Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:38, реферат
В настоящее время Россия переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной. Закономерным результатом этого стало появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д., что определяет актуальность изучения рыночных структур.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Введение...................................................................................................................3
1. Олигополия и её характерные особенности......................................................5
2. Отличия олигополии...........................................................................................8
Заключение.............................................................................................................11
Список литературы....................
Московская открытая социальная академия
По
дисциплине____________________
Тема
работы________________________
______________________________
______________________________
Выполнил студент_
_________________
_________________
фамилия
_________________
Домашний адрес___
_________________
_________________
Телефон__________
Полнота изложения материала, аргументированность, самостоятельность___________
______________________________
______________________________
______________________________
Соблюдение
правил оформления ______________________________
Дополнительные
вопросы, рекомендации ______________________________
ОЦЕНКА_____________
«____»________________200 г.
___________________
ученая степень, звание
___________________
фамилия, имя, отчество
Подпись____________
Содержание
Введение......................
1. Олигополия и
её характерные особенности...................
2. Отличия олигополии............
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
В настоящее время Россия переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной. Закономерным результатом этого стало появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д., что определяет актуальность изучения рыночных структур.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Основным элементом любого рынка является конкуренция - соперничество участников рыночного процессов, определяющее степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную цену, а с ним - степень свободы ценообразования на данном рынке.
Конкурентность - самый важный фактор, воздействующий на поведение индивидуальных производителей и потребителей, заставляющий их соперничать друг с другом за прибыль сферы приложения капитала.
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой или совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
В результате конкурентного отбора на рынке "выживают" только те производители, кому удаётся эффективно организовать производство, т.е. доказать свою конкурентоспособность.
В
экономической теории все рынки
по степени ограничения
Рыночная
структура характеризуется
В
настоящее время одним из самых
распространенных рыночных структур являются
монополии и олигополии. Однако в
чистом виде монополии сохранились лишь
в немногих отраслях экономики. Наиболее
же преобладающей формой современной
рыночной структуры является олигополия.
Олигополия
и её характерные
особенности
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение имеют именно такую структуру.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм.
По степени рыночной власти олигополия располагается в ряду рыночных структур между чистой конкуренцией и чистой монополией. По этому олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монопольного рынка, в зависимости от стратегии поведения его участников и особенностей выпускаемого товара, который может быть как стандартным, так и дифференцированным (предназначенным для удовлетворения индивидуально-групповых предпочтений).
Можно выделить три возможных направления поведения фирмы на рынке олигополии:
1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
2. Сговор (картель) фирм. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка способствует заключению между ними соглашения. Основная идея сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками сговора (или картеля) с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены сговора обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).
Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и (или) распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик.
Наиболее известный международный картель - это картель Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. В 1973 г. он впервые использовал свою силу, чтобы наложить эмбарго на поставки нефти. Тогда цена барреля сырой нефти утроилась. В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х гг. образовался избыток нефти и цена резко упала до менее чем $10 за баррель вместо $30 в 1979 г.
В
настоящее время картели
Картели и прочие
формы сговора склонны к
-
каждая фирма постоянно
-
различные структуры затрат
-
экономические спады являются
источником сложностей для
- новые фирмы, появляющиеся на рынке не соблюдают соглашение,
-
при увеличении числа
3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.
Данная форма олигополии представляет собой своеобразный компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, то есть оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.
Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем эти изменения осуществляют остальные компании. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
Лидерство в ценах - это модель ценового лидерства на олигополистических рынках когда одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.
Лидирующая
фирма исходит из того, что другие
фирмы на олигополистическом рынке
не будут реагировать таким
Ценовое
лидерство имеет характер скрытого
сговора, ибо открытые соглашения о
ценах запрещены