски владел Б. Горбатов,
сделавший его главным
В публицистике 30-х гг. особо выделялся и сельскохозяйственный очерк. Многое для его развития и становления сделали Вл. Ставский и А. Колосов.
Различия в специфике
Новым чертам в облике страны посвящался
путевой очерк. Это в первую очередь
очерки М. Горького «По Союзу Советов»[17],
опубликованные в созданном им первом
очерковом журнале «Наши
Великолепные путевые очерки принадлежали перу М. Шагинян, в их числе «Советское Закавказье», впечатляющими были очерки П. Павленко «Путешествие в Туркестан» и др.
В решении проблем
Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е гг. был М. Зощенко. Он создал галерею сатирических персонажей, породивших понятие «зощенковский герой»: «лицо официальное», «дама в фельдекосовых чулках и шляпке», «коммунальщик» и др. Зощенко явился создателем оригинальной комической новеллы, совершенно неповторимого художественного стиля. В таких фельетонах-новеллах, как «На живца», «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Научное явление» и других автор как бы снимает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех, где гнездятся истоки равнодушия, бескультурья, пошлости[19].
Если М. Зощенко опирался на опыт
беллетристических жанров, то другой
видный сатирик и юморист, Александр
Зорич[20], использовал документально-
От фельетонов М. Кольцова, М. Зощенко, А. Зорича заметно отличаются фельетоны Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они не схожи ни по внешней композиционной структуре, ни по характеру отбора фактов. Совместная деятельность Ильфа и Петрова началась в «Гудке» и затем продолжалась в юмористических журналах и в «Правде». Они очень много сделали для создания отечественной школы фельетона.
Фельетоны Ильфа и Петрова «Как создавался Робинзон» и «Веселящаяся единица»[21] появились в «Правде» в начале 30-х гг. и сразу обратили на себя внимание читателей. Они были написаны в виде острого, почти фантастического гротеска, пронизывающего не только детали и ситуации, но и целые картины. Гротеску подчинялся весь образный строй фельетонов. Эти же качества присущи и последующим фельетонам Ильфа и Петрова – «Равнодушие», «Директивный бантик», «Безмятежная тумба» и др. Шаржированные до невероятности, они в то же время были реалистичны и очень похожи в главном. Реальны и реалистичны мысли авторов, выдуманы лишь ситуации, но и они характеризуют жизнь в многомерности ее проявлений.
С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. Погодин, В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельштам[22], В. Маяковский[23], А. Платанов[24], К. Радек[25] и др. Среди авторов отдельных очерков, зарисовок, статей, публиковавшихся в те годы в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде», были и такие писатели, как Н. Островский, К. Федин, А. Караваева, А. Корнейчук, Н. Вирта, М. Ауэзов, Вс. Иванов и др.*
Советская страна, населяющие ее народы
жили своими проблемами. Но русское
зарубежье и ее печать внимательно
следили за событиями, происходившими
на их далекой Родине. Огромные расстояния,
различия в идейно-политических позициях
не могли разорвать единый литературно-публицистический
процесс. Большая сеть зарубежной русской
периодики регулярно освещала события,
происходившие в Советской
В "Руле" постоянными стали
две рубрики «В Берлине», «В России».
Содержание газеты отражало политическую
разобщенность русской
И. Гессен – бывший редактор газет
«Право» и «Речь», депутат государственной
Думы, член ЦК партии кадетов, а после
Октябрьской революции и
Читателей привлекала и рубрика «Русская эмиграция», объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и других странах. Опубликованный здесь фельетон «Умудрил Господь» рассказывал о взаимоотношениях различных социалистических партий и ориентированных обществ. Они не понимали друг друга, относились друг к другу свысока, с пренебрежением к иной точке зрения. Подобные тенденции, отмечала газета, отчетливо прослеживались во многих изданиях и, в частности, в таких как «День» Керенского[26], «Последние новости» Милюкова и др.
Долгие годы «Рулю» сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х гг. не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой «Крестьянская Россия». Газета, во главе которой стал бывший эсер А. Аргунов, пыталась вести себя как герценовский «Колокол». Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 г. вышел последний номер газеты «Руль».
В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к «Последним новостям», сохранявшим свое умеренное направление. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России. Поэтому она так охотно представила свои страницы возвратившейся из России Е. Кусковой. Серия ее статей в газете не всей эмиграцией была воспринята однозначно. Да это и понятно. Кускова, видя нэпманскую Россию, чувствовала либерализацию советского режима, надеялась на его демократизацию. Этими мыслями была проникнута, в частности, статья «Сдвиги в России и эмиграция»[27]. Однако прошло три года и в сознание Кусковой вселилось сомнение в возможности перемен в России. Свои мысли она изложила в статье «Все еще почему?», вышедшей в марте 1929 г.
Среди публицистов парижской газеты «Последние новости» был и Марк Алданов. Раскрытию тайны гибели немецкого посла в Советской России в 1918 г. он посвятил серию статей, опубликованных в четырех номерах «Последних новостей» в январе 1936 г. под общим заголовком Убийство графа Мирбаха"[28].
В парижской газете «Возрождение» регулярно публиковался А. Амфитеатров. Его статьи «О жертвах боя», «Фашизм»[29] и другие характеризуют его отношение к процессам, происходившим во второй половине 20-х гг. в России. Автор откровенно говорил, что многое происходившее в России созвучно с итальянским фашизмом. В газете постоянно сотрудничали также А. Аверченко, И. Шмелев[30] и другие публицисты.
Позиция изданий социалистических
партий и в 30-е гг. оставалась резко
отрицательной по отношению к
коммунистической партии, подчинившей
себе всю власть в СССР. Меньшевистская
«Заря», эсеровские «Знамя борьбы»
и «Революционная Россия», «Бюллетень
оппозиции» Троцкого обвиняли Сталина
в измене делу социализма, в установлении
личной диктатуры власти. В феврале
1929 г. Троцкий оказался в Турции.
Через четыре месяца вышел первый
номер «Бюллетеня оппозиции». Троцкий
был не только главным редактором,
но и подчас единственным автором, основным
публицистом. До 70–80% материалов «Бюллетеня»
принадлежали его перу. Всего вышло
87 книжек «Бюллетеня». Журнал не имел собственной
полиграфической базы, издавался
там, где находился в это время
Троцкий, на гонорары от его публикаций
и пожертвования его
В истории «Бюллетеня оппозиции» просматриваются
несколько периодов. Первый начался
в июле 1929 г. и продолжался до 1933–1934
гг. – до окончательного прихода
к власти Гитлера в Германии и
установления личной диктатуры Сталина
в СССР. Второй период охватывает 1933–1934
гг. и завершается началом второй
мировой войны, т. е. 1939 г. Третий период
связан с деятельностью троцкистских
и примыкавших к ним
Главные темы первых двух этапов деятельности «Бюллетеня оппозиции» связаны с борьбой за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивой попыткой Троцкого создать альтернативный III-му IV-й Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР, осуществляемым Сталиным и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к «политической революции» в СССР, устранению Сталина.
Журнал был рупором
Основным источником публикаций в «Бюллетене оппозиции» его постоянной рубрики «Революционные новости из СССР» были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х гг. не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
Советская журналистика принимала активное участие в создании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его «прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток», она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.
Система средств информации нашей страны, будучи проводником сталинской модели строительства социализма в СССР, заняла с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» и учреждением отделов пропаганды в газетах ведущее место в идейно-теоретическом обосновании сталинизма как единственно верной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономической формации.
Настойчивое проведение СМИ авторитарной
идеологии способствовало тому, что
она проникала во все сферы
не только экономической, но и духовной
жизни общества, в том числе
в журналистику. Она оказалась
полностью подчиненной