Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 02:28, реферат

Краткое описание

Функциональные стили складываются из особых, присущих только им устойчивых лексических, синтаксических, морфологических, фонетических единиц, и, тем не менее, не могут быть жестко разграничены. Устойчивые единицы, характерные для одного стиля встречаются в текстах другого стиля. Подобного рода взаимопроникновение достаточно распространено и вызывает интерес у широкого круга лингвистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Характеристика и языковые особенности научного стиля……………...5
1.1 Общая характеристика научного стиля речи…………………....5
1.2 Разновидности научного стиля…………………………………...7
1.3 Фонетика научного стиля…………………………………………7
1.4 Морфология научного стиля……………………………………...8
1.5 Синтаксис научного стиля………………………………………...9
2 Характеристика и языковые особенности публицистического стиля…..10
2.1 Общая характеристика публицистического стиля речи……….10
2.2 Жанры публицистики……………………………………………20
2.3 Лексические особенности публицистического стиля………….20
2.4 Синтаксические особенности публицистического стиля……...20
3 Сопоставительный анализ основных стилеобразующих элементов научного и публицистического стилей ……………..…………………..21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………......27

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Главная цель публицистического стиля заключается в том, чтобы оказать влияние на публичное мнение, убедить читателя и слушателя, что объяснение, данное пишущим или говорящим, является единственно верным и обязать его принять точку зрения автора 2:

'"Согласно  журналу "Форбс", зарплаты во  многих экономических корпорациях  конкурируют с зарплатами в  более крупных компаниях".

Для того чтобы заинтересовать читателя, а также более эффектно преподнести материал используется прием градации или нарастания, когда на первый план выходит менее важная информация, а более важная помещается за ней. В нашем материале в публицистическом тексте первые три предложения относительно схожи по строению и смыслу. Читатель вовлекается в контекст повествования и готов воспринимать важную информацию:

"Рон  Кок – менеджер отдела в  магазине Вал-Март в Атланте. Мария  Гузман неофициально работающая  из Мехико, она живет в Хьюстоне  с тремя детьми и убирается  в офисах ночью. Марти Лоусон  работает в большой корпорации Миниаполиса. Что общего имеют эти три человека. Они все постоянные потребители продукции дополнительными экономическими льготами. Термин "дополнительные экономические льготы" относится к той части бизнеса, которая включает в себя финансовые грабительские отношения потребителей с низкими доходами или с теми, у кого есть долги с постоянно растущим уровнем интереса, супер высоким вознаграждением, или безмерными ценами на хороший сервис ".

Для более полной передачи информации в научном стиле используются сложноподчиненные предложения с разветвленной системой придаточных, часто с распространенными членами предложения (выделено подчеркиванием):

"Выгода  от безработицы, посредствам суждения  разницы в доступных доходах, когда работный и безработный  значительно увеличивает ставку  налогообложения"

На основе современных журнальных публикаций. Текст:”Включи шестое чувство”:

«Несмотря на то, что наука шагнула далеко вперед, ученые пока не добралисьдо интуиции и не очень понимают, как её объяснить. ( речевой стиль )

Вопросов тут больше, чем ответов. Почему у нас случаются дежавю, почему нам снятся вещие сны и откуда мы знаем, что именно этот билет на экзамене стоит брать, а вот тот – не стоит? (фр. р. ст., вопр. – отв. форма)

Но все же кое-какие объяснения ученые нашли. Например, одни считают, что интуиция нужна нам для того, чтобы улавливать незримую информацию. То есть вокруг нас невидимо, как радио– волны, проходят каналы информации. Самой разной. И если мы настроим свою интуицию, то сможем услышать много интересного. ( научный ст. )

В данной статье мы наблюдаем явное сочетание речевых стилей.3

 

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

 

“Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)”

 

“Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую получают омылением жиров или синтетическим способом. Глицерин применяется в производстве взрывчатых веществ и синтетических смол”

 

“Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением.”

 

Пример, иллюстрирующий публицистический стиль речи:

 

“Очень часто в составе многих косметических средств можно встретить такой компонент как глицерин. Да и в приготовлении домашней косметики, особенно, что касается кремов для лица, глицерин играет далеко не последнюю роль.

Глицерин является трехатомным спиртом, который представляет собой не имеющую запаха, вязкую, прозрачную и бесцветную жидкость, и используется в косметологии в качестве хорошего увлажнителя кожи.”

 

“Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон.”

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, поставленная цель – ознакомиться проблематикой, основными стилистическими требованиями, основами публицистического и научного стилей– выполнена.

Научный стиль представляет в настоящее время обособленную языковую систему, служащую задачам обмена научной информацией. Рост обособленности данного стиля с течением времени совпадал с развитием и обособлением науки как области человеческой деятельности.

Языковые особенности научного стиля объясняются предназначенностью научных текстов для передачи объективной, как бы обезличенной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль должен обеспечивать ясность, точность, объективность, недвусмысленность, логичность и доказательность изложения, воспроизводимость излагаемых экспериментальных научных результатов любым другим учёным, полноту информации.

Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи,но с развитием просвещения и практики проведения научных конференций активно проникает, сохраняя свою специфику, и в устную речь. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Что касается публицистического стиля речи, то можно сказать, что устремляя взгляд в будущее газетной прессы, то

можно сделать определенный вывод, что наиболее «живучими» и перспективными окажутся информационно-аналитические и недавно возникшая у нас, так называемая «пара-пресса», издания «по интересам» газеты.

Это, вероятно, привело бы к «сокращению» значимости экспрессивной функции и заметной трансформации газетного стиля. Однако приведенное положение и напрашивающийся вывод из него спорны, поскольку предназначение газеты не только информировать, но и воздействовать на читателя.

Газета как разновидность публицистики «обслуживает» именно сферу политических отношений, а здесь нельзя ограничиться одним информированием. Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля, изменения в них и языковые средства их реализации.

 

Список литературы:

1. «Закономерности стилистического использования единиц», Т.Г. Винокур, 1959 год,

2. «Итоги обсуждения вопросов стилистики. Вопросы языкознания», В.В. Виноградов, 1955 год,

3. «Проблемы языка науки и техники. Логические, лингвистические и историко-научные аспекты терминологии», М., 2002.

4. «Развитие функциональных стилей современного языка» Т.Г. Винокур, 1968 год

5.«Русский язык. Энциклопедия» под ред. Ф.П.Филина.- М., 1989

тура

6. «Русский язык и культура речи. Курс лекций»Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов, Тюмень, 2000.

7. «Сборник упражнений по стилистике русского языка», А.К. Панфилов, 1989 год

8. «Современные проблемы терминологии в науке и технике», М., 1999.

9. «Стилистика русского языка», В.Д. Бондалетов, 1982 год,

10. «Стилистика русского языка», М.Н. Кожина, 1993 год,

11. «Стилистика русского языка». Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. 1987, Часть II, I том, 1998 год,

12. «Формирование языка русской науки»,Кутина Л.Л.,  М.-Л., 2001.

1[Разинкина, 2004, 133]

2[Гальперин, 1981, 287]:

3[“Elle gerl”ноябрь 2010, № 87, стр. 50]

 


 



Информация о работе Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей