Электронная книга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются рассмотрение и анализ основных концепций, определений, классификаций, касающихся электронной книги.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• определение основных понятий по теме: история происхождения явления и термина, сравнительный анализ определений понятий по ГОСТ;
• выявление соотношения понятий «Электронный документ» — «электронное издание» – «электронная книга»;

Содержание

Введение

Раздел 1. Определения основных понятий по теме.

Раздел 2. Соотношение понятий «электронная книга» — «электронное издание» — «электронный документ»

Раздел 3. Видовая классификация электронных книг

Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Например, Никандров предлагает свою классификацию  сетевых электронных изданий, отличающуюся от представленной выше. В доказательство необходимости классифицирования сетевых изданий и документов он приводит следующие доводы: «При исследовании профессиональных информационных ресурсов важно, прежде всего, определить тематику, отраслевую принадлежность электронных документов, — пишет Никандров. — Эти данные позволяют судить об информационной обеспеченности различных отраслей, широте использования в них документов на электронных носителях. Интересно также проследить, отражается ли отраслевая специфика на других характеристиках электронных документов» [11]. 

Кроме того, этот исследователь отмечает, что процесс типизации web-сайтов оказался сложнее, чем установление типа традиционных изданий, так как  составляющие сайт электронные документы  могут быть самыми разными Наиболее частыми сочетаниями типов электронных документов в пределах одного web-сайта, по исследованиям Никандрова, оказались: 

научные + производственно-практические;

научные + справочные;

учебные + научные;

справочные + производственно-практические;

рекламные + производственно-практические;

рекламные + справочные.  

Никандров предложил комбинированные или  комплексные типы web-сайтов. Однако он отмечает, что встречаются и  некомбинированные варианты – научные, справочные, производственно-практические, состав которых достаточно однороден. Типизация осуществлялась на основе преобладания определенных типов электронных документов, входящих в состав web-сайта. 

В результате работы С.В. Никандрова были выделены следующие  типы web-сайтов: 

·           Официальные: содержат материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций; 

·           Научные: содержат информацию о научной деятельности организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера; 

·           Справочные: содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном  для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Обязательное наличие поисковых систем; 

·           Производственно-практические: охватывают сведения по технологии, технике и  организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. Характеристика объекта описания или отрасли техники, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации; 

·           Учебные: содержат Сведения научного или  прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном – web-сайты учебных заведений, а также отдельно выделенные учебные электронные издания; 

·           Рекламные: содержат сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения; 

·           Научно-справочные: содержат сведения научного характера (публикации, главы  из монографий и др.), сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками единиц измерений); 

·           Научные производственно-практические: содержат сведения по разработке и внедрению технологий, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. 

·           Научно-рекламные: содержит сведения о  научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте их продвижения; 

·           Нормативные производственно-практические: содержат сведения нормативного или  директивного характера, правила, требования технологии, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации; 

·           Справочные производственно-практические: содержат сведения по технологии, технике  и организации производства сочетаются с материалами справочного характера; 

·           Учебно-научные: содержат сведения об учебно-научной деятельности организации  или конкретных лиц; 

·           Рекламные производственно-практические (товары и услуги промышленного назначения); 

·           Рекламно-массовые (товары и услуги массового спроса); 

·           Рекламно-справочные: содержат сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочная информация, о наличии рекламы продукции (услуг); 

·           Научно-популярные: содержат сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных доступно пользователю-неспециалисту; 

·           Досуговые. 

Из всех представленных выше классификаций  можно заключить, что электронные  издания еще плохо поддаются  классифицированию. Это связано с очень широким спектром всевозможных разновидностей электронных изданий, а также с несовершенством критериев, определяющих выделение видов электронных изданий. 

Критерии, представленные в ГОСТ 7.83-2001, в основной своей массе одинаковы как  для электронных, так и для печатных изданий. Но данные критерии не охватывают все видовое разнообразие электронных изданий, поэтому многие исследователи представляют свои классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом дополнительных признаков. 

Все рассмотренные  классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию  электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания. 

 

Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке

Электронные издания относятся к динамически  развивающемуся виду продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается. 

Электронная книга, видеокассеты, диски и т.п. занимают все больше места в ассортименте книжных магазинов. Ими торгуют  так же, как и печатными произведениями. 

Несомненна  высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи [4, с. 26-27]. 

Справочные  и научные издания предоставляют  возможность более простыми средствами и в более короткие сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих значительно повышать производительность и экономить время. 

Электронную книгу покупает в основном молодежь, но к ней обращаются и представители старшего поколения. 

Кроме того, при разговоре о читательском адресе электронных книг, нельзя не упомянуть людей с ослабленным  зрением, слепых или тех, кто по тем  или иным причинам имеет проблемы с чтением. В данном случае электронная книга становится просто необходима. Для таких людей производители делают продукты «похожие на книгу». Это аудиофайлы, записанные на определенные носители, многие из которых выполнены в форме кодекса. 

Вместе  с тем растет число тех, кто  хочет читать, занимаясь одновременно каким-либо другим делом (управляя автомобилем, занимаясь хозяйственными делами и т.п.) [9, с. 15]. 

Исследователи отмечают, что издатель, активно  используя возможности новых  информационных технологий, получает в свое распоряжение различные способы представления читателю издательского продукта. 

Во-первых, он может воспользоваться традиционным способом изготовления тиража и распространения  книги через оптовые и розничные  сети, доводя ее до покупателя, который  является чаще всего потребителем-читателем. На всех этапах книгораспространения новые информационные технологии занимают заметное место. 

Во-вторых, получает распространение так называемый выпуск книг по требованию, осуществляемый издателем только в тех случаях, когда находится покупатель, заказывающий один или несколько экземпляров книги. Преимуществами такого выпуска книг являются экономия расходов на складирование тиража, а также продление жизненного цикла книги. 

Наконец, издатель может вообще не выпускать  книгу в привычном «бумажном» формате, если она с самого начала не планировалась к выпуску и распространению традиционным путем, хотя это и возможно. В этом случае контент направляется любому желающему как сетевой продукт, что отличает его от обычной электронной записи [9, с. 13-14]. 

Что касается общего развития электронных изданий, то исследователи смогли выделить несколько  основных тенденций. Так, Р.С. Гиляревский  отмечает, что книга и книгоиздательское  дело являются существенной частью системы  коммуникаций и тесно связаны  с особенностями развития общества, с его экономикой, правовыми нормами, читательскими интересами и привычками. Он замечает, что определить долю электронной продукции в общей книжной продукции довольно трудно и гораздо проще это сделать для периодических и продолжающихся изданий, но выделяет несколько наиболее существенных тенденций развития электронного книгоиздания: 

·           Тенденция роста электронных  изданий. Наблюдается соответствие роста электронных изданий общему закону роста объемов информации. Официальный прирост периодических электронных изданий в среднем составляет 8% и в целом соответствует общей мировой тенденции. 

·           Тенденция интерактивности электронных  изданий. Это проявляется, прежде всего, в практике свободного редактирования — попытке стереть границу между специалистами и любителями за счет возможности свободного взаимодействия с содержанием сайтов. 

·           Тенденция мультимедийности электронных  изданий выражается в возможности  связать любой текст с изображением, звуком в процессе его производства, а также способности создавать электронный текст методом оцифровки, распознавания и т.п. 

·           Тенденция мобильности электронных  изданий. Эта тенденция заключается  в том, что содержания электронных  изданий все с большей настойчивостью перемещается из компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии. 

·           Сращивание первичных электронных  изданий со вторичными. Это проявляется  в технологическом сращивании издательского  дела и научно-информационного обслуживания, что обусловлено применением новейших средств информационной техники (появление электронных версий печатных изданий). 

Исследователь добавляет, что рассмотрение тенденций  роста электронных изданий, усиления их интерактивности, мультимедийности и мобильности, а также сращивания первичных электронных изданий со вторичными не исчерпывают всех процессов, которые происходят в сфере электронного книгоиздания. «Названные тенденции отражают лишь функциональную сторону изменений. Не менее значимы тенденции социального, экономического и технологического характера, которые нуждаются в тщательном анализе и объективном изложении»[5, с. 29]. 

Электронные издания заняли прочное место  в структуре российского книжного рынка. Продажа этого вида продукции  в книжных и интернет-магазинах, обязательное экспонирование на книжных и тематических выставках наряду с полиграфической продукцией стали обычными явлениями. Библиотеки при комплектовании фондов уделяют значительное внимание не только практическим вопросам приобретения электронных изданий, но и разработке критериев их оценки и отбора, а также профилей комплектования [8, с. 62]. 

Информация о работе Электронная книга