Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:32, реферат
Описание идейно-эстетических взглядов редакции журнала "отечественные записки"
Введение.
1. Сходство и различие идейно-эстетических программ журнала «Отечественные записки» и других журналов этого периода.
2. Литературно–критические статьи , характеризующие идейно-эстетическую программу журнала «Отечественные записки».
3. Философские статьи, характеризующие идейно-эстетическую позицию «Отечественных записок».
Заключение.
. Такая глубина
социального анализа эпохи,
Материал этот,
казалось бы, «внелитературный», но без
него нельзя с достаточной полнотой
понять как журнальную позицию, так
и идейно-художественный облик издания,
его эстетическую программу.
В своих идейно-эстетических принципах «Дело» также в известной мере сближался с «Отечественными записками».
Эта близость проявилась прежде всего в том, что «Дело» выступило сторонником некрасовского журнала в разоблачении либерально-консервативных литературных тенденций, в частности антинигилистической. Журнал подверг резкой критике произведения Лескова и Достоевского, явившиеся, по его мнению, «художественной облавой», «художественной травлей» революционно настроенной молодежи. Эти писатели, по убеждению журнала «Дело», «до такой степени окатковились, что в новейших своих романах "Бесы" и "На ножах" слились в какой-то единый тип, в гомункула, родившегося в знаменитой чернильнице редактора "Московских ведомостей"». Этим гомункулом под фамилией Лесков-Достоевский-Стебницкий и написан «выдающийся» антинигилистический роман «Бесы — на ножах», иллюстрирующий передовицы "Московских ведомостей».
Обращая внимание на то, что «журнальные скоморохи и болтуны становятся на место полезных деятелей», «Дело» говорит о том, что литераторы-охранители нашли себе достойных соратников в лице писателей-натуралистов, тоже играющих на руку политическим рутинерам, всем тем, кто стремится дискредитировать прогрессивную общественную мысль. В статье о романе «Бродящие силы» Авенариуса, который пытался доказать, что распущенность нравов есть порождение демократической- литературы, Шелгунов обращает внимание на «органическое расстройство» общественного организма, вызванное отнюдь не «злонамеренной пропагандой», а самой правительственной политикой (1868, № 3). Резкой критике подвергся Авенариус, а вместе с ним и Боборыкин, выступивший с «клубницистским романом «Жертва вечерняя», в периодических «Общественных и литературных размышлениях» Д. Минаева (Дело, 1868, № 5).
«Дело» говорит об отсутствии активного гражданского духа, апатии, «бессодержательности и полнейшем отсутствии ,цеди» в литературе и обществе. Также «Дело» объявило поход против всей дворянской эстетики. Редактор журнала Г.Е. Благосветлов и его сотрудники титуловали Тургенева, Григоровича, Писемского не иначе как представителями «отжившей школы», которая судит о жизни с «сахарной точки зрения». Ожидать чего-то от них — значит «сеять на голом камне и надеяться на обильную жатву». «Жизнь и литература требуют новых и свежих сил, — заявлял Благосветлов, — которые бы стояли на уровне с новыми потребностями другого поколения и другой общественной обстановки». С этих позиций и рассматривается в журнале все творчество Тургенева конца 60-х - начала 70-х годов. Творчество этого беллетриста, по выражению Благосветлова, представляет «тончайшие кружева, которые не могут ни греть, ни прикрыть тело, но могут украшать его». Антипатию вызывали у «Дела» произведения Льва Толстого, в частности роман «Война и мир», в котором, по мнению журнала, нет общественно значимой мысли, а есть только любовная интрига, «тоненькая струйка обыденной жизни» одного семейства. Нашему времени, заявляет Шелгунов в статье «Русские идеалы, герои и типы», «требуются писатели иного закала, иного направления, иных способностей», нежели Толстой или Тургенев.
«Эстетическая школа» изжила себя. Характеристикой позиции журнала Дело», занятой им по отношению к крупнейшим русским писателям, могут служить, например, следующие суждения: «Писемский, Толстой, Достоевский, Тургенев — все это люди отжившей литературной школы. Как только они уклоняются от описания прочувствованной ими жизни и как только им необходимо поставить и ответить на вопрос или решить его, и даже не решить, а провести анализ и осмыслить явление в общем строе жизни, — тут они сами извращают свое чувство и несут такую галиматью, до какой дописался граф Л.Н. Толстой в четвертом томе своего романа "Война и мир"». Естественно, после столь категорического отлучения от литературной современности ни один из названных писателей не предпринимал ни малейших усилий для сотрудничества в «Деле». Столь прямолинейная эстетическая кастовость, разумеется, не могла не отразиться и на художественном уровне журнальной беллетристики.
Предавая «анафеме» крупнейших художников слова, «Дело» настойчиво ратовало за тенденциозное искусство, решая этот вопрос в соответствии с требованиями демократической эстетики. Особенно активно разрабатывалась проблема тенденциозности и идейности в литературно-критических выступлениях Ткачева г который длительное время был идейным рупором журнала «Дело». Опровергая измышления теоретиков «чистого искусства», «Дело» заявляло о том, что «дидактическая, тенденциозная сторона... и есть самая важная и существенная» в художественном произведении, что оно должно поучать и вразумлять», а потому «немыслимо без тенденции». «Дело» стояло на стороне искусства, вмешивающегося в непосредственную жизнь общества, относящегося к ней с политической и социальной заинтересованностью.
Вообще, пути развития
эстетической мысли в журналах «Дело»
и «Отечественные записки» во многом
родственны. И прежде всего —
в общих принципах
В журнале Благосветлова во всей силе проявился по-писаревски решительный и безапелляционный эстетический радикализм. Он сказался и в нападках на Щедрина, и в игнорировании художественного значения беллетристики «Отечественных записок». Глеб Успенский и даже Щедрин квалифицировались как копировальщики внешних сторон быта, «возделывающие один сырой материал» (Благосветлов). Щедринской сатире предъявлялось обвинение в зубоскальстве, отказе от решения глубоких общественных конфликтов, в мелкотемье. Этим самым ставилась под сомнение и литературная позиция «Отечественных записок», в которых сатирик был ведущей фигурой. В этом нельзя не видеть поздних отзвуков известной полемики «Русского слова» с «Современником». В значительной мере, безусловно, сказалась и личная неприязнь Благосветлова к Некрасову и Щедрину (последнего он издевательски называл «литературным фельдфебелем»). «Требовать от г. Щедрина того или другого определенного взгляда на окружающие его явления, осмысленного негодования от его сатиры, — раздраженно писал редактор "Дела", — это значило бы умолять надворного советника, исправно взыскивающего казенные недоимки, начертать нам какой-нибудь новый план общественной жизни». Даже Шелгунов, объективнее прочих сотрудников «Дела» относившийся к литературной продукции «Отечественных записок», и тот в середине 70-х годов не удержался, чтобы не упрекнуть Щедрина в «смехе ради смеха».
Излишняя резкость
суждений об «Отечественных записках»
в какой-то мере диктовалась и тем, что
«Дело» претендовало на роль монопольного
хранителя наследства демократической
журналистики 60-х годов, в то время как
появился новый орган, тоже поставивший
своей целью продолжать заветы шестидесятников.
Литературно –критические статьи , характеризующие идейно-эстетическую программу журнала «Отечественные записки».
Основной вопрос, который ставили публицисты и писатели журнала, был крестьянский. Мужик «всем... нужен», – писал Салтыков-Щедрин, – а «ежели мужик так всем необходим, то надо же знать, что он такое, что представляет он собой как в действительности, так и in potentia, каковы его нравы, привычки и обычаи, с какой стороны и как к нему подойти». Малоземелье, тяжесть выкупных платежей и других налогов, юридическая, гражданская неполноправность народных масс, их обнищание подробно описывались в журнале. Реакционная печать, защищавшая помещичьи интересы, всегда встречала решительного противника в лице «Отечественных записок».Мужественно поддерживали сотрудники журнала русское революционное движение. «Отечественные записки» выступали против либеральных заигрываний правительства с обществом, принципиально отвергали монархическую форму государственного устройства. Они признавали неизбежность и закономерность революционной борьбы, знакомили своих читателей с общественным движением на Западе, показывали прогрессивную роль революций в пробуждении масс, в освобождении от феодального, церковного и монархического деспотизма. Немало страниц «Отечественных записок» было посвящено критике западноевропейского и русского капитализма, буржуазного либерализма и демократизма, и это, как отмечал В.И. Ленин, было особенно ценно в журнале. Салтыков-Щедрин правдиво изобразил русский капитализм в характерах Чумазого, Колупаева и Разуваева, показал, что их появление обусловлено строем русской пореформенной жизни. Но многие сотрудники, в первую очередь Михайловский и Елисеев, неисторически подходили к оценке русского капитализма и буржуазности. Они не понимали закономерности общественного развития, считали капитализм в стране временным, случайным явлением и склонны были искать причину развития буржуазных отношений где угодно, только не в характере производительных сил общества. Еще в начале 70-х годов Елисеев в статьях «Плутократия и ее основы», «Храм современного счастья, или проект положения об акционерных обществах» негодовал на правительство, которое, поддерживая русские промышленно-торговые круги, по его мнению, переносило в Россию западноевропейские капиталистические порядки. В дальнейшем публицисты-народники часто обращались к «обществу», интеллигенции и позднее даже к царским министрам с призывом спасти Россию от язвы капитализма. Возникновение рабочего класса в стране было отмечено журналом, однако «рабочий вопрос» не был понят и оценен в «Отечественных записках». Михайловский, например, в статье, посвященной съезду русских промышленников (1872, №8), подменил его крестьянским вопросом, утверждая, что в России рабочие – те же крестьяне. Это было ошибочное, вредное представление. Не сознавая исторической роли пролетариата, народники возлагали все свои надежды на русское крестьянство с его патриархальной общинностью. На страницах «Отечественных записок» было уделено известное внимание экономической теории марксизма. Журнал в 1872 г. устами Михайловского приветствовал выход русского перевода первого тома «Капитала», а до этого в журнале не раз использовались материалы немецкого издания в статьях Елисеева, Покровского и др. («Плутократия и ее основы», «Что такое рабочий день?»). В 1877 г. журнал вел полемику с буржуазными экономистами, либеральными публицистами (Ю. Жуковский, Б. Чичерин) по поводу первого тома «Капитала». Однако защита авторитета Маркса и в «Отечественных записках» 70-х годов велась весьма робко, поскольку публицисты журнала сами не поняли историко-философской концепции автора.
Выдающееся значение
имела литературно-критическая
Не отрицая
значения предшествующей литературы и
даже считая ее «заслуживающей полного
уважения», Щедрин в то же время обращает
внимание на отсутствие в ней истинного
понимания социальных потребностей. Он
считает, что «лишний человек», созданный
трудами писателей-предшественников,
не содержит в себе никаких общественно
значимых идеалов. Он начинен только «сомнением»,
в то время как новая действительность,
расширившая сферу человеческой деятельности,
требует и человека деятельного. И потому
«уяснение типа ненужного человека необходимо
должно вызвать потребность в уяснении,
типа человека нужного». Как бы ни был
симпатичен «лишний человек», он все-таки
представляет анормальность своей невозможностью
слиться с «живым делом». Его бездействие
не искупается и высоко развитым чувством
справедливости. Само это чувство еще
не делает его «новым человеком», подчеркивает
Щедрин.
Салтыков-Щедрин высоко оценивает творчество Решетникова, считает чрезвычайно полезным обращение молодой литературы к жизни простого народа. Пусть в ней нет еще крупных имен, но направление, по которому она идет, плодотворно. Салтыков-Щедрин осуждает писателей, умышленно или нечаянно искажающих образы «новых людей». В статье «Уличная философия» он резко критикует Гончарова за грубую клевету на разночинца-революционера. Особое возмущение критика вызвало то, что Гончаров пытался в образе Марка Волохова из романа «Обрыв» опорочить социалистическую доктрину, отрицающую частную собственность. Это был урок не одному Гончарову, но и Тургеневу, написавшему роман «Дым», Достоевскому, автору «Бесов», Лескову и другим писателям, выступившим против передовой разночинной молодежи.
«Деятельные
и положительные типы»,
Информация о работе Эстетическая программа журнала "Отечественные записки"