Правовое регулирование недропользования на условиях СРП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:14, реферат

Краткое описание

Как правило, решение о разработке месторождений на условиях СРП принимается в случаях, когда их освоение в режиме действующего налогового законодательства - нерентабельно. Недропользование на условиях СРП позволяет привлечь необходимые инвестиции для освоения новых перспективных участков, а также крупных и уникальных месторождений, расположенных в труднодоступных и малоосвоенных местах. В настоящее время перечень участков СРП включает 29 объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (2).docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

Таким продуктом, безусловно, является золото, тем более что в золотодобывающей отрасли в соответствии с Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» первым товарным продуктом является, а значит, и подлежит разделу не золотоносная руда и даже не концентрат, а банковские слитки после аффинажа, причем аффинаж может быть сделан по субподрядным договорам на предприятиях, не принадлежащих недропользователю.

Сложнее обстоит дело в отношении других твердых полезных ископаемых. В частности, переработка руд черных или цветных металлов включает четыре стадии технологического передела:

I – извлечение и доставка руды на перерабатывающее производство;

II – обогащение руды;

III – выплавка чугуна или черновых цветных металлов;

IV – получение стали или рафинированных цветных металлов.

Принимая во внимание стадийность технологического процесса, конечный продукт раздела между государством и инвестором теоретически может быть произвольным (даже электрическая энергия в случае добычи каменного угля). Для предприятий цветной металлургии им могут быть как концентраты цветных и драгоценных металлов, цветные и драгоценные металлы разной степени очистки, так и химические соединения и соли цветных, редких и драгоценных металлов. То есть в принципе не исключается возможность раздела и второго, и третьего товарного продукта. Обосновать это «восхождение» по ступеням иерархии переработки сырья можно все тем же стремлением государства к гарантированной ликвидности предмета раздела. Тем не менее следует иметь в виду, что плата за пользование недрами взимается с добытого минерального сырья.

Закон «О СРП» не требует, чтобы все переделы, необходимые для получения товарного продукта, подлежащего разделу, осуществлялись только на одном предприятии, поэтому здесь возможны субподряды на переработку на давальческой основе. Бухгалтерский учет в организации, перешедшей на СРП, должен вестись обособленно от такого учета при выполнении иной деятельности, не связанной с соглашением.

Очевидно, что чем выше степень  передела, тем выше капитальные (включающие стоимость перерабатывающего предприятия) и эксплуатационные затраты, себестоимость и соответственно конечная цена первого товарного продукта и его ликвидность. В связи с этим закономерна проблема оценки экономической эффективности (рентабельности) каждой стадии передела и соблюдения баланса интересов при разделе получаемого продукта между государством и инвестором.

Сегодня существует громадный избыток  металлургических мощностей. Следовательно, скорее всего, в связке «ГОК – металлургический комбинат» основные инвестиции будут направляться в горное производство на новое строительство, а в металлургическое – преимущественно на модернизацию. Тем самым повысится эффективность металлургического передела за счет повышения общей загрузки дополнительным сырьем и замены оборудования более эффективным. Поэтому относительная доля компенсационной продукции в этой связке будет меньше, чем при разделе только продукции горного производства.

Минерально-сырьевая база (МСБ) цветной металлургии России, созданная в СССР, в настоящее время по своим качественным параметрам и промышленно-экономической значимости не отвечает требованиям мирового рынка. Это влечет за собой консервацию многих рудников и выборочную отработку наиболее богатых руд. Перевод ряда месторождений в режим разработки на условиях СРП повысит эффективность использования недр и позволит вернуть часть ранее понесенных государством затрат на геолого-разведочные работы, которые в противном случае оставались бы замороженными на многие десятилетия.

Перечень месторождений твердых  полезных ископаемых, которые в случае использования СРП могут представлять интерес для инвесторов.

Промышленное освоение таких месторождений  позволило бы существенно укрепить МСБ цветной металлургии путем  создания крупных долговременно  действующих предприятий.

Следует отметить, что в силу географического положения большинства металлургических предприятий России отсутствуют объективные условия для импорта сырья, так же как и у горно-рудных – условия для его экспорта в значительных количествах.

Объективная необходимость взаимодействия горно-рудных и металлургических предприятий определяет следующие направления их деятельности:

установление долгосрочных взаимоотношений  на договорной основе с обусловленными ценами, формой поставок, качеством сырья и условиями транспортировки;

участие металлургических предприятий  в уставном капитале горно-рудных;

финансирование металлургическими  предприятиями геолого-разведочных  работ.

Право собственности на имущество, созданное инвестором при выполнении работ по соглашению.

Федеральный закон «О СРП» устанавливает, что имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором для выполнения работ по соглашению, может перейти в собственность государства со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена «компенсационной» долей продукции. Порядок такого перехода законодательством не установлен. Ясно, что под действие этой нормы попадает только такое имущество, затраты на которое возмещались компенсационной продукцией. Существенно также и то, что в течение всего срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право безвозмездного пользования таким имуществом.

Эта норма не вызывала беспокойства у инвестора, пока речь шла только о СРП на разработку месторождений без глубокого передела минерального сырья. Инвестор разумно полагал, что в пределах срока соглашения месторождение будет исчерпано, а горное оборудование будет проще передать в собственность государству, чем решать проблемы его утилизации и перебазирования на новый объект, что чаще всего и невозможно. Иная ситуация может сложиться, если в работах по СРП будет задействован предельный металлургический комплекс, срок функционирования которого может быть гораздо большим, чем для горно-обогатительного предприятия, и большим срока действия соглашения. В связи с этим требуются разработка и внесение изменений в Федеральный закон «О СРП», устанавливающих права горно-металлургического предприятия на производственный комплекс после окончания действия СРП. Это относится и к объектам транспортной инфраструктуры, созданной в соответствии с СРП.

Одно из важнейших направлений развития горно-металлургического комплекса - реформирование горизонтальных и вертикальных связей предприятий, в частности, путем создания вертикально-интегрированных структур. В соответствии с мировой практикой наилучшей формой взаимодействия предприятий определенной отраслевой специализации является создание единой компании, охватывающей предприятия, связанные по технологической цепочке – от добычи руд до выпуска готовой продукции.

Таким образом можно сделать  вывод о том, что действующее законодательство о СРП не препятствует переходу на режим СРП горно-металлургических предприятий с производственным циклом от добычи минерального сырья до получения ликвидного товарного продукта неопределенной (любой) степени передела.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 02.01.2000 N 1-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 01.12.1999).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2001 N 1632-р «Об изменении состава комиссии Правительства РФ по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 11.10.2001 N 1343-р «Об изменении состава комиссии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.05.2001 N 621-Р».
  4. Приказ МНС РФ от 10.09.2001 N ВГ-3-01/340 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции».
  5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Часть Вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие Акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных Актов законодательства Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
  6. Федеральный закон от 04.08.2001 N 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении) (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
  7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принят ГД ФС РФ 23.05.2001).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 03.05.2001 N 621-р (ред. от 11.10.2001) «Об утверждении состава комиссии Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».
  9. Приказ МНС РФ от 12.04.2001 N БГ-3-03/120 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по применению Главы 22 «Акцизы» Налогового Кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)».

Информация о работе Правовое регулирование недропользования на условиях СРП