Социальная проблематика в эфире современной радиостанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой.
Главная задача – выяснить, каким образом и как часто на современной радиостанции озвучивают социальные проблемы, их актуальность и значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава Социальная проблематика на радио: жанровый и тематический репертуар
1.1 Социальная проблематика как содержательная категория…………….5
1.2 Роль и место радиовещания в решении социальных проблем
1.2.1 Становление и развитие социальных программ на радио……………8
1.2.2 Морально-этический аспект подачи социальной информации……...9
1.3 Социальные проблемы в радиоэфире: формы и широта освещения
1.3.1. Жанровый спектр воплощения социальной проблематики………..11
1.3.2. Социальная проблематика как опосредованный элемент радиопередачи……………………………………………………………………16
1.3.3. Социальная проблематика, современные подходы…………………17
2. Глава Социальная проблематика как активный элемент радиоэфира
2.1. Проблема патриотизма в радиоэфире
2.1.1. Актуальность проблемы патриотизма………………………………20
2.1.2. Тема патриотизма в эфире радио «Финам FM» ……………………21
2.2. Проблема детского алкоголизма в радиоэфире
2.2.1 Детский алкоголизм как угроза нации……………………………….24
2.2.2. Тема детского алкоголизма в эфире радио «Радио Свободы»….….26
2.3. Проблема абортов в радиоэфире
2.3.1. Аборты: за или против? ………………………………………...……28
2.3.2. Тема абортов в эфире «Радио России»………………………………29
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….33
Электронные источники………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 94.58 Кб (Скачать файл)

   1.3.3. Социальная проблематика, современные подходы 

   В современном радиоэфире по данным Би-Би-Си 60% аудитории в России включают радио, чтобы не чувствовать себя одинокими. Разве это не общественно важная задача? Может быть, этим и стоит ограничиться? Однако все та же Британская телерадиовещательная корпорация в свое время сформулировала три главные задачи СМИ, которые сегодня, кажется, не оспаривает никто:

  1. Информировать.
  2. Образовывать.
  3. Развлекать.

   С последней задачей отечественное  радио справляется неплохо, процентов  на 90 радиостанции в России - музыкальные  или информационно-музыкальные. Одиночество нам не грозит, музыка и новости - это то, чего у нас уже не отнять. Но вот результаты исследования, которое провел Институт гуманитарных коммуникаций:

     «Мы регулярно проводим опросы  граждан в разных регионах  России. Когда мы просто спрашиваем: «Откуда вы берете информацию?» - радио стабильно оказывается на втором-третьем месте. На первом месте - конечно, телевидение - 80%. На втором - в некоторых регионах радио, в некоторых регионах пресса. То есть, второе-третье место радио, как источнику информации, обеспечено. Но у нас есть еще такой очень хитрый вопрос, с хитрым заходом: «А откуда вы берете информацию, полезную для вас?» Так вот, радио вообще не попадает в десятку. Его, действительно, слушают - музыку, новости - но как только дело касается решения каких-то проблем, люди прибегают к другим источникам - к телевидению и газетам. На третьем месте - журналы, потом - комментарии и советы специалистов, советы знакомых и друзей и т.д., и т.д. Радио даже и в десятку не попадает!  Таким образом, встает вопрос, о той самой социальной ответственности» [Е.Н.Филимоновы 2002:75].

   Возможно, есть объективные причины, которые  сегодня не позволяют радио в полной мере «информировать» и «образовывать». Мы разделили их на шесть групп:

  1. Усталость аудитории и журналистов от политического и социального официоза, звучавшего на волнах государственного радио в советское время.
  2. Некоммерческий характер социальной информации (что не всегда правда).
  3. Катастрофичность, которой окрашивают журналисты социальную информацию.
  4. Неготовность аудитории воспринимать неоднозначную информацию, а социальная информация в полной мере неоднозначна. Аудитория ждет от журналиста решения, совета, утверждения, даже осуждения. Это, с некоторой стороны, тоже память о советских СМИ.
  5. Неумение журналистов пользоваться современными формами подачи социальной информации. Отсутствие «драйва», современного языка, нетехнологичность социальной журналистики.
  6. И еще... Какое-то особенное миссионерство, гражданская позиция, которая бежит впереди профессии и которую часто культивируют журналисты, занимающиеся этой темой.

   Социальная  журналистика - это всего лишь один из видов журналистики, а значит, на нее распространяются все законы, технологии и тенденции этой профессии. Подведем итог вышесказанному: социальная журналистика востребована, но имеет  ряд причин, по которым журналисты не могут или не умеют подготовить  материал, сделать его интересным и  показать пути развития, и решения этих проблем [Е.Н.Филимоновы 2002:75]. 
 

 

   

   2. Глава СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КАК АКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАДИОЭФИРА  

   2.1. Проблема патриотизма  в радиоэфире 

   2.1.1. Актуальность проблемы  патриотизма 

   Тема  родины в России всегда была достаточно острой. Истинный  патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

   В постсоветский период стали формироваться  иные подходы и критерии к основным духовным ценностям общества, в том  числе и к патриотизму, Отечеству. Развал Советского Союза, как великой  державы, внес определенный негативный импульс в процесс изучения и  практического воплощения патриотизма. Многие достижения отечественных исследователей в новых условиях стали признаваться как бы устаревшими и оказались  невостребованными. Одновременно социально-политическая ситуация в стране генерировала ряд  исследований патриотизма, как историософской проблемы [http://www.lib.ua-ru.net].

   Актуальность  проблемы патриотизма в современном  обществе можно обозначить рядом  причин:

    1. Обострением противоречия между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социально-консолидирующим) в формировании важнейших позитивных качеств, все более ослабляющихся в условиях современной общественной жизни. Данное противоречие проявляется в неудовлетворенности, как подрастающего поколения, так и самих субъектов воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, слабой организацией и эффективностью этого процесса.
    2. Актуальность обусловлена необходимостью обновления содержания патриотического воспитания, дифференциации его практики на основе более полного учета особенностей российской молодежи, обогащения существующих и создания новых методов, форм, средств формирования готовности к защите Отечества.
    3. Появилась необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, их роли и места в системе воспитания, в обеспечении обороноспособности страны в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации. Существенное значение для создания системы подготовки молодежи к защите национальных интересов России и повышения ее эффективности имеет знание психолого-педагогической природы готовности к защите Отечества, условий ее формирования в процессе социально-педагогической деятельности как сложного качества личности и как цели патриотического воспитания
    4. Об актуальности темы патриотизма свидетельствуют результаты проведения призывных кампаний и данные социологических исследований, с конца 1980-х годов в России неуклонно возрастало число молодых людей, не желающих проходить военную службу, ухудшался качественный состав призывного контингента.
 

   2.1.2. Тема патриотизма в эфире радио «Финам FM» 

   Одна  из актуальнейших тем социальной проблематики – это тема патриотизма. Ее раскрывает в своей программе  Владимир Мединский в программе  «Мифы о России» на радио «Финам FM»: «Мы будем говорить о теме актуальной, мы будем говорить о теме сегодняшнего дня практически, не столько исторической, но с исторической точки зрения будем пытаться преподнести её. Это тема, которая стоит сейчас в каком-то смысле во главе нашей политики государственной, тема русского патриотизма». Программа выполнена в жанре беседы, но также и включает жанр комментария. В ней принимают участие два доктора исторических наук: Людмила Евгеньевна Морозова и Константин Александрович Аверьянов. А также поднимают актуальные вопросы дозвонившиеся слушатели.

   Программа начинается с определения понятия  «патриотизм», причем программа построена, так, что мы имеем возможность поговорить об этом с разных сторон и придти к некоторому общему знаменателю. Мы узнаем, что такое патриотизм от слушателей, гостей  и ведущего программы: «…патриотизм – это любовь к государству, к отечеству… любовь к отечеству – это дословный перевод слова "патриотизм"», говорит Владимир Мединский, в принципе Л.Е. Морозова согласна с ведущим: «Да, любовь к отечеству. И под отечеством нужно понимать государство, потому что если под отечеством понимать свой дом, свою деревню или какое-то место, где ты живёшь, то это ещё не считается патриотизмом. Патриотизм – это более высокое чувство, надличностное. Считается, что сначала патриотизм появился в виде такой более низкой формы – любовь к своему родному очагу, к семье и так далее», а вот мнение Слушателя: «На мой взгляд, патриотизм – это готовность сделать всё, чтобы улучшить то место, где ты живёшь, и любить это место. Не стремиться из этого места уехать, а стремиться остаться здесь и сделать всё, чтобы здесь жилось лучше. То есть, патриотизм – это твоя семья, твой дом, твоя улица. То есть, я считаю, это в более житейских вещах должно проявляться, а не в громких словах».

   В программе много говориться о  государстве и его политике, патриотизм рассматривается, прежде всего, с исторической точки зрения. Недостаток данной программы  в том, что нет оценки современному положению патриотизма. И не рассматривается  проблема патриотизма у молодежи в современном обществе. Программа построена на анализе исторических данных о патриотизме и адаптации их к современности, чего все-таки не достаточно. Эта проблема несколько шире, чем представлена в данной программе. 

 

   2.2. Проблема детского  алкоголизма в  радиоэфире 

   2.2.1 Детский алкоголизм  как угроза нации 

   Алкоголизм - неумеренное потребление спиртных напитков, оказывающее пагубное влияние  на здоровье, быт, труд человека и благосостояние общества.

   По  мере усложнения социальной структуры  общества употребление алкоголя становится более индивидуальным, появляются индивидуальные мотивы и индивидуальное отношение к спиртному, и в тоже время увеличивается число факторов, обусловливающих злоупотребление им.

   Установлено, что алкоголь разрушающе действует  на все системы и органы человека. В результате его систематического употребления развивается симптомокомплекс болезненного пристрастия: потеря чувства  меры и контроля над количеством  потребляемого алкоголя, нарушение  деятельности центральной и периферической нервной системы и функций  внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом  приеме алкоголя (возбуждение, подавленность  и др.) обусловливает значительную частоту самоубийств, совершаемых  в состоянии опьянения.

   Причины алкоголизма - медицинские и социальные - во всём мире, по-видимому, однотипны. Ну, в Америке можно отметить более  активное направление в изучении генетических аспектов алкоголизма, его  наследственной предрасположенности. Открыты и идентифицированы отдельные  гены, сцепленные с признаком повышенного  пристрастия к алкоголю. Однако эти  данные не дают пока ощутимых выходов  в практику лекарственной терапии  этого заболевания.

   Возникающее при опьянении нарушение равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев.

   Установлено, что патологическое пристрастие  к алкоголю у подростков развивается  гораздо быстрее, чем у взрослых: у юношей, начавших употреблять спиртные напитки в 15-17 лет, - через 2-3 года, у  подростков, регулярно употребляющих  спиртные напитки с 13-15 лет, - в течение  года.

   По  данным Минздрава, Минобразования ситуация с детским алкоголизмом в России складывается угрожающе; из 2 млн. российских алкоголиков почти 60 тыс. - дети до 14 лет с установленным диагнозом  «алкоголизм».

   О проблеме детского алкоголизма в  России специалисты впервые заговорили в начале 90х гг. И с каждым годом  этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически употребляющих алкоголь, увеличилось почти в три раза. Наркологи оказывают помощь 15-, 14 и даже 12-летним детям больным  алкоголизмом. Большинство из них  стали алкоголиками, регулярно употребляя пиво. В пылу борьбы с наркоманией  мы как-то забыли о "зеленом змие". Тем временем его жертвами, по словам врачей, становятся все больше мальчишек  и девчонок. Организаторов рекламных  кампаний алкогольных напитков можно  поздравить: продажи пива и коктейлей  небывало растут, и, как выясняется, главный покупатель сейчас - молодежь. Средний возраст подростков, потребляющих алкоголь, - 10-14 лет. Как раз то время, когда так хочется казаться взрослее.

   В нашей стране до сих пор не решено, что делать с такими детьми. Взрослых штрафуют, забирают в медвытрезвитель. Для детей необходима особая программа. Врачи уже фиксируют случаи белой  горячки у детей.

   Постоянно увеличивается число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

   В Волгоградской области отмечается тенденция к росту психических  расстройств вследствие употребления алкоголя. За 2003 г. рост числа алкогольных  психозов составил 40% по сравнению с 2002 г.

   С той или иной частотой спиртные напитки употребляют 80 % молодежи – юноши и девушки. За период с 2007 по 2010 гг. средний возраст приобщения к спиртным напиткам снизился на 2,5 года и составляет 13 лет. «Народным» напитком молодежи в последнее время стало пиво. По данным Госкомстата смертность от отравления алкоголем в России возросла в I квартале 2008 г. по сравнению с уровнем аналогичного периода 2007 г. на 5,8 % - до 11601 человека. В настоящее время, на учете в России состоят 500 тыс. алкоголиков, при этом 65 тысяч из них – малолетние. 

   2.2.2. Тема детского  алкоголизма в  эфире «Радио Свобода» 

   Проблема  алкоголизма в России поднималась  издавна. Но в настоящее время  это проблема несколько расширилась  и получила другое направление: проблема детского алкоголизма.  Эту социальную тему подняла Татьяна Канахина на «Радио Свобода» города Свердловска. Жанр данной программы смешанный, сочетает в себе интервью, комментарий и беседу. Здесь присутствует интервью с заведующим наркологического отделения Дмитрием Деткиным, мнение дозвонившихся слушателей и мнение компетентного человека главного нарколога Свердловской области Юрия Ружникова. В данной программе обсуждалась как проблема детского алкоголизма, так проблема доступности детям спиртных напитков. А также влияние их на детский организм. Ведущая подняла вопрос: «И все-таки губит детей пиво или напитки покрепче?», на что Юрий Ружников ей ответил: «В силу особенностей детского организма, конечно, детям легче начинать употребление спиртного с так называемых легких алкогольных напитков. Но легкие напитки – это такой же обман, как легкие и тяжелые наркотики».

     В программе представлены статистические  данные за несколько лет, о  случаях детского алкоголизма, а также о случаях психоза у детей: «Зафиксировано от 7 до 18 случаев алкогольных психозов по Свердловской области. Это много или мало? Это чудовищно много. Потому что психозов не должно быть. Они бывают только у лиц со сформировавшейся клиникой. И психоз составляет около 3 процентов уже от лиц со второй и третьей стадиями алкоголизма», говорит Дмитрий Ружников.

Информация о работе Социальная проблематика в эфире современной радиостанции