Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:00, курсовая работа
Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, средств малой авиации и др.), наземные съемки и наблюдения, фондовые данные.
В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через год и более), оперативные (фиксирующие текущие изменения).
Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика Ставропольского края…………………………….6
Расчёты площади загрязнения земель и ущерба от деградации земель……………………………………………………………………….9
Карта – схема загрязнения…………………………………………
Миграция металлов в почве…………………………………….
Фонд материалов и данных государственного мониторинга земель…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Содержание никеля в почвах в значительной степени зависит от обеспеченности этим элементом почвообразующих пород. Наибольшие концентрации никеля, как правило, наблюдаются в глинистых и суглинистых почвах, в почвах, сформированных на основных и вулканических породах и богатых органическим веществом. Распределение Ni в почвенном профиле определяется содержанием органического вещества, аморфных оксидов и количеством глинистой фракции.
Содержание Ni в почвах мира колеблется в широких пределах – от 1 до 100 мг/кг, составляя в среднем 50 мг/кг. Концентрация никеля в почвах европейской части России составляет – 51-54 мг/кг, Западной Сибири – 37-41 мг/кг.
Уровень концентрации никеля в верхнем слое почв зависит также от степени их техногенного загрязнения. В районах с развитой металлообрабатывающей промышленностью в почвах встречается очень высокое накопление никеля: в Канаде его валовое содержание достигает 206-26000 мг/кг, а в Великобритании содержание подвижных форм доходит до 506-600 мг/кг. В почвах Великобритании, Голландии, ФРГ, обработанных осадками сточных вод никель накапливается до 84-101 мг/кг. В России (по данным обследования 40-60 % почв сельскохозяйственных угодий) этим элементом загрязнены 2,8 % почвенного покрова. Доля загрязненных Ni почв в ряду других тяжёлых металлов (Pb, Cd, Zn, Cr, Co, As и др.), является фактически самой значительной и уступает только землям загрязненным медью (3,8%).
Содержание никеля в почвах России ограничивается следующими нормативами: ПДК никеля в почвах – 85 мг/кг; ОДК для песчаных и супесчаных почв – 20; ОДК обменной формы – 4,0 мг/кг.
Хром (Cr). Атомная масса 52. В природных соединениях хром обладает валентностью +3 и +6. Большая часть Cr3+ присутствует в хромите FeCr2O4 или других минералах, где он замещает Fe и Al, к которым очень близок по своим геохимическим свойствам и ионному радиусу.
Кларк хрома в земной коре – 83 мг/кг. Наибольшие его концентрации среди магматических горных пород характерны для ультраосновных и основных (1600-3400 и 170-200 мг/кг соответственно), меньшие – для средних пород (15-50 мг/кг) и наименьшие – для кислых (4-25 мг/кг). Среди осадочных пород максимальное содержание элемента обнаружено в глинистых осадках и сланцах (60-120 мг/кг), минимальное – в песчаниках и известняках (5-40 мг/кг). Содержание металла в почвообразующих породах разных регионов весьма разнообразно. В европейской части бывшего СССР его содержание в таких наиболее распространенных почвообразующих породах, как лессы, лессовидные карбонатные и покровные суглинки, составляет в среднем 75-95 мг/кг.
В почвах большая часть хрома присутствует в виде Cr3+. В кислой среде ион Cr3+ инертен, при рН 5,5 почти полностью выпадает в осадок. Ион Cr6+ крайне не стабилен и легко мобилизуется как в кислых, так и щелочных почвах. Адсорбция хрома глинами зависит от рН среды: при увеличении рН адсорбция Cr6+уменьшается, а Cr3+ увеличивается. Органическое вещество почвы стимулирует восстановление Cr6+ до Cr3+.
Природное содержание хрома в почвах зависит главным образом от его концентрации в почвообразующих породах, а распределение по почвенному профилю – от особенностей почвообразования, в частности от гранулометрического состава генетических горизонтов. Среднее содержание хрома в почвах – 70 мг/кг. Наибольшее содержание элемента отмечается в почвах, сформированных на богатых этим металлом основных и вулканических породах. Среднее содержание Cr в почвах США составляет 54 мг/кг, Китая – 150 мг/кг, Украины – 400 мг/кг. В России его высокие концентрации в почвах в естественных условиях обусловлены обогащенностью почвообразующих пород. Курские черноземы содержат 83 мг/кг хрома, дерново-подзолистые почвы Московской области – 100 мг/кг. В почвах Урала, сформированных на серпентинитах, металла содержится до 10000 мг/кг, Западной Сибири – 86 – 115 мг/кг.
Загрязнение почв Cr отмечено за счет выбросов цементных заводов, отвалов железохромовых шлаков, нефтеперегонных заводов, предприятий черной и цветной металлургии, использования в сельском хозяйстве осадков промышленных сточных вод, особенно кожевенных предприятий, и минеральных удобрений. Наивысшие концентрации хрома в техногенно загрязненных почвах достигают 400 и более мг/кг, что особенно характерно крупным городам.
Общая ситуация с загрязнением почв Ставропольского края тяжелыми
металлами складывается удовлетворительная. Количество всех тяжелых ме-
таллов значительно ниже ОДК. Конкретно по отдельным тяжелым металлам, верхний предел их содержания в долях ОДК составляет в целом по краю: для свинца – 0,1; кобальта, цинка, марганца и никеля – 0,3-0,4; кадмия — 0,5. Содержание меди на аллювиально-луговой почве выше, чем на остальных почвах и составляет 0,7 ОДК, а на остальных почвах оно не превышает 0,2 ОДК.
По Георгиевскому району содержание тяжёлых металлов в почве следующее: Pb = 12,1 мг/кг, Zn = 54,3 мг/кг, Cd = 0,52 мг/кг, Cu = 18,3 мг/кг, Ni = 36,9 мг/кг, Co = 7,1 мг/кг, As = 8,3 мг/кг, Hg = 0,028 мг/кг.
Существуют и различия в содержании тяжелых металлов по основным почвам края. В аллювиально-луговой почве несколько выше содержание меди, кадмия и никеля. Анализируя динамику содержания валовых форм тяжелых металлов, можно отметить, что прослеживается тенденция снижения среднего содержания их в почвах края за последние 10 лет. Увеличения площадей, загрязненных тяжелыми металлами, также не наблюдается.
Таким образом, общая ситуация с
загрязнением почв Ставропольского
края складывается удовлетворительная.
Имеют место отдельные
Что касается почв легкого гранулометрического
состава, то в абсолютных единицах валовое
содержание кадмия и никеля здесь
не превышает аналогичного в других
почвенных разностях и
Можно рекомендовать не использовать песчаные почвы под пашню и насаждения, а использовать их под сенокосы и пастбища.
Результаты радиологического обследования показали, что радиационная обстановка на территории края стабильная, существенных изменений за весь период наблюдений не происходит. Содержание радионуклидов стронция-90 и цезия-137 в поверхностном горизонте почв всей обследованной территории Ставропольского края значительно ниже предельно допустимых уровней. Максимальная плотность загрязнения стронцием-90 и цезием-137 не превышает значений 0,019 и 0,071 Ки/км2.
Результаты замеров гамма-фона также не вызывают опасений, мощность эквивалентной дозы не превышает 0,24 мЗв/час при допустимой 0,50 мЗв/час.
По результатам проведенного радиологического
обследования и основываясь на принятой
группировке почв для оценки радиоактивности,
можно сделать вывод, что почвы
всей обследованной территории относятся
к первой группе по удельной активности
и характеризуются как
5. Фонд материалов и
данных государственного
Понятие мониторинга земель дано в
ст. 67 ЗК РФ. Мониторинг земель представляет собой
систему наблюдений за состоянием земель.
Объектами государственного мониторинга
земель являются все земли в Российской
Федерации, вне зависимости от установленных
категорий и права собственности.
Мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга за состоянием окружающей природной среды и осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды".
Порядок осуществления государственного
мониторинга земель в Российской
Федерации устанавливается
Согласно Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) является Росреестр, мониторинг осуществляется при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целом мониторинг земель в Российской Федерации проводится для получения достоверной информации о качественном состоянии земель.
Наблюдения за состоянием земель осуществляются при помощи разнообразных методов - проведения топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и иных обследований и изысканий.
При мониторинге земель применяются:
- дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, средств малой авиации, и других летательных аппаратов)
-сети постоянно действующих
полигонов, эталонных
-наземные съемки и наблюдения;
-фондовые данные.
Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);
в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).
Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, позволяют составить прогноз и выработать рекомендации о предупреждении и устранении последствий негативных процессов (таких как процессов изменения плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель токсичными веществами; процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
Оценивается состояние:
- землепользований, угодий, полей, участков;
-состояния береговых линий
- состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.
По результатам оценки состояния
и использования земель составляются
оперативные сводки, доклады, рекомендации,
сопровождающиеся тематическими картами,
диаграммами, таблицами, характеризующими
динамику и направления развития
изменений состояния и
Мониторинг включает в себя сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение.
Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются Росреестром, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.
Структура, объем, сроки и порядок представления, указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Федеральной службой Росреестра.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Данные, полученные при непосредственном наблюдении за состоянием земель в ходе проведения мониторинга, обобщаются по городам, районам, областям, краям, автономным образованиям, и Российской Федерации в целом, и используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга общедоступны, кроме сведений составляющих государственную тайну, (данные ограниченного доступа) и используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Используются для ведения
Мониторинг это