Чебоксарский кооперативный
институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ
«Российский университет кооперации»
кафедра частного
права
РЕФЕРАТ
на тему:
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Выполнила:
студентка гр. ЮРб-11Д
Гаврилова Ольга
Научный руководитель:
Змиевский Д.В.
Чебоксары
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . 3
1.ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
КАК ОТРАСЛИ ПРАВА РФ . . 4
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. . 6
3. МЕСТО ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В
ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРАВА. . 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . 14
ВВЕДЕНИЕ
Российское право имеет сложную структуру.
Оно подразделяется на отрасли, институты,
юридические нормы, дефиниции и иные структурные
элементы.
Отрасль - наиболее крупное структурное
подразделение российского права. Земельное
право выступает его традиционной, относительно
обособленной частью. Как отрасль права
оно представляет собой системно- упорядоченную
совокупность правил поведения (норм),
выражающих волю российского государства
и направленную на регулирование общественных
отношений, складывающихся по поводу рационального
использования и сбережения земли как
национального богатства России.
Земельное законодательство регулирует
отношения по использованию и охране земель
в Российской Федерации как основы жизни
и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории.
Актуальность темы данного реферата:
В настоящее время земельное право становится
важнейшим регулятором земельных правоотношений
и затрагивает жизненные интересы каждого
гражданина и государства, при этом систеа
земельного права отчетливо выражает
все особенности, пресущие земельным отношениям,
закрепляя соответствующие правила поведения.
Целью исследования является изучение
земельного права, как самостоятельной
отрасли права.
Для реализации поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- изучить понятие земельного права как
отрасли права;
- рассмотреть источники земельного законодательства;
- выявить место земельного права в общей
системе права.
- ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА КАК
ОТРАСЛИ ПРАВА РФ
Земельное право
представляет собой отрасль права, регулирующую
общественные отношения, связанные с предоставлением,
использованием и охраной земельных участков.
Земельные участки
в настоящее время имеют две основные
характеристики:
- земельные участки
как объекты недвижимого имущества, выступающие
в качестве объектов гражданских прав
и обязанностей, включенные в гражданский
оборот;
- земельные участки
как природные объекты, которые описаны
человеком как объекты прав, но в то же
время которым свойственны такие характеристики,
как нерукотворность, неперемещаемость,
неэластичность и др., которые выделяют
земельные участки из стандартного перечня
объектов недвижимого имущества.
Отношения, регулируемые
земельным законодательством, подразделяются
на три группы:
- Отношения по
предоставлению земельных участков. Несмотря
на реформирование земельных отношений
в течение последних двадцати лет, большинство
земельных участков по-прежнему находится
в государственной собственности. Следовательно,
современное земельное право уделяет
большое внимание процедуре передачи
земельных участков частным землепользователям
в собственность или аренду. При этом отношения
предоставления не свойственны реализации
вещных прав на недвижимое имущество.
Наоборот, деятельность по предоставлению
носит характер реализации государственной
земельной политики, зачастую в ущерб
сиюминутным экономическим интересам.
Так, возможность льготного выкупа земельных
участков собственниками объектов недвижимости
существенно снижает объем средств, поступающих
в соответствующие бюджеты. Однако это
приводит к созданию большой группы собственников
земельных участков, которые приобретают возможность привлечения
средств под залог недвижимости, в том
числе и земельных участков, тем самым
создавая на перспективу новые возможности
для кредитного и банковского развития.
- Отношения по
использованию земельных участков, в свою
очередь, подразделяются на отношения
по использованию земельных участков
в качестве средства производства и отношения
по использованию участков для строительства.
В силу своих природных свойств земельные
участки могут как быть застроены, т.е.
использоваться как операционный базис
для размещения зданий, сооружений, так
и использоваться для выращивания сельскохозяйственной
продукции, лесных насаждений и др. В настоящее
время доходность использования земельных
участков для строительства в десятки
раз выше, чем использования земельных
участков в качестве средства производства.
Соответственно, законодатель устанавливает
возможность застройки только для участков,
которые непригодны для производства
сельскохозяйственной или лесохозяйственной продукции в силу отсутствия плодородия.
- Охрана земельных участков предполагает защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного. Земельные участки, являясь природными объектами, подвержены естественным негативным процессам. В то же время, будучи активно включенными в хозяйственную деятельность, земельные участки сильно зависят от негативного воздействия как в процессе, так и в результате хозяйственной деятельности человека.
В целом земельные
отношения как предмет земельного права
являются отношениями сложными, комплексными,
при этом регулирование их осуществляется
нормами как земельного, так и гражданского,
административного, экологического и
иных отраслей законодательства.1
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РФ
Земельные отношения всегда находились
в центре внимания общественности, были
и остаются актуальными для всех слоев
населения - как обладающих, так и не обладающих
земельными участками. Основной закон
Российской Федерации - Конституция - содержит
ряд положений, которые являются отправными
для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование
земельных отношений направлены следующие
статьи Конституции:
ст. 9 - о земле и иных природных
ресурсах, находящихся в различных формах
собственности;
ст. 36 - о праве частной собственности
на землю и регулировании условий и порядка
пользования ею на основе федерального
закона;
ст. 42 - о праве каждого на благоприятную
окружающую среду;
ст. 58 - об обязанности каждого
сохранять природу, бережно относиться
к ее богатствам;
ст. 72 - об отнесении к совместному
ведению Федерации и ее субъектов земельного,
водного, лесного законодательства, законодательства
о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает,
что владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами
осуществляются их собственниками свободно.
Вместе с тем в общественных интересах
указанная статья вводит ограничения
хозяйственной свободы пользователей
земли, которые состоят в том, чтобы при
этом не наносился ущерб окружающей среде
и не нарушались права и законные интересы
иных лиц.
В то же время ст. 72 определяет, что в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов
находится земельное законодательство
(п. "к"), а также вопросы владения,
пользования и распоряжения землей (п.
"в").
Несомненную значимость для
регулирования земельных правоотношений
представляют собой также положения Конституции
РФ:
о гарантировании единства
экономического пространства, поддержки
конкуренции, свободы экономической деятельности
(ст. 8); о равенстве всех перед законом
и судом (ст. 19);
об обязанности каждого платить
законно установленные налоги и сборы
(ст. 57) и некоторые другие.
Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный
кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК
РФ) исходит из понятия законодательства
в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что
земельное законодательство представляет
собой совокупность Земельного кодекса,
федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации.
Земельный кодекс 2001 г. является головным
отраслевым законом, обладающим приоритетом
в регулировании земельных отношений.
Его принятие стало важным событием в
жизни Российской Федерации. Прежний Земельный
кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям
современных общественных отношений,
более половины его статей были отменены
еще в 1993 г. при приведении законодательства
в соответствие с Конституцией РФ. Значительная
часть отношений, связанных с землей, регулировалась
подзаконными актами. Отныне содержавшие
нормы земельного права законодательные
акты Союза ССР в соответствии со ст. 5
Федерального закона от 25 октября № 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" со дня введения
в действие нового Земельного кодекса
не применяются.
Земельный кодекс разграничил полномочия
Российской Федерации и ее субъектов в
области регулирования земельных отношений,
определил виды прав на землю, основания
их возникновения и прекращения, установил
особенности оборота земельных участков,
зафиксировал правовой режим каждой из
категорий земель.
Разграничив компетенцию Российской
Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс
в ст. 9 отнес к ведению Федерации:
установление основ федеральной
политики в области регулирования земельных
отношений;
установление ограничений прав
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов земельных
участков, а также ограничений оборотоспособности
земельных участков;
государственное управление
в области осуществления мониторинга
земель, государственного земельного
контроля, землеустройства и ведения государственного
земельного кадастра;
установление порядка изъятия
земельных участков, в том числе путем
выкупа, для государственных и муниципальных
нужд;
изъятие для нужд Российской
Федерации земельных участков, в том числе
путем выкупа;
разработку и реализацию федеральных
программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в
собственности Российской Федерации (федеральной
собственности);
иные полномочия, отнесенные
к полномочиям Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации, Земельным кодексом,
федеральными законами.
Упоминаемые в ст. 9 иные полномочия, отнесенные
к ведению Российской Федерации другими
федеральными законами, закреплены, в
частности, в Водном кодексе РФ от 03.06.2006 N
74-ФЗ, Лесном кодексе РФ от 04.12.2006 N
200-ФЗ, ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды", Законе РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О
плате за землю".
Субъекты Федерации на основании
ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:
по изъятию, в том числе путем
выкупа, земель для нужд субъекта Российской
Федерации;
по разработке и реализации
региональных программ использования
и охраны земель, находящихся в границах
субъектов Российской Федерации;
по управлению и распоряжению
земельными участками, находящимися в
собственности субъектов Российской Федерации;
иными полномочиями, не отнесенными
к полномочиям Российской Федерации или
к полномочиям органов местного самоуправления.
Очевидно, что наряду с самостоятельной
компетенцией, указанная статья предусматривает
и остаточную.
Среди нормативно-правовых
актов, принятых субъектами РФ в области
регулирования земельных отношений в
рамках указанной компетенции, можно назвать
Закон Саратовской области от 21 мая 2004
г. N 23-ЗСО "О земле", Закон Омской области от 8 февраля
2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных
отношений в Омской области", Областной
закон Ростовской области от 22 июля 2003
г. N 19-ЗС "О регулировании земельных
отношений в Ростовской области", Закон
Пензенской области от 7 апреля 2003 г. N 461-ЗПО
"О регулировании земельных отношений
на территории Пензенской области".
Наконец, к полномочиям органов
местного самоуправления в области земельных
отношений Земельный кодекс (ст. 11) относит:
изъятие, в том числе путем выкупа,
земельных участков для муниципальных
нужд;