Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Договор является основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных, как впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры охватывают все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.1
В настоящее время договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для нормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации, что является безусловным требованием при участии любой коммерческой организации в рыночных отношениях.

Содержание

1. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве. 3-4

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 4-7

3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
7- 23

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 23-26

5. Задача 27-29

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрное контрольная.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

На рынке продовольствия начиная  с 1995 года введена система лицензирования на осуществление деятельности в  сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Договор закупки и поставки является средством организации хозяйственных  связей между сельскохозяйственными  товаропроизводителями и специализированными  коммерческими организациями и заключается во исполнение государственного заказа, которым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).

В настоящее время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд возлагается на продовольственные  корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами РФ. Правовой статус Федеральной продовольственной корпорации определен постановлением Правительства РФ от 03.10.1994 года № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков»12.

Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны с формированием  и организацией продовольственных  фондов, осуществлением товарных операций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов товарных интервенций.

Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О закупках и  поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд»13 в круг основных государственных заказчиков входят:

- выбор товаропроизводителей (поставщиков)  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

  • определение конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок и поставок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
  • согласование с потребителями (покупателями) ассортимента, объемов и сроков поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Государственные заказчики гарантируют  товаропроизводителям (поставщикам) оплату продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам  и в сроки, которые определены договорами.

Статьи 535 – 538 ГК РФ14 содержат нормы, посвященные договорам контрактации. Вместе с тем в Гражданском кодексе нет упоминания о договорах закупки. Представляется, что содержание договоров контрактации и закупки весьма близко: они оба ориентированы на специфический субъектный состав, предмет и особенности прав и обязанностей сторон, учитывая специфику сельскохозяйственного производства.

Договоры контрактации, закупки  и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия схожи в том смысле, что они являются двусторонними, возмездными, консенсуальными, опосредующими товарную форму отношений между сельскохозяйственными коммерческими организациями и предприятиями агропромышленного комплекса, с одной стороны, и специализированными коммерческими и некоммерческими организациями различных организационно-правовых форм, функционирующими на рынке продовольствия, с другой стороны. Вместе с тем они отличаются друг от друга по субъектному составу, предмету, сфере действия и т.п.

Договор контрактации, закупки –  это обязательство, в силу которого одна сторона – товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйство  или гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется произвести с соблюдением определенных технологических, агротехнических и экологических требований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта продукция сдается в федеральный или региональные фонды с передачей ее в собственность либо РФ, либо субъектов Федерации, то законодатель определяет этот договор как закупку. Если же покупатель (заготовитель) приобретает данную продукцию не для государственных нужд, то здесь используется традиционная для нашего права конструкция договора купли – продажи. Другая сторона договора контрактации или закупки – потребитель (покупатель), специализированная коммерческая или некоммерческая организация (хозяйственное товарищество, общество, производственные, потребительский кооператив, другое предприятие, учреждение) обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срок определенную цену.

Предметом договора контрактации или  закупки может быть непереработанная сельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрукты, овощи, скот, птица, шерсть и т.д. К договорам контрактации или закупки близки договоры рыболовецких кооперативов, реализующих добываемую продукцию. Эти договоры на сдачу – приемку рыбы – сырца и морского зверя, предметом которых также является непереработанная продукция – сырье для производства продовольствия.

Переработанная сельскохозяйственная продукция и продовольствие реализуются  сельскохозяйственными коммерческими  организациями, перерабатывающими  предприятиями, посредническими коммерческими  организациями по договорам поставки товаров народного потребления (колбасы, консервы и т.д.) либо договорам купли – продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственной продукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, и продовольствия, кем бы они не заключались, подчиняются общим правилам ГК РФ или о договорах поставки или купли – продажи.

Основные условия договоров, заключаемых  сельскохозяйственными коммерческими  организациями определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

По условиям договора закупки сельскохозяйственная коммерческая организация обязана  вырастить указанные в договоре сельскохозяйственные культуры и продать  из потребителю (покупателю) в обусловленном в договоре количестве с соблюдением условий о биологической и товарной сортности. Срок исполнения договора определяется, как правило не календарной датой, а сроком созревания. В договоре указывается, что хозяйство обязано за 15 дней до созревания урожая известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдачи продукции.

Сельскохозяйственная коммерческая организация обязана соблюдать  все требования технологии при выращивании  сельскохозяйственных культур и  ветеринарные требования при откорме  скота и птицы, производстве молока и т.д.

Выполнение подобных обязанностей прямо влияет на здоровье людей. На практике, особенно в годы с неблагоприятными погодными условиями, сельскохозяйственные коммерческие организации нередко  допускают передозировку минеральных удобрений и гербицидов, что является грубым нарушением условий договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться от приемки такой продукции. Если же предметом договора является биологически чистая продукция, то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных для человека веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции является нарушением условий договора.

Потребитель (покупатель), обнаружевший при приемке продукции отступление  от стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точки зрения административно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения, принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается в сельскохозяйственном законодательстве, реализации прав потребителя (покупателя) по договору является одновременно его административно- правовой обязанностью.

Это пример того, что есть такие  сферы хозяйственной деятельности, где использование только экономических  методов не может дать необходимого эффекта, так как они не адекватны  решаемым проблемам. В подобных случаях единственным решением является применение административных методов государственного контроля за качеством продукции, в данном случае – продовольствия.

Основная обязанность потребителя (покупателя) – принять предъявленную  хозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договор закупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственные продовольственные фонды, включается условие об обязанности потребителя (покупателя) принять у хозяйства не только то количество продукции, которое предусмотрено в договоре, но и всю продукцию, предъявленную к сдаче данным предприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных в договоре. Плодоовощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю (покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский кодекс РФ установил обязанность заготовителя принять у хозяйства всю предъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объемов данного договора), если она сдается в течение срока действия договора и должна быть принята по месту нахождения хозяйства (п. 1 ст. 536 ГК РФ)15.

В последнем случае, когда продукция  принимается не в хозяйстве, а  в ином месте (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), у заготовителя возникает не только обязанность  принять продукцию, но и отсутствует право отказаться от нее, если продукция соответствует условиям договора закупки и хозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции.

Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли – продажи, предусмотренных, в частности, ст. 484 ГК РФ16, где указано на возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли – продажи.

Обязанность потребителя (покупателя) принять всю предъявленную к  сдаче продукцию – стимул для  увеличения производства и реализации продовольствия и сельскохозяйственного сырья даже сверх объемов, указанных в договоре.

В тех случаях, когда потребитель (покупатель) отказывается принять  продукцию, хозяйство в праве, если речь идет о продукции, указанной  в договоре, реализовать ее другому  потребителю (покупателю) или продать на рынке, а потребитель (покупатель), не выполнивший свою обязанность принять продукцию, несет имущественную ответственность за нарушение условий договора в виде штрафных санкций и возмещения убытков.

Важное значение имеют такие условия договора закупки, как место его исполнения и цена. В месте исполнения договора оформляется сдача – приемка продукции, включая определение ее количества и качества, например, взвешивание, определение товарной сортности фруктов или картофеля, влажности и засоренности зерна, жирности молока, степени упитанности скота и т.д. Все эти качественные характеристики прямо влияют на применяемые цены.

Для хозяйства выгоднее сдавать  продукцию на своей территории, а  для потребителя (покупателя) – наоборот, так как все возможные потери и убытки во время транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ее приемки – заготовитель, а до приемки - хозяйство).

Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место  приемки в договоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством, то обязанность ее вывоза лежит на потребителе (покупателе).

Цена в договорах закупки  определяется по правилам, установленным  Методическими рекомендациями по расчету  и индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд, одобренными Министерством экономики РФ 09.10.1995 года.

Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продукции для  государственных нужд применяются  государственные закупочные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей.

Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд положений о квотах для товаропроизводителей на закупку  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.

В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в специальных  актах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет о  регулировании Правительством РФ и  органами исполнительной власти субъектов РФ цен: закреплением нормативного соотношения между стоимостью вырабатываемой из нее продукции, а также предельного размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для государственных нужд.

При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственных предприятий в размере до 50% цены договора.

Законодательство предусматривает  использование свободных, договорных цен при всех видах закупок  продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Такие цены определяются соглашением сторон договора закупки, т.е. хозяйства и потребителя (покупателя).

Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве