Земельная реформа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Земельная реформа – это совокупность экономических, организационных, социально-политических, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Основными этапами земельной реформы являлись: инвентаризация земель; передача земель в собственность, аренду; формирование соответствующей правовой базы.

Вложенные файлы: 1 файл

земелька контрольная работа.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Земельная реформа – это совокупность экономических, организационных, социально-политических, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Основными этапами земельной реформы являлись: инвентаризация земель; передача земель в собственность, аренду; формирование соответствующей правовой базы.

Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений. Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования.

Были приняты законы, направленные на формирование различных форм собственности на землю, активизацию оборота земельных ресурсов, повышение эффективности их использования. Особо выделяют принятие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Земельная реформа в РФ: правовое обеспечение, цели, этапы осуществления

Основы законодательства СССР о союзных республиках и земле, принятые 28 февраля 1990 года, закон "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 года и Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года, по существу, открыли новый этап коренного преобразования земельных отношений, положили начало введению многообразия форм земельной собственности и хозяйствования. В дальнейшем указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", указом от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Конституцией Российской Федерации 1993 года и другими нормативными актами закреплено понятие частной формы земельной собственности, разрешены оборот земельных участков, платность землепользования и введение земельного рынка.

Коренные организационно-экономические преобразования были направлены на охрану и научное обоснование и рациональное использование земли, её недр, водных и лесных ресурсов, растительного и животного мира, улучшение природных ресурсов и окружающей среды. Среди природных богатств особое значение имеет земля как всеобщее средство производства и пространственный базис для всех сфер человеческой деятельности и главное средство производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, по данным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн гектаров.

Весь земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1.01.1999 г распределён по категориям земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 455 млн га, или 26,6% ;
  • земли населённых пунктов, общая площадь 20,9 млн га, или 1,2%;
  • земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, общая площадь 17,6 млн га, или 1%;
  • земли природоохранного и природозаповедного назначения, общая площадь 31,6 млн га, или 1,9% ;
  • земли лесного фонда, общая площадь 1046,3 млн га, или 61,2% ;
  • земли водного фонда, общая площадь 19,9 млн га, или 1,2%;
  • земли запаса, общая площадь 118,5 млн га, или 6,9%

В собственности граждан и юридических лиц находится около 130 млн га земель, что составляет 60% всех сельскохозяйственных угодий и почти 85% площади пашни.

Земельная реформа проводилась не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и другим законодательством, являются составной частью общественных отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается как общенациональное достояние. Она используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

28 сентября 2001 года Государственной  Думой Российской Федерации принят  новый Земельный кодекс, в котором  страна нуждалась на протяжении  десяти лет, начиная с земельной  реформы 1990 года.

В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли  как основы жизни и деятельности  человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  хозяйстве и лесном хозяйстве  и основы осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно  как о недвижимом имуществе, об  объекте права собственности  и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей  осуществляются собственниками  земельных участков свободно, если  это не наносит ущерб окружающей  среде;

3) приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые  позволили бы обеспечить сохранение  жизни человека или предотвратить  негативное (вредное) воздействие на  здоровье человека, даже если  это потребует больших затрат;

4) участие граждан и  общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому граждане Российской  Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать  участие в подготовке решений, реализация которых может оказать  воздействие на состояние земель  при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной  деятельности обязаны обеспечить  возможность такого участия в  порядке и в формах, которые  установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому  все прочно связанные с земельными  участками объекты следуют судьбе  земельных участков, за исключением  случаев, установленных федеральными  законами;

6) приоритет сохранения  особо ценных земель и земель  особо охраняемых территорий, согласно  которому изъятие ценных земель  сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых  лесами первой группы, земель  особо охраняемых природных территорий  и объектов, земель, занятых объектами  культурного наследия, других особо  ценных земель и земель особо  охраняемых территорий для иных  целей ограничивается или запрещается  в порядке, установленном федеральными  законами. Установление данного  принципа не должно толковаться  как отрицание или умаление  значения земель других категорий;

7) платность использования  земли, согласно которому любое  использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по  целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного  использования в соответствии  с зонированием территорий и  требованиями законодательства;

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской  Федерации и собственность муниципальных  образований, согласно которому  правовые основы и порядок  такого разграничения устанавливаются  федеральными законами;

10) дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, в соответствии с которым  при определении их правового  режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные  факторы;

11) сочетание интересов  общества и законных интересов  граждан, согласно которому регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества при обеспечении гарантий  каждого гражданина на свободное  владение, пользование и распоряжение  принадлежащим ему земельным  участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами  могут быть установлены и другие  принципы земельного законодательства.

В части правового обеспечения земельной реформы можно отметить, что ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность их правового регулирования.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Использование земли в Российской Федерации является платным за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

Охрана включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

В целях регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный земельный кадастр и регистрация прав на землю, осуществляется государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

В результате осуществления первого этапа земельной реформы исключительная государственная собственность на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

Информация о работе Земельная реформа в РФ