Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:14, реферат
Как правило, решение о разработке месторождений на условиях СРП принимается в случаях, когда их освоение в режиме действующего налогового законодательства - нерентабельно. Недропользование на условиях СРП позволяет привлечь необходимые инвестиции для освоения новых перспективных участков, а также крупных и уникальных месторождений, расположенных в труднодоступных и малоосвоенных местах. В настоящее время перечень участков СРП включает 29 объектов.
Для решения указанных вопросов Президентом РФ 8 июля 1997 года был издан Указ № 694 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», а Правительством РФ 2 сентября 1997 года - постановление № 1132 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
Суть этих актов сводилась к следующему.
Во-первых, была создана Комиссия Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации соглашений о разделе продукции, которая выполняла наиболее важные задачи:
- подготовку предложений по
разработке и финансированию
инвестиционных проектов на
- рассмотрение перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции;
- рассмотрение проектов
- координацию деятельности
- рассмотрение проектов
Во-вторых, осуществление прав и
обязательств РФ по СРП в отношении
месторождений углеводородного
сырья, информационно-аналитическое
и организационно-техническое
В-третьих, Министерством энергетики РФ для осуществления прав и обязательств, возложенных на него в соответствии с постановлением Правительства РФ, было образовано специализированное подразделение - Департамент по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции.
С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что в принятии этих актов и их реализации были как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительно то, что были определены
конкретные органы, занимающиеся вопросами
координации и управления СРП, и
эти органы, столкнувшись с проблемами
управления, выработали конкретные направления,
механизмы и методы управления, которые
на сегодняшний день реализуются
в документах Правительства РФ, Государственной
Думы и федеральных органов
Разработкой и реализацией перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, была определена долгосрочная программа развития минерально-сырьевой базы страны и ее отдельных территорий на условиях СРП.
Планированием работы Комиссии и подготовки законодательства о соглашениях о разделе продукции была обеспечена единая государственная политика в области законодательства, подготовки, реализации и контроля за исполнением СРП.
В целях реализации программы определения
участков недр, право пользования
которыми может быть предоставлено
на условиях СРП, а также для управления
действующими соглашениями и подготовки
проектов соглашений о разделе продукции
были разработаны механизмы
Если говорить конкретно, то в министерствах, ведомствах и других органах и организациях, находящихся в ведении министерств, определился состав специалистов, занимающихся этими вопросами.
Уже тогда применялся популярный сегодня принцип “одного окна”, при котором всю работу по действующим и готовящимся проектам, включая рассмотрение и подготовку соответствующих заключений и соглашений о разделе продуктов, осуществляла одна определенная организация.
Меры по реализации СРП, определенные постановлением Правительства № 132, вскоре дали определенный результат. В начале 1999 года, после длительных споров, были приняты федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» и «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
После этого существенно продвинулся процесс определения участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела. Было принято 6 федеральных законов, в соответствии с которыми на условиях СРП могут разрабатываться 28 месторождений углеводородного сырья и три месторождения твердых полезных ископаемых.
Однако желаемого конкретного результата не последовало. Процесс подготовки и заключения соглашений по указанным месторождениям движется крайне медленно. Подписано соглашение только по одному месторождению, и еще по двум месторождениям северной части острова Сахалин, Ромашкинскому и Приразломному, подготовка практически завершена.
Проблемы, связанные с организационно-
- отсутствие последовательной
государственной политики в
- отсутствие пакета необходимых нормативных правовых актов;
- несовершенство
- отсутствие динамики и
- наличие серьезных
По итогам парламентских слушаний 12 февраля 2001 года были приняты рекомендации, суть которых сводится к следующему. Необходимо было:
- разработать документ, определяющий
основы стратегии развития
- обеспечить строгое соблюдение условий СРП, заключенных до вступления в силу Закона «О СРП»;
- завершить создание нормативно-
- создать единую и целостную
систему государственного
Чем же были вызваны требования указанных рекомендаций?
Постановлением Правительства
РФ № 1132 не были четко определены полномочия
других федеральных органов
В результате принятие решений и
подготовка материалов на Комиссию Правительства
РФ по вопросам, связанным с организационно-
Им же осуществлялась подготовка законов
и иных нормативных актов по разделу
продукции, представление в Правительстве
РФ и от имени Правительства РФ
в Государственной Думе, вносились
дополнения к соглашению по проекту
«Сахалин-2», формировался управляющий
комитет и уполномоченный государственный
орган, определялся порядок
В результате этого снижалась роль и ответственность других федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с соглашениями о разделе продукции, хотя, в соответствии с Положениями об указанных органах, рассмотрение вышеперечисленных вопросов и принятие управленческих решений входило также и в их обязанности.
Но самой главной
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 года № 86 «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» расставило, как принято говорить, все точки над i.
Постановление возлагает осуществление
прав и обязательств Российской Федерации
по СРП в отношении участков недр
и месторождений всех видов минерального
сырья на Министерство экономического
развития и торговли РФ. Министерству
предоставлено право выступать
от имени Правительства РФ по всем
вопросам, касающимся указанных соглашений,
за исключением следующих
- определение порядка
- заключение договоров о
- назначение и определение
- заключение, изменение и расторжение
соглашений о разделе
- заключение соглашений о
- утверждение условий конкурсов
или аукционов на право
- определение порядка
- определение порядка
- определение порядка
- согласие на передачу
В постановлении указаны сферы
деятельности и компетенции каждого
из федеральных органов
Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти вновь «вернули» свои полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами по вопросу подготовки и заключения СРП, а также по контролю за их реализацией. Тем самым была усилена и ведущая роль государственного управления.
Более того, постановление четко
определяет роль (и разумеется, ответственность)
федеральных органов
Принятие данных мер, соблюдение баланса
интересов государства и
Однако для этого необходимо
решить некоторые вопросы
Обозначим состав законодательной базы СРП.
В состав законодательной базы СРП входят:
1. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 25-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г.)
2. Принято 16 законов и 2 распоряжения
Правительства РФ по включению
объектов в Перечень СРП.
Информация о работе Правовое регулирование недропользования на условиях СРП