Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель нашего исследования выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой.
Главная задача – выяснить, каким образом и как часто на современной радиостанции озвучивают социальные проблемы, их актуальность и значимость.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава Социальная проблематика на радио: жанровый и тематический репертуар
1.1 Социальная проблематика как содержательная категория…………….5
1.2 Роль и место радиовещания в решении социальных проблем
1.2.1 Становление и развитие социальных программ на радио……………8
1.2.2 Морально-этический аспект подачи социальной информации……...9
1.3 Социальные проблемы в радиоэфире: формы и широта освещения
1.3.1. Жанровый спектр воплощения социальной проблематики………..11
1.3.2. Социальная проблематика как опосредованный элемент радиопередачи……………………………………………………………………16
1.3.3. Социальная проблематика, современные подходы…………………17
2. Глава Социальная проблематика как активный элемент радиоэфира
2.1. Проблема патриотизма в радиоэфире
2.1.1. Актуальность проблемы патриотизма………………………………20
2.1.2. Тема патриотизма в эфире радио «Финам FM» ……………………21
2.2. Проблема детского алкоголизма в радиоэфире
2.2.1 Детский алкоголизм как угроза нации……………………………….24
2.2.2. Тема детского алкоголизма в эфире радио «Радио Свободы»….….26
2.3. Проблема абортов в радиоэфире
2.3.1. Аборты: за или против? ………………………………………...……28
2.3.2. Тема абортов в эфире «Радио России»………………………………29
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….33
Электронные источники………
На
сегодняшний день в условиях рынка
обострилась конкурентная борьбы за
частоты и качество звучания. Конкуренция
заставляет станции искать свои индивидуальные
черты, свой неповторимый образ, который
может привлечь внимание пусть небольшой,
но постоянной аудитории. В связи
с этим все меньше времени на радио
уделяется социальной тематике.
В подготовке таких программ многое решает целевая направленность материала, и то с какой стороны журналист хочет раскрыть ту или иную проблему [Шерель 2002:127].
Во-первых, для создания такой программы важна компетентность человека в том вопросе, по которому корреспондент обращается к нему, а в случае отказа дать информацию журналист должен правильно представить его мотивы. Ведь проблема, по которой готовиться материал, может касаться человека лично задевать его чувства и интересы.
Во-вторых,
система служебной
В-третьих, многое зависит от профессиональная принадлежность человека, т.к профессия накладывает отпечаток на характер обмена информацией.
Также
следует обратить особое внимание на
характер предоставляемой слушателям
информации, желательно осветить не только
саму проблему, но и показать пути выхода
из нее. Предоставить ситуацию объективно,
не задевая личные интересы конкретного
человека (если программа строится на
истории одного или более людей). Не приукрашивать
и не раздувать проблему более, чем она
есть, т.к. это может нести негативный характер.
Журналист в подготовке таких серьезных
программ должен быть в любом случае тактичен
и сдержан.
1.3.1.
Жанровый спектр
воплощения социальной
проблематики
Социальная проблематика в современном радиоэфире использует информационные, аналитические и документально художественные жанры журналистики [Шерель 2002:182].
Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Они прямо и опосредовательно связаны с другими программами. Информационная программа не существует сама по себе. Она лишь часть информационного потока, который постоянно дополняет, обогащает, развивает ранее прозвучавшую информационную картину мира. Это организованное по определенным законам и принципам отражение потока самой жизни во всей ее сложности, противоречивости и многозначности. Для выражения всего многообразия общественной жизни в эфире звучат различные типы информационных программ, нашем случае используются информационные (представляют собой оперативную информацию) и информационно-аналитические (более объемны по времени и включают в себя дополнительные жанры – корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Таким образом, в большинстве случаев социальная тематика появляется в ленте новостей, сообщая о факте свершившихся происшествий.
Интервью - чередование вопросов и ответов. Жанр диалога по своей сути, с его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории. Этот жанр представляет собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой. Журналист в нем выступает как посредник между носителем информации и аудиторией. Данный жанр очень часто используется при подготовке программ с социальной тематикой, так как предоставляет слушателям не только мнение журналиста, но и его собеседника, а тем более если в беседе участвует врач или какое-либо должностное лицо, то подтверждает достоверность информации, документальность. Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.
Репортаж – в данном жанре сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста, общественная значимость, оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения, отсюда его событийность новизна, динамичность. В большинстве случаем репортаж посвящается актуальному общественно значимому событию или теме, предоставляющей интерес для значительной части аудитории. В социальной тематике репортаж очень редкое явление, т.к он готовиться на месте событий, и в основном это освещение каких-либо общественных движений, например: «Город без наркотиков», «Мы против абортов» и другие, либо освещение митингов и протестов граждан [Шерель 2002:201].
В аналитических жанрах факты изложены через призму индивидуального восприятия и субъективных оценок журналиста, его нравственная и профессиональная позиция открыты и откровенно изложены в материале. Конечно также необходимы объективность и точность, но не менее важны авторские оценки, выраженные с помощью различных средств, включая интонацию и и прямое обращение к мыслям и чувствам аудитории.
Корреспонденция выполняет как информационную, так и публицистическую функцию. Грань здесь определяется степенью обобщений и выводов, которые являются непременным элементом этого жанра и вытекают из подробного описания сущности и характера события и его оценки журналистом. Несколько корреспонденций из разных мест, объединенные комментарием ведущего из студии позволяют представить своеобразную панораму событий. Не имеет сиюминутного информационного повода, а рассказывает явлении вневременном, но достаточно распространенном. Очень выгодный жанр с позиций социальной проблематики. Например: проблема распространения ВИЧ не обладает сенсационным, зрелищным и событийным характером. В рамках рассматриваемого жанра освещение этой проблемы можно глубоко проанализировать и изучить в современном обществе.
Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии, и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя [Шерель 2002:222]. По способу включения в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий как самостоятельная передача ( с законченной структурной частью программы) и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу (например, выпуск новостей). Любое утверждение комментатора должно быть обоснованным, тщательно аргументированным, высказанным в тактичной, ненавязчивой форме. Огромное значение имеют личность комментатора, его осведомленность, широта взглядов и манера говорить. Но чрезмерное подчеркивание в комментарии абсолютной правильности своих тезисов, безошибочности собственного мнения, как правило, вызывает у слушателя отрицательную реакцию. Назначение проблемного комментария – рассмотреть важную социальную проблему, затрагивающие интересы большого количества людей или всей страны; исследовать широкую панораму событий, действий отдельных граждан, государственных учреждений, партий или правительства, при этом глубоко анализируя факты. Чаще всего в социальной тематике комментарий используют в качестве составного элемента, хотя такой комментарий звучит всего одну-три минуты, он сохраняет все признаки присущие этому жанру. Его назначение более обстоятельно осветить и оперативно проанализировать события.
Беседа – распространенный жанр агитационно-просветительского характера, который сохраняет свое значение в вещательных программах. По своему временному объему, масштабу проблем и психологическим особенностям восприятия беседа практически не вписывается в информационное вещание, но она, тем не менее, требует отдельного, самостоятельного места в эфире. Любая беседа предполагает ситуацию речевого общения – разговора, в котором принимают участие собеседники. В социальной тематике этот жанр выигрывает тем, что многосторонний анализ проблемы и различные подходы к ее решению рассматриваются различными специалистами с разных сторон. Сопоставление их мнений, за которыми обычно следует признанный всеми участниками вывод, значительно сильнее убеждает слушателя, а также показывает выход из проблемы, так как она обсуждается группой ведущих специалистов. Прямым развитием этого вида радиопрограмм стали распространившиеся в отечественном вещании в 90-ые годы ток-шоу.
Документально-
Радиоочерк – в системе жанров журналистики демонстрирует социальные связи и отношения в наиболее развернутом виде. Его предметом являются факты и события, раскрывающие социальный характер нашего современного общества в становлении и развитии; эти связи проявляются через мысли и поступки человека. Раскрывает взаимоотношения не только общественные, но и личностные. В рамках этого жанра человек и окружающая его действительность могут исследоваться с разных сторон, разными методами. Сложность предмета и задач жанра определяет появление его видов, призванных более углубленно и широко отображать все разнообразие жизни документально-художественными средствами. Их делят на три вида: путевой, проблемный и портретный очерк. Следует отметить что деление на три вида условно, а как в «чистом виде» он встречается редко. В социальной тематике чаще рассказ о человеке сочетается с изучением какой-либо проблемы, исследование проблемы – с движением, путешествием, поиском. Как и при подготовке материалов других жанров, особую роль здесь играет изучение предмета будущего очерка, характеров героев, их жизни. В этом жанре значение имеет непосредственное авторское участие.
Документальная драма - это рассказанная журналистом история, сюжетную основу которой составляют факты, происходившие в действительности. В ней сохраняются подлинные имена участников описываемых событий, документальный материал вводится непосредственно в текст и звуковую ткань произведения. Как правило, все роли исполняют актеры, за исключением роли автора: она всегда предназначена журналисту, от лица которого ведется рассказ. Постепенно утвердились два варианта этого жанра: 1) социально значимая имеющая общественное значение и достаточно глубоко психологически проработанная сюжетная история, цель которой – привлечь внимание к какой-либо проблеме или человеку. Это история в реальной жизни имеет свое завершение, и очень часто реальный человек, о котором идет речь, сам выступает в послесловием к своей собственной истории, разыгранной актерами. Этот жанр получил широкое распространение в просветительских программах. 2) разновидность, которую чаще называют драма с открытым финалом, то есть программа прерывается в момент кульминации события, о котором идет речь, с тем чтобы слушатели сами сочинили и пересказали ее возможный финал. Журналист досконально исследует и описывает положение, и психологическое состояние своего героя и останавливается, предлагая слушателю написать в редакцию письмо со своей версией возможного завершения истории, опираясь на свои представления об услышанном в передаче [Шерель 2002:250].
В
социальной проблематике этот жанр при
помощи художественных средств показывает
и анализирует проблемы общества
на примере конкретной истории, конкретного
героя.
1.3.2.
Социальная проблематика
как опосредованный
элемент радиопередачи
Радиовещание
оказывает несомненное
Информация о работе Социальная проблематика в эфире современной радиостанции