Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 06:47, курсовая работа
Таким образом, можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и их эффективном управлении как в РФ, так и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть структуру государственной собственности;
2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности;
3) провести сравнительный анализ управления государственной собственностью и выявить характерные особенности.
ВВЕДЕНИЕ…………........................................................................3
1 Государственный сектор РФ…………….....................................5
1.1 Структура и масштабы государственной собственности в РФ…....…...5
1.2 Концепция управления государственной собственностью в России…8
2 Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности………………….................................13
2.1 Анализ опыта приватизации государственной собственности в РФ....13
2.2 Анализ опыта приватизации государственной собственности за рубежом………….......................................................................................................19
2.3 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления государственной собственностью……...............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……............31
Продолжение таблицы 2
Нормативно-правовая база, время начала приватизации |
Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. N 1531-I |
Французская программа приватизации была начата в 1986 г. |
Общий закон о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. |
Испанская программа приватизации существует с 1982 г. |
Основные причины проведения приватиза-ции |
- Стабилизация экономического положения - рациональная деятельность государственного сектора - повышение эффективности функционирования предприятий - стимулирование различных форм предпринимательства - улучшение состояния
государственных финансов и |
Сокращение бюджетного дефицита с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 г. с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе |
Погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита с 7,4% от ВВП |
Сокращение бюджетного дефицита, составляющего 5,9% от ВВП, и высокого уровня государственного долга |
Продолжение таблицы 2
Результаты приватиза-ции |
- Интенсивное образование новых частных предприятий; - замедление процесса
формирования эффективных - самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности |
- Значительная часть денежных средств, выручен-ная от привати-зации, пошла на погашение госдолга; - привела к росту численности
акционеров - к концу 80-х годов
она достигла 6 миллионов, т.е. собственником
акций стал каждый шестой |
- Государство получило около 8% ВВП; - формирование "стабильного ядра акционеров" для каждого предприятия госсектора. Государство - главный акционер |
-Значительное погашение национального долга Испании; - проведение всеобъемлющей
реструктуризации убыточных |
На основе таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
- период 1990-х годов был "временем приватизации" не только в России (где масштабы и неупорядоченность этого движения были гигантскими), но и в большинстве упомянутых стран;
- в РФ и странах Центральной Европы ярко выражено желание уменьшить масштабы госсектора и соответственно, нагрузку бюджета;
- результатом проведения приватизации была стабилизация экономического положения, а именно сокращение бюджетного дефицита за счет продажи государственного имущества.
Анализ мирового контекста процессов функционирования госсектора приводит к выводу о существовании оптимальных (и ненулевых) размеров госсектора в каждой стране в тот или иной период ее развития [4]. Для России в период выхода на траекторию устойчивого развития экономики и консолидации общества необходимо не столько расширение или сужение размеров госсектора, сколько превращение его в авангардную по эффективности часть экономики [4]. Реализация эталонообразующей функции государства должна привести к созданию в рамках госсектора (как наиболее регулируемой части экономики) "эталонных", образцовых предприятий, а также фрагментов эталонных взаимоотношений предприятий с социальным, сетевым и средовым окружением [4]. Желательное состояние страны: "сильное государство, влиятельное и ответственное общество, эффективная экономика" не может быть в России достигнуто без укрепления государственного сектора экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы приватизации, прошедшие и продолжающиеся в развитых странах, способствуют росту смешанных форм собственности. Иначе говоря, в развитии конкретных предприятий, компаний, групп участвует и государственная и частная собственность, государственные средства и частный капитал. Конечно, как и в целом в экономике, в смешанных компаниях, как правило преобладает частная собственность.
Но уже само
появление смешанных форм
Опыт отношений
форм собственности и участия
государства в управлении
К таким факторам можно отнести:
- осторожность, последовательность, поэтапность проведения приватизации. Законодательное обеспечение приватизации. Сведение к минимуму отрицательных социальных и экономических последствий приватизации;
- прямое и непосредственное
участие государства в
- стремление государства,
государственного и частного
секторов экономики и
- изменение соотношения объемов форм собственности в экономике, как правило, ведет к экономическому росту и повышению стабилизации социальных отношений;
- вне зависимости
от соотношения частной и
- сохранение при
любых преобразованиях и
- устойчивое преобладание
в процентном отношении
В развитых странах давно пришли к выводу, что главное не колебание объемов частной и государственной собственности, ибо и та, и другая может быть эффективно использована в развитии экономики. Главное - неуклонное наращивание экономической мощи государства и успешное решение социальных проблем.
Как показывает опыт развитых стран, только национально ориентированная экономика, национально-ориентированный частный капитал под контролем государства способны вывести страну из кризиса.
В то же время видно, что в каждой отдельной стране общие законы развития экономики преломляются в соответствии с национально-историческими особенностями ее развития. Бездумное копирование чужого опыта приводит к катастрофе. Это особенно важно помнить в России, самобытной, огромной, многообразной, сложнейшей стране мира. Реформирование России по чужому трафарету, как показал горький опыт последних лет, ведет к страданиям народа и тяжелым экономическим последствиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Балацкий Е.В., Конышев В.А. Российская модель государственного сектора экономики. М.: ЗАО Издательство: Экономика, 2005. 390 с.
2 Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика, 2009. 151 с.
3 Бояркин Д. Д. Теория собственности. Новосибирск: «ЭКОР», 2009. 114 с.
4 Государственная собственность в экономике России и других стран / под ред. В.Н. Черковца. М.: ТЕИС, 2002. 467 с.
5 Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью. М.: ВШПП, 2001. 373 с.
6 Кошкин Л.И., Соловьёв М.М. Управление недвижимым имуществом: эффективность и результативность // Экономика и управление собственностью. 2004. №4. С.72
7 Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управлений государственной собственностью в России. М.: Экономика, 2000. 375 с.
8 Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М.: ИНФРА-М, 2009. 496 с.
9 Э.В.Талапина Вопросы организации управления государственной собственностью, «Журнал российского права», 2001, № 3. С.73
10Эффективность государственного управления.: пер. с англ./ под ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. М.: Изд. АО «Консалбанкир», 2000. 846 с.
11 URL: http://www.kleiner.ru (дата обращения: 05.10.2014)
12 URL: http://www.duma.gov.ru (дата обращения: 09.10.2014)
13 URL: http://www.bibliofond.ru (дата обращения: 15.10.2014)
14 URL: http://www.uamconsult.com (дата обращения: 07.10.2014)
15 URL: http://www.all-library.com (дата обращения: 12.10.2014)
16 URL: http://www.library.gpntb.ru (дата обращения: 05.10.2014)
Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности