Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:21, контрольная работа
В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр. В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами.
Введение…….………..………………..……...…………………………………..3
Глава 1. Из жизни В.А. Гиляровского…………………...…………….......….5
Глава 2. Стиль работы репортёра…………………………………...…….....7
Заключение…….……………....………………………………………………..13
Список использованных источников и литературы.…………………….14
Творчество Гиляровского 1904 г. знаменательно
статьей о небывалом урагане в Москве.
Он прошел 16 июня полосой по северо-восточной
части города, от станции Карачарово до
Сокольников и далее в направлении Ярославского
шоссе. Репортаж был памятен для автора
не только силой впечатления от происшествия,
но и тем, что газета, где он был напечатан,
достигла в тот день рекордного числа
экземпляров - ста тысяч. Гиляровский писал,
что он «по счастью» оказался в центре
событий, т. е. в центре сокрушительного
урагана. По его рассказу об этом в «Москве
газетной» и сообщениям в «Русском слове»
можно достаточно точно установить и местонахождение
журналиста, и время, и маршрут следования
его по пораженной стихией местности вплоть
до возвращения в редакцию.
Смерч действительно небывалой силы застал
репортера где-то в районе Лефортова. Отсюда
Гиляровский направляется по Красноказарменной
улице, Коровьему броду, Хапиловской улице,
пересекает Госпитальную, Ирининскую
улицы, идет Гавриковым переулком мимо
Ольховской улицы и выходит через Краснопрудную
и Ивановскую улицы к Сокольникам. Здесь
он берет извозчика и скачет в редакцию,
по пути заезжая в Басманную и Яузскую
больницы и полицейские части. Ураган
застал Гиляровского в Лефортове около
5 часов вечера, а в 10 часов журналист был
уже в редакции. Два часа в кабинете редактора
он пишет репортерский отчет, два часа
спит здесь же на диване, затем читает набор полосы. Дорошевич заканчивает
верстку номера, и в 2 часа ночи они вместе
снова едут на место происшествия. С 3 часов
ночи до рассвета обходят район бедствия.
«В 7 часов мы с моим спутником поехали
в город и до самого дома не обменялись
ни одним словом. Впечатление ужасное»,
- писал Гиляровский в очередном номере
газеты, заняв целый «подвал» взволнованным
рассказом о стихийном бедствии, вызвавшем
человеческие жертвы и большие разрушения.
Когда журналист начал писать свои знаменитые
книги-воспоминания, его стали одолевать
сомнения: нужны ли его впечатления о прошлых
событиях современному советскому читателю.
Его друг и младший коллега Николай Морозов
сказал ему: «...кроме вас о Москве писать
некому... Это ваш долг писать о Москве,
это ваша тема, ваша ноша». И Гиляровский
с ним согласился.
Гиляровский писал
статьи для различных периодических
изданий: сначала он печатался в
"Русской газете", с 1882 года работал
репортером в "Московском листке",
в 1883-1889 годах – в "Русских ведомостях".
Печатался в газетах "Русская мысль",
"Петербургский листок", "Новое
время", "Муравей", "Оса", "Русское
слово" и других изданиях. В 1889-1891 годах
Гиляровский числился штатным сотрудником
в газете "Россия". Он стал одним из
лучших в этой области, отчего получил
своеобразный титул "короля репортеров".
Писал репортажи о самых заметных и нашумевших
событиях в столице. Такие качества его
репортажей, как оперативность, сплав
рассказов очевидцев с реальными описаниями
событий, включенность журналиста в действие,
расследовательский характер, принесли
ему широкую известность. Репортажи о
полете Д.И. Менделеева на воздушном шаре,
катастрофе на Ходынском поле во время
коронации Николая II, пожаре на фабрике
Хлудова в Егорьевске становились сенсациями.
Владимир Алексеевич в "Русских ведомостях"
писал репортажи с Дона, из Албании, статьи
о Русско-японской войне. После Октябрьской
революции Гиляровский писал для газет
"Известия", "Вечерняя Москва",
"Прожектор", "Огонек".
«Ты — курьерский поезд», — сказал однажды Антон Павлович Чехов Владимиру Гиляровскому, тонко подметив оперативность, необыкновенно высокий ритм жизни и главное — вездесущность в то время уже известного всей Москве репортёра. Да и сам Гиляровский в воспоминаниях подтвердил мысль Чехова: «И так проходила в этих непрерывных метаниях вся жизнь — без остановки на одном месте. Все свои, все друзья, хотя я не принадлежал ни к одной компании, ни к одной партии». Нюансы, детали жизни всегда его волновали. Он изображал действительность так же многогранно, как её видел.
Чтобы исследовать изнанку жизни, погрузиться в мир трущобных людей, надо было войти им в доверие. И Гиляровский блестяще сумел это сделать. Никто не удивлялся появлению «чужака» в среде обитателей трущоб. Там его попросту называли «газетчик». А «газетчик» в то время писал очерк за очерком, жертвуя своим здоровьем, а порой и здоровьем семьи.
Получать нужные
для прессы сведения Гиляровскому помогала
грамотная работа с источниками
информации. Когда надо было получить
новости от других людей, он знал, к
кому обратиться, как начать разговор.
Немаловажную роль в журналистской деятельности
Гиляровского играло изучение документов.
Они не раз помогали ему дополнить собственные
наблюдения и создать полные объективных
сведений тексты. Гиляровский стал одним из лучших
репортеров столичной прессы, его "коньком"
были уголовная хроника и репортажи, он
писал о самых заметных и нашумевших событиях,
его называли "королем репортеров".
Вершиной его репортерской деятельности
стал очерк о Ходынской катастрофе 1896.
Гиляровский был самым известным и признанным
знатоком Москвы. Это проявлялась на всех
уровнях: писатель блестяще знал историю
города и его современность, архитектуру
и географию, высший свет и московское
"дно" — Хитровку, приют нищих, босяков
и отщепенцев. Воображение современников
поразило описание Гиляровским хитрованских
притонов.
Со временем газетный репортер Владимир Гиляровский начал обобщать свои материалы и писать книги. Его «визитной карточкой» для современного читателя является книга «Москва и москвичи», в которой он подробно, правдиво и увлекательно рассказывает о рынках и трущобах, книжных магазинах и трактирах, улицах и бульварах, рисует жизнь людей искусства, торговцев, чиновников…
В конце жизни
Гиляровский обратился к
Заключение
В. А. Гиляровский прославился,
прежде всего, как репортер, хотя выступал
в различных газетных жанрах и
был в этом отношении разносторонним
журналистом. Кроме того, он писал стихи
и художественные произведения в прозе.
Вопрос о Гиляровском — журналисте и репортере
— неизбежно перерастает в вопрос о профессиональном
умении, о наиболее продуктивных методах
работы, о мастерстве журналиста вообще.
В наследии Гиляровского-журналиста много
произведений, отвечающих всем признакам
классического репортажа.
Репортаж — это не просто сообщение о
событии, а новость документальная, известие,
поданное через непосредственное восприятие
журналиста с места действия, происшествия,
это информационный материал, создающий
«эффект присутствия». Репортаж отличают
широкое использование образных средств,
живой эмоциональный язык, динамичный
показ событий. Он не столько сообщает
о событии, сколько показывает его через
восприятие автора — участника или свидетеля
происходящего. Таковы лучшие репортажи
Гиляровского: «Подземные работы в Москве»,
«Солнечное затмение под Москвой», «Катастрофа
на Ходынском поле», «Ураган» и многие
другие. Однако значительное число газетных
выступлений журналиста не всегда укладывается
в рамки требований жанра. Чаще это статья,
заметка, очерк, отчет. И все-таки правы
были современники Гиляровского, называя
его по преимуществу репортером. Он репортер
прежде всего по своему амплуа, по положению
в газете и методам работы над материалом.
Большую часть жизни Гиляровский был «летучим
корреспондентом», «всезнающим» москвичом.
Почти в каждом его произведении, даже
написанном в жанре отчета или корреспонденции,
воспоминаний или рассказа, всегда есть
элемент репортажа — кусочек живого диалога
между участниками события, между журналистом,
свидетелем описываемых событий, и героем
или же признание самого автора о непосредственном
присутствии его на месте действия, о репортерском
методе наблюдения и сбора сведений. Очень
часто, изложив сообщение в жанре отчета
или заметки, журналист заканчивает его
несколькими репликами участников события,
тем самым придавая материалу репортажный
характер. Даже рассказ он любил давать
в стиле репортажа...
Гиляровский часто оказывался в гуще
происходящего, но еще чаще выезжал на
место происшествия после его свершения.
Так было с Кукуевской катастрофой, так
было и с пожаром в Орехово-Зуеве, в Гуслицах.
Но и тогда из-под его пера выходил репортерский
отчет не менее яркий, чем прямой репортаж.
Это было все-таки сообщение с места действия,
хранившего следы события, сообщение,
окрашенное живыми мнениями, впечатлениями
очевидцев. В нем раскрывались такие детали,
которые не проявлялись в ходе непосредственного
события, а были доступны только внимательному
взору любознательного газетчика.
Список использованных источников и литературы
1) Репортер московской прессы // Есин, Борис Иванович. Репортажи В.А. Гиляровского. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
2) Летенков Э. Его звали королем репортажа // Нева. – 1986. - №5. - С. 187-191.
3) Киселева Е. Дядя Гиляй: я репортер // Журналист. – 1978. - № 7. – С. 74-78.
4) Лыкова И. Владимир Гиляровский родственник Фандорина // Семь дней. - 2005. - № 48-49.
5) Яковлева А. Гиляровский идет по городу // Неделя. – 1986. - № 29.
6) Кедров К. Дядя Гиляй был их телевизором // Известия. – 2008. – 11 декабря.
Информация о работе Стиль работы В.А. Гиляровского-репортера