Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:56, доклад
Правительственная политика в области периодической печати в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Манифест 17 октября 1905 г. о свободе печати. Новые правила о повременной печати (1907).
Министр иностранных дел
После отречения Николая II в результате
Февральской революции был
В первом составе Временного правительства (март-май 1917) был министром иностранных дел. Одним из первых распоряжений Милюкова на посту было распоряжение посольствам оказывать помощь возвращению в Россию эмигрантов-революционеров.
Выступал за выполнение Россией
своих обязательств перед союзниками
по Антанте и, следовательно, за продолжение
войны до победного конца. Его
нота с изложением этой позиции, отправленная
союзникам 18 апреля, вызвала негодование
левой части политического
Продолжил политическую деятельность в качестве лидера кадетской партии, поддерживал Корниловское движение (после поражения Корниловского выступления был вынужден уехать из Петрограда в Крым), резко негативо отнёсся к приходу к власти большевиков, был последовательным сторонником вооружённой борьбы с ними.
Гражданская война
Был избран в Учредительное собрание, но в его деятельности не участвовал, так как уехал на Дон, присоединившись к так называемой «Алексеевской организации», по прибытии на Дон генералов Корнилова, Деникина, Маркова, преобразованной в Добровольческую армию. В январе 1918 года входил в состав «Донского гражданского совета», созданного при Добровольческой армии генерала Л. Г. Корнилова, для которой написал декларацию.
Затем переехал в Киев, где в мае 1918 года начал переговоры с германским командованием, которое рассматривал в качестве потенциального союзника в борьбе с большевиками. Поскольку переговоры не были поддержаны большинством кадетов, он сложил с себя обязанности председателя ЦК партии (позднее он признал переговоры ошибочными).
Деятельность в эмиграции
В ноябре 1918 выехал в Турцию, а оттуда
- в Западную Европу, чтобы добиться
от союзников поддержки Белого движения.
Жил в Англии, с 1920 — во Франции,
где возглавлял Союз русских писателей
и журналистов в Париже и совет
профессоров во Франко-русском институте.
Разработал «новую тактику», направленную
на внутреннее преодоление большевизма,
отвергавшую как продолжение
вооружённой борьбы внутри России,
так и иностранную интервенцию.
Считал необходимым союз с социалистами
на основе признания республиканского
и федеративного порядка в
России, уничтожения помещичьего
землевладения, развития местного самоуправления.
Против «новой тактики» выступили многие
коллеги Милюкова по партии — в
результате в июне 1921 он вышел из
неё, став одним из лидеров Парижской
демократической группы Партии народной
свободы (с 1924 — Республиканско-
С 27 апреля 1921 по 11 июня 1940 редактировал выходившую в Париже газету «Последние новости» — одно из наиболее значимых печатных изданий русской эмиграции. В эмиграции занимался историческими исследованиями, опубликовал «Историю второй русской революции», труды «Россия на переломе», «Эмиграция на перепутье», начал писать «Воспоминания», оставшиеся незавершёнными. Продолжал критически относиться к большевикам, но поддерживал имперскую внешнюю политику И. В. Сталина — в частности, одобрял войну с Финляндией, заявив: «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию». В канун Второй мировой войны утверждал, что «в случае войны эмиграция должна быть безоговорочно на стороне своей родины».
Во время войны был
Союз журналистов СССР
Союз журналистов СССР, добровольная творческая общественная организация сов. профессиональных работников периодической печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств, издательств. Главные цели союза — способствовать активному участию журналистов в коммунистическом строительстве, помогать росту их идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства.
Союз образован в 1959. Членами его могут быть журналисты, фотокорреспонденты, художники, редакторы, работающие в печати, на радио и телевидении, в информационных агентствах, издательствах не менее 3 лет и проявившие высокое профессиональное мастерство. На конец 1975 союз насчитывал около 60 тыс. член Высший руководящий орган — Всесоюзный съезд, который созывается 1 раз в 5 лет. Деятельностью союза между съездами руководит правление, творческой и организационной работой — секретариат.
В организационном отношении союз
строится по территориально-
Профессиональная и идейно-
С. ж. СССР — член Международной
организации журналистов (МОЖ). Его
представители участвуют в
САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ШЕСТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ
Эпоха шестидесятых годов – время
расцвета русской сатирической журналистики.
Лучшим сатирическим журналом той поры
была революционно-демократическая
«Искра» В. Курочкина и Н. Степанова.
Прогрессивные тенденции
Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в 60-е годы, не отличались литературными достоинствами, их уделом было пошлое зубоскальство, рассчитанное на вкус обывателя. Весной 1858 г. Петербург наводнили «уличные листки» – копеечные летучие издания, раскупавшиеся городским мещанством и чиновничеством, и это журнальное поветрие оказалось столь заметным, что в сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов отозвался на него статьей «Уличные листки».
Перечислив три десятка
Характеристики эти в большей
мере можно отнести также к
известным либерально-
«Весельчак, журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных» выходил в 1858–1859 гг. Вначале его возглавляли О.И. Сенковский (барон Брамбеус) и Н.В. Кукольник. Вскоре Сенковский умер, и руководителем журнала стал реакционно настроенный Н.М. Львов, автор бездарных комедий.
Назначение «Весельчака» было определено Сенковским в первом номере так: «Земля наша широка и обильна, но смеху в ней нет... Приходите смеяться с нами, смеяться над нами... надо всем и обо всем смеяться, лишь бы только не скучать». Грубое, площадное остроумие назойливо преследует читателя «Весельчака» времен Сенковского. А при Львове, который решился придать изданию другой колорит, журнал, по словам Добролюбова, «поднялся на ходули и, избегая прежнего остроумия, не умел избежать прежней грубости... Явлением литературным «Весельчак» все-таки не сделался»[83].
Однако плоские шутки и пошлые
анекдоты – это еще не весь «Весельчак».
Рассчитанные на вкус неразборчивого,
мещанского читателя, юмористические
материалы очень часто
Поначалу это в какой-то степени удавалось. Именно «грубости острот и площадной сальности выходок» редакция «Весельчака», по словам Добролюбова, «была одолжена своим успехом в массе читателей известного разряда»[84]. Все же продержаться долго такой журнал не мог и в начале 1859 г., растеряв подписчиков, бесславно закончился.
Иной была судьба другого известного в 60-е годы юмористического журнала – «Развлечение», выходившего в Москве. Возникнув в 1859 г., это издание продолжалось до 1905 г. Менялись издатели, редакторы, сотрудники, а «Развлечение» – журнал насквозь обывательский, служивший утехой купечеству и мещанству, – продолжал выходить.
«Развлечение» основал Ф.Б. Миллер, который был его редактором и издателем до 1881 г. В журнале сотрудничали Б.Н. Алмазов, В.П. Буренин, П.И. Вейнберг, Н.В. Гербель, А.И. Левитов, Л.А. Мей.
На страницах «Развлечения» появились, хотя в общем весьма безобидные, но все же обличительные материалы. Прохаживаясь по адресу чиновников, полиции, робко говоря о взятках, рассказывая о грубом разгуле фабрикантов и купцов, журнал отдавал дань времени. Когда обстановка в стране изменилась, критические заметки исчезли, и с 1864 г. «Развлечение» сделалось заурядным обывательским журналом. Даже цензурное ведомство отмечало, что в его направлении не проглядывает ничего «злонамеренного, антирелигиозного или противоправительственного», статейки же «нравственны и благонамеренны». Карикатуры «Развлечения» всегда были бледны и несамостоятельны.
«ИСКРА»
Боевым органом революционно-
«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В.С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н.А. Степановым. Замысел сатирического журнала с карикатурами возник у них в 1857 г.; тогда же удалось получить официальное разрешение, но с выпуском из-за нехватки денег пришлось повременить.
Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г. и составленный талантливо, остроумно, оригинально, получил широкое распространение. С каждым днем известность журнала росла, и вскоре он стал одним из самых популярных изданий. В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров.
Успех «Искры» – заслуга прежде всего его редакторов. К началу издания журнала Курочкин и Степанов были хорошо известны в литературных и художественных кругах. Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беранже, литератора-народолюбца. Позже он вошел в революционное движение и с весны 1862 г. вместе с Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичами, А.А. Слепцовым и H.H. Обручевым был членом центрального комитета «Земля и Воля». Н.А. Степанов, талантливый художник-демократ, еще в сороковые годы сблизился с редакцией «Современника» и нарисовал серию карикатур для «Иллюстрированного альманаха» 1848 г., запрещенного к выходу в свет. Добролюбов писал о Степанове:
Между дикарских глаз цензуры
Прошли твои карикатуры...
И на Руси святой один
Ты получил себе свободу
Представить русскому народу
В достойном виде царский чин.
В 1856–1858 гг. Степанов издавал альбом карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знакомых», в котором среди других авторов участвовал и Курочкин. Тетради альбома дышали злободневностью, мишенью для карикатур и текста было социальное неравенство, царящее в обществе.
Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов – художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. «В журнале этом, – писал Горький, – собралась компания самых резких и наиболее демократически настроенных людей того времени...»[85]. Здесь много и плодотворно работали поэты – Д.Д. Минаев, В.И. Богданов, Н.С. Курочкин, П.И. Вейнберг, прозаики – Н. и Гл. Успенские, Ф.М. Решетников, А.И. Левитов, публицисты – Г.3. Елисеев, М.М. Стопановский, Н.А. Демерт, художники-карикатуристы – П.Ф. Марков, М.М. Знаменский, Н.В. Иевлев, В.Р. Щиглев и многие другие.
Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Нередко бывало, что корреспонденты являлись в редакцию и сообщали Курочкину и его друзьям о фактах, заслуживающих разоблачения в «Искре».