Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:56, доклад
Правительственная политика в области периодической печати в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Манифест 17 октября 1905 г. о свободе печати. Новые правила о повременной печати (1907).
Культура, по С., - это то поле, причастность которому обеспечивает созвучие человека, наделенного "личной годностью", мирозданию. Через активность личности мир идеалов может быть объективирован в мире действительности. "Праведная общественная деятельность" же должна служить для человека императивом личного подвига. Воспринимая существо государства как религиозное по сути, отстаивая тезис о безличной природе всякой власти, С. утверждал, что "вне отношения к Абсолютному началу человеческая жизнь есть слепая игра слепых сил". С. усматривал в интеллектуальной гипотезе о религиозности грядущей русской революции - В. Соловьев, Бердяев (см.), Дм. Мережковский и др. - отражение "богоматериализма", в значительной степени характерного для православного христианского философского мировосприятия. Последовательный выбор между "гуманистическим идеализмом" и "космическим материализмом", присущими христианству, был, согласно С., осуществлен лишь протестантизмом - определенно в пользу первого. В Европе "крушение богоматериализма" сопроводилось "крушением эсхатологии", и, по С., теперь в России "все усилия богоматериалистов направлены на возрождение эсхатологической веры, которая протестантизмом преодолена".
Трактуя собственные взгляды как
"критический позитивизм", отвергающий
"мнимо непобедимую" диалектику
в философии и "решительный, хотя
не правоверный", марксизм в социологии
и политической экономии, С. не считал
возможным разделять
По схеме С., "ахиллесовой пятой"
русского марксизма является "его
философия": "Маркс был вовсе
не тот имеющий внутреннее родство
с Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем
философ критического духа...; это
был догматический материалист,
вышедший из школы Фейербаха, но более
решительно, чем последний, примкнувший
к французскому материализму 18 века.
Он в этом отношении прямой продолжатель
французских социалистов и
Искание правды было для С. безусловно выше извивов и цинизма партийной тактики. Теоретическим фундаментом такого мировоззрения С. явился его активный и творческий интерес к ценностям философского идеализма и его метафизики. "Философ в политике" (по определению Б. Николаевского), С. возвел собственный мировоззренческий оппортунизм, убежденность в идеалах "перевоспитания общества" в ранг философского кредо. Политика как процесс воспитания, а не принуждения, как "школа компромиссов" - такое миропонимание С. неизбежно результировалось в его отвращении к "культу силы", характерному для российской социал-демократии. С. отверг теорию и практику большевизма: "Революция, низвергнувшая "режим", оголила и разнуздала Гоголевскую Русь, обрядив ее в красный колпак, и советская власть есть, по существу, николаевский городничий, возведенный в верховную власть великого государства". При этом С. стоял на том, что России всегда будут необходимы "прочно огражденная свобода лица и сильная правительствующая власть". С его точки зрения, революция 1905-1907 привела к крушению миросозерцание, основанное на идеях личной безответственности и социального равенства. Эпоха же Возрождения России - "возрождения духовного, социального и государственного, должна начаться под знаком Силы и Ясности, Меры и Мерности..."
Па́вел Никола́евич Милюко́в (15 января (27 января) 1859, Москва — 31 марта 1943, Экс-ле-Бен, Франция) — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917.
Семья
Отец — Николай Павлович Милюков, архитектор, выходец из дворянского рода, восходящего к участнику Куликовской битвы Семёну Мелику (Милюку).
Мать — Мария Аркадьевна, урождённая Султанова.
Жена — первая: Анна Сергеевна (1861 - 1935, Париж), урождённая Смирнова, дочь ректора Московской духовной академии С.К.Смирнова. Вторая (с 1935): Нина (Антонина) Васильевна, урождённая Григорьева (в первом браке Лаврова), умерла в 1959 или 1960.
Дети: Николай (1889-1957), Сергей (1894-1915) (погиб в 1915 на фронте), Наталья (1898-1921).
Образование
Окончил 1-ю Московскую гимназию. Летом
1877 во время Русско-турецкой войны 1877—1878
находился в Закавказье в качестве
казначея войскового хозяйства, а затем
уполномоченного московского
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1882; исключался за участие в студенческой сходке в 1881, восстановлен в следующем году). В университете был учеником В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. В студенческие годы после смерти отца, чтобы обеспечить семью, давал частные уроки. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.
Магистр русской истории (1892; тема диссертации: «Государственное хозяйство России первой четверти XVIII века и реформы Петра Великого»). Докторскую диссертацию не защищал (существует версия, что это было результатом отказа присудить ему сразу докторскую степень за магистерскую диссертацию — за это выступали многие члены учёного совета, но против выступил В. О. Ключевский, после чего отношения между ним и Милюковым были испорчены).
Историк
В своей магистерской диссертации первым высказал мысль о том, что реформы Петра I были процессом спонтанным, подготовленным ходом времени, а не запланированным изначально. Утверждал, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим окружением.
Главный исторический труд Милюкова
— «Очерки по истории русской
культуры». В первом выпуске изложены
«общие понятия» об истории, ее задачах
и методах научного познания, определены
теоретические подходы автора к
анализу исторического
В «Очерках» показал большую
роль государства в формировании
русского общества, утверждая, что Россия,
несмотря на свои особенности, шла европейским
путем развития, а также привёл
свои доводы относительно приспособляемости
русского «национального типа» к
заимствованным общественным институтам.
Полагая, что «существует ряд
основных закономерных эволюций разных
сторон социальной жизни», Милюков
не считал возможным объяснять
Основным историографическим трудом Милюкова стала книга «Главные течения русской исторической мысли», представлявшая собой переработанный и дополненный курс университетских лекций. В книге содержится анализ эволюции русской исторической науки XVII — первой трети XIX века.
В 1886—1895 — приват-доцент Московского университета, одновременно преподавал в гимназии и на Высших женских курсах. Был уволен из университета из-за политической неблагонадёжности и выслан в Рязань. В 1897 был приглашён в Софийское высшее училище для чтения лекций по истории и выехал в Болгарию, но уже в 1898 по требованию русского правительства его отстранили от преподавания. Участвовал в археологической экспедиции в Македонии, где был открыт некрополь гальштатского типа.
Политический деятель
В 1899 вернулся в Россию, в 1901 за оппозиционную
деятельность несколько месяцев
провёл в тюрьме. Публиковал статьи
в оппозиционном эмигрантском издании
«Освобождение», стал одним из признанных
идеологов российского
[править]
Лидер кадетской партии
В октябре 1905 стал одним из основателей
Конституционно-
После роспуска Первой Государственной думы в 1906 — один из авторов «Выборгского воззвания», в котором содержался призыв к гражданскому неповиновению. Однако, так как он не был избран депутатом, то воззвание не подписал и в результате получил возможность продолжать политическую деятельность (все «подписанты» были осуждены к тюремному заключению и потеряли право избираться в Думу).
В 1907—1917 — член Третьей и Четвёртой Государственных дум. Руководил работой кадетской фракции, которая позиционировала себя как «оппозиция Его Величества» (а не «Его Величеству»). Много выступал в Думе по внешнеполитическим вопросам, в том числе по ситуации на Балканах. Тяжело переживал так называемый «скандал Бухлау» и поражение России в ходе Боснийского кризиса 1908-1909 годов, а затем активно содействовал отставке виновного в этом провале министра иностранных дел Извольского.[1] Критиковал также и внутриполитический курс правительства.
После начала Первой мировой войны — сторонник «войны до победного конца» (получил прозвище «Милюков-Дарданелльский» — за требования передать России после войны контроль над проливами Босфор и Дарданеллы), в 1914—1915 считал возможным соглашение с правительством на патриотической основе. С 1915, после поражений русской армии, вновь в решительной оппозиции правительству, которое считал неспособным обеспечить победу в войне.
[править]
Глупость или измена?
1 ноября 1916 Милюков с трибуны
Государственной Думы обвинил
императрицу Александру
Павел Милюков: «Я вам называл этих людей — Манасевич-Мануйлов, Распутин, Питирим, Штюрмер. Это та придворная партия, победою которой, по словам „Нейе Фрейе Прессе“, было назначение Штюрмера: „Победа придворной партии, которая группируется вокруг молодой Царицы“».
Здесь же, прямо на заседании Государственной Думы Милюков был назван в лицо клеветником.
Павел Милюков: «Я не чувствителен к выражениям г. Замысловского» (голоса слева: «Браво, браво»).
Милюков сознательно использовал клевету с целью подготовки к государственному перевороту, о чём впоследствии сожалел: [2]
Павел Милюков (из письма Иосифу Васильевичу Ревенко): «Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота было принято нами вскоре после начала этой войны. Заметьте также, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования».