Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:14, курсовая работа
Современный спорт и средства массовой информации неразрывно связаны друг с другом. Они существуют в симбиозе и полагаются друг на друга . По всему миру живут миллионы людей, для которых спорт - это не просто соревнования и игры, а целый мир, смысл жизни и объект поклонения. И у них естественным образом возникает потребность постоянно находиться в курсе важных спортивных событий, в каком бы уголке земного шара они не происходили. СМИ даёт любителям спорта такую возможность.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы значимости спортивной тематики в радиоэфире……………………………………………………………………… 6
1.1. Спортивная тематика и формат радиовещательной станции………………………………………………….………… 6
1.2. Спортивная тематика в контексте целевой аудитории радиостанции ………………………………………………...… 11
1.3. Спортивная тематика в аспекте масштаба спортивного события……….………………………………………………...… 14
Глава 2. Спортивная тематика как актуальная составляющая современного радиоэфира (на примере радиостанций "Спорт", "Маяк", "Maximum", "Диктум")……………………………………………...….. 16
2.1. Место и значимость радиопередачи "Наше всё" в эфире радио "Спорт" ………………………………………………………………….16
2.2. Актуальность радиопередачи "Спортивный канал" в эфире радио "Маяк"……………………………………………………………..…….…19
2.3. Место и значимость спортивной радиопрограммы "Rock'n'Roll Football" в эфире радиостанции "Maximum"……………………………22
2.4. Акутальность спортивной радиопрограммы "Этот Безумный-Безумный Спорт" в эфире учебной радиостанции "Диктум"…………………………………………………………………23
Заключение ………………………………………………………………….… 25
Из-за специфики
заполнения эфира на музыкально-информационных
радиостанциях, спортивные программы
носят сжатый по времени характер
и длятся не более 10 минут. Как следствие,
полностью отсутствует интеракт
Необходимо заметить, что, несмотря на большую аудиторию слушателей, музыкально-информационные радиостанции играют малую роль в популяризации спорта и освещении спортивной тематики. Это происходит в силу того, что выпускаемые на радиостанциях этого типа материалы, посвящённые теме спорта, как правило, недостаточно информативны, носят развлекательный характер и имеют своей целью лишь небольшое расширение кругозора слушателя.
1.2 Спортивная тематика в контексте целевой аудитории радиостанции
В этом пункте мы рассмотрим, в какой степени значимость спортивной тематики в радиоэфире зависит от аудитории, к которой обращается радиостанция. Аудитория слушателей будет рассматриваться согласно следующим критериям: масштаб охвата и различные возрастные категории.
По масштабу охвата аудитория радиостанции делится на аудиторию страны, региональную аудиторию, местную (локальную) аудиторию.8
Если радиостанция является крупной и транслируется в нескольких регионах страны, а значит, обладает огромной потенциальной аудиторией, то для освещения спортивной тематики ключевым для неё вопросом становится передача информации как общемирового, так и унитарного характера (освещение спортивной жизни внутри страны). В этом случае, место освещаемой спортивной темы в эфире радиостанции напрямую зависит от её популярности среди массовой аудитории9.
Если радиостанция вещает на отдельный регион и влияет только на региональную аудиторию, то на первый план выносятся спортивные события конкретного региона, так как они в наибольшей степени интересуют данную аудиторию. Далее следуют общенациональные и общемировые спортивные события. Исключение составляют лишь те случаи, когда общемировые или общенациональные спортивные события напрямую связаны с конкретным регионом, на который вещает радиостанция. Тогда именно эти события имеют для освещения спортивной темы в регионе первостепенное значение10.
Если же радиостанция является небольшой и вещает лишь на местную (локальную) аудиторию, то сначала освещаются локальные спортивные события, а затем спортивная жизнь региона, страны и мира. Исключением опять-таки будут являться спортивные события, напрямую связанные с местом вещания, и в таком случае именно они будут иметь наибольшую значимость для освещения темы спорта11.
Аудиторию также можно разделить на разные возрастные категории, которые по-разному относятся к спорту в целом и, как следствие, имеют разное восприятие спортивной тематики в радиоэфире.
Молодёжная аудитория (15-30 лет) - для массовой аудитории этого типа, как правило, характерно восприятие спортивной тематики в сжатом виде. Ей как правило интересны лишь главные, ключевые спортивные события, важные спортивные мероприятия или спортивные темы, непосредственно касающиеся молодёжи. Поэтому радиопрограммы, посвящённые спорту и выпускаемые в эфир той радиостанцией, которая делает акцент на аудиторию этого возраста, зачастую носят малоинформативный и развлекательный характер. Вниманию слушателей предоставляются только основные, яркие факты, а мнения спортивных экспертов зачастую опускаются, т.к. не представляют особого интереса для молодёжной аудитории.12
Аналитические жанры при освещении спортивной тематики на радиостанциях, опирающихся на молодёжную аудиторию, отсутствуют. Достаточное распространение имеют художественные жанры (небольшие очерки о спортсменах и тренерах) или интервью со спортсменом или спортивным специалистом. Но вопросы в такого рода интервью мало касаются непосредственно спортивной тематики, а скорее имеют общий характер и направлены на то, чтобы раскрыть собеседника как личность, а не как профессионала из мира спорта.
В спортивных программах, направленных на молодёжную аудиторию, специфическая спортивная терминология и лексика зачастую отсутствует.
Если при создании журналистского материала опущение сложного термина, могущего вызвать непонимание аудитории, невозможно, то этот термин должен обязательно объясняться для слушателей.
Необходимо заметить, что в большинстве своём к молодёжной аудитории относятся слушатели музыкально-информационных радиостанций.
Зрелая аудитория (30-45 лет). Для этой аудитории характерно более глубокое и полное восприятие спортивной тематики, нежели у молодёжи. Поэтому для радиостанций, которые опираются на аудиторию этого типа актуально создание достаточно развёрнутых аналитических материалов, с привлечением мнений различных экспертов в той или иной спортивной сфере, полных интервью со спортсменами и специалистами.13 При создании радиопродукта на тему спорта для зрелой аудитории слушателей не принято избегать специальной спортивной лексики и терминологии, но эти термины также должны объясняться. Для этой категории слушателей также значительную роль играет интерактивность спортивных программ, так как в силу более вдумчивого подхода к восприятию спортивной тематики, для этой аудитории важно донести своё мнение по тем или иным спортивным проблемам, поделиться впечатлением от того или иного спортивного события и обсудить его со специалистом, компетентным в этой спортивной области.
В основном, к
аудитории этого типа относятся
по преимуществу слушатели информационных
или информационно-музыкальных
Среди аудиторий обоих типов можно выделить ещё одну, вневозрастную категорию, а именно, любителей спорта, хорошо подкованных в спортивной тематике. Они, в свою очередь, предпочитают максимально информативные спортивные радиопередачи и потому являются слушателями специализированных информационных¸ а также информационно-музыкальных радиостанций.
1.3 Спортивная тематика в аспекте масштаба спортивного события
В зависимости от масштаба спортивные события делятся на глобальные (общемировые), национальные, региональные и местные (локальные).14
Большие спортивные форумы, объединяющие спортсменов и специалистов из разных стран и континентов, приковывают к себе огромное внимание любителей спорта по всему миру. А значит, нуждаются и в широком освещении в средствах массовой информации. В этом смысле, радио не отстаёт от своих телевизионных и печатных собратьев.
При освещении на радиостанциях таких огромных, массовых соревнований как Олимпийские игры или Чемпионат мира по футболу, не делается акцент на формате вещания радиостанции, так как любая крупная радиостанция, работающая на большую аудиторию слушателей, уделяет повышенное внимание созданию актуальных и интересных для конкретной аудитории, программ посвящённых этим глобальным спортивным событиям.15 В таком случае даже радиостанции музыкально-информационного формата стараются передать информацию о соревнованиях более полно и объективно (для этого, при возможности, используется собственный корреспондент, находящийся на месте событий).
Во время проведения столь крупных спортивных мероприятий спортивные новости, посвящённые этим событиям, как правило, занимают значительное место в выпусках новостей, а доля эфира, отдаваемая на откуп спорту, заметно увеличивается, причём вне зависимости от того, участвуют ли в соревнованиях связанные с аудиторией спортсмены или нет.
При освещении спортивных событий национального масштаба для радиостанций любого формата вещания внимание уделяется лишь популярным для массовой аудитории соревнованиям и видам спорта. Те соревнования, которые не представляют интереса для широкой категории слушателей радиостанции, зачастую не освещаются.16
Спортивной жизни регионов в эфире радиостанций также уделяется лишь частичное внимание. Место, занимаемое спортивной тематикой в эфире, а также её содержание зависит от популярности того или иного вида спорта в регионе.
Что касается темы
локальных спортивных соревнований,
не привлекающие значительное
внимание аудитории, то она актуальна
лишь для местных радиостанций.
ГЛАВА 2. СПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОВРЕМЕННОГО РАДИОЭФИРА (НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИЙ "СПОРТ", "МАЯК", "MAXIMUM", "ДИКТУМ")
В предыдущей главе было доказан тезис о том, что спорт и средства массовой информации неразрывно связаны. В том числе и радиовещание. Конечно, уровень внимания к теме спорта на радиостанциях может изменяться в зависимости от её формата, аудитории, на которую она ориентирована или масштаба самого спортивного события, но неизменным остаётся одно: спорт влияет на радио, а радио, в свою очередь, опосредованно влияет на спортивный мир.
Теперь на основе общей теоретической базы, полученной в первой главе, попытаемся проанализировать влияние спортивной тематики на вещание различных радиостанций на примере конкретных радиопередач, выходивших в эфир. Три из пяти рассматриваемых мной радиопрограмм произведены на различных по формату крупных российских радиостанциях, осуществляющих вещание на территории нескольких регионов Российской Федерации и имеющие потенциальную аудиторию более 20 миллионов человек (радио "Спорт", радио "Маяк", радио "Maximum"). Две другие радиопрограммы являются нашими собственными журналистскими материалами, подготовленными на учебной радиостанции факультета журналистики ЧелГу "Диктум".
2.1 Место и значимость радиопередачи "Наше всё" в эфире радио "Спорт"
Радио "Спорт" по формату является узкоспециализированной спортивной радиостанцией, с многомиллионной аудиторией. Вот, что говорится в программном заявлении радио "Спорт":
Теперь посмотрим как данная концепция, доказывающая спортивный профиль и информационный формат радиостанции реализуется в конкретной радиопередаче "Наше всё".
"Наше Все" – авторская программа Юрия Розанова посвящена российскому футболу. Один из лучших футбольных специалистов России разбирает матчи очередного тура чемпионата Премьер-Лиги, анализирует игру сборной России, рассуждает на самые актуальные темы отечественного футбола.18
Исходя из
формата радиостанции эта
Также для этой передачи характерна объективная и всесторонняя передача информации , посредством глубокого изучения темы.
Благодаря тому,
что программа выходит на специализированной
информационной радиостанции появляется
возможность сделать программ достаточно
развёрнутой и позволяет
Также благодаря формату есть возможность делать эту радиопрограмму интерактивной. Используя средства "обратной связи", заинтересованные слушатели могут задать ведущему-эксперту интересующие их вопрос в рамках обсуждаемой темы, а также обсудить их вместе с ведущим. Интерактивность играет огромную роль в этой радиопередаче. Можно с уверенностью сказать, что её концепция построена на интерактивном обсуждении ведущего и слушателей достаточно большого списка вопросов в рамках заявленной темы, а именно, российского футбола. Такое построение эфира радиопередачи помогает привлечь большую аудиторию, так как таким образом слушатели сами заинтересованы в её участии.
Фактор влияния аудитории на данную радиопередачу достаточно велик. Влияние оказывается как напрямую (благодаря "обратной связи"), так и опосредованно, так как интерактивная концепция радиопередачи, в которой слушатели, интересующиеся российским футболом и хорошо подкованные в этой теме могут принять непосредственное участие, возникла не случайно. Аудитория этой радиопередачи любит российский футбол и очень хорошо в нём разбирается, а следовательно слушатели могут высказать своё компетентное мнение.
Что касается возрастной категории, то данная программа (как и радиостанция в целом) ориентируется в основном на зрелую аудиторию (30–45 лет). Это ещё один фактор, влияющий на содержание радиопередачи и позволяющий ей иметь развёрнутый аналитический характер.
Информация о работе Спортивная тематка в российском радиоэфире