Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ земельного законодательства РФ, изучение правоприменительной практики Земельного кодекса РФ.
Задачи, которые предстоит решить в ходе проделанной работы
1. определить правовой статус земель особо охраняемых территорий;
2. изучить какие земли входят в состав земель особо охраняемых территорий;
3. выделить общие признаки земель особо охраняемых территорий и объектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов……………..5
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий…………….8
3. Правовой режим земель природоохранного назначения……………………........17
4. Правовой режим земель рекреационного назначения……………………………..19
5. Правовой режим земель историко-культурного назначения………………………22
6. Правовой режим особо ценных земель……………………………………………...26
7. Особенности изменения правового режима земель особо охраняемых территорий...27
Заключение…………………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое положение земель особо охраняемых природных территорий..docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

3) движение и стоянка  механических транспортных средств,  не связанные с функционированием  особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных  дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Виды деятельности, которые  запрещается и допускается осуществлять на данных территориях, более подробно определяются в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и в правовых актах, необходимость издания которых предусмотрена этим законодательным актом.

В целях создания новых  и расширения существующих земель особо  охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов  РФ вправе принимать решения о  резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим  изъятием таких земель, в том числе  путем выкупа, и об ограничении  на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ).

В целях защиты земель особо  охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним земельных участках могут  создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной  деятельности. Охранные зоны не входят в границы соответствующей особо  охраняемой природной территории. В  границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие  на природные комплексы особо  охраняемых природных территорий. Границы  охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

В Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривается необходимость создания охранных зон на участках земли и водного пространства, прилегающих к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы.

На территориях лечебно-оздоровительных  местностей и курортов выделяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В силу ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и ст. 32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" округа санитарной и горно-санитарной охраны, в отличие от режима охранных зон, также имеют статус особо охраняемых природных территорий. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Обязательность создания охранных зон или округов с  регулируемым режимом хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к государственным природным заказникам, к территориям дендрологических парков и ботанических садов, а также к территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, федеральными законами не устанавливается.

Охранные зоны и округа могут создаваться для любых  земель особо охраняемых природных  территорий, в том числе в случаях, когда обязательность их установления не предусмотрена законодательством.

Создание охранных зон  осуществляется без изъятия у  собственников, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков. Права граждан и юридических  лиц на указанные земельные участки  сохраняются. Однако особый правовой режим  охранных зон требует ограничить права этих лиц на землю. В подпункте 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ специально оговаривается, что в качестве ограничений прав на землю выступают особые условия использования земельных участков и режим охранной деятельности в охранных зонах.

В настоящее время распространены ситуации, когда земли бывших сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) после  их реорганизации в другие организационно-правовые формы юридических лиц (ОАО, СПК  и пр.), осуществленной в порядке  реформирования АПК РФ в 1992 - 2001 гг., принадлежат частным собственникам. Иногда эти земли находятся в охранных зонах особо охраняемых природных территорий, например национальных или природных парков. В таких случаях современное законодательство налагает на землепользователей обязанность не только соблюдать особый режим использования своих земель, расположенных в охранных зонах, установленный законодательством и положениями о данных территориях, но и согласовывать свою деятельность. Так, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Такой подход законодателя, когда сама правоспособность лица зависит от воли органа власти (департамента Минприроды РФ), вызывает критику. Представляется, что вопросы хозяйственной деятельности на соответствующей особо охраняемой природной территории и в ее охранных зонах должны определяться через регулирование оборотоспособности земель, но не правоспособности лиц, а также нормативным правовым, но не правоприменительным актом.

Приватизация земель государственных  природных заповедников и национальных парков запрещена. Пункт 5 ст. 95 ЗК РФ в данной части повторил содержание п. п. 2 и 4 ст. 27 ЗК РФ, согласно которым земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, изымаются из оборота.

Возможность приватизации других особо охраняемых природных территорий должна быть предусмотрена для территорий федерального значения федеральным  законом, для территорий регионального  и местного значения - нормативными правовыми актами субъектов РФ и  муниципальных образований, в ведении  которых они находятся.

К территориям государственных  природных заповедников относятся  участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства над ними, где располагаются природные  комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), полностью изъятые из хозяйственного использования.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и  объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования  в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и  для регулируемого туризма.

Государственный природный  заповедник и национальный парк учреждаются  Правительством РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение соответствующих  территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности.

Государственные природные  заповедники и национальные парки  являются природоохранными учреждениями, т.е. юридическими лицами определенной организационно-правовой формы. Будучи государственными учреждениями, государственные  природные заповедники и национальные парки получают соответствующие  земли в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

К территориям природных  парков относятся территории (акватории), которые включают в себя природные  комплексы и объекты, имеющие  значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены  для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных  целях.

Решение об образовании природных  парков принимают органы государственной  власти субъектов РФ по представлению  уполномоченных федеральных органов  исполнительной власти и по согласованию с органами местного самоуправления.

В отличие от государственных  природных заповедников и национальных парков, которые создаются при  условии согласия субъектов РФ на отнесение их территорий к федеральной  собственности, природные парки  образуются без специального отнесения  конкретного парка к федеральной  или региональной собственности. Если учитывать то обстоятельство, что  разграничение государственной  собственности на природные ресурсы  может происходить только на основании  и в порядке, которые установлены  федеральными законами, то признание  собственности субъектов РФ на территории природных парков законами субъектов  РФ не выглядит с юридической точки  зрения безупречно.

Природные парки являются государственными природоохранными рекреационными учреждениями. Территории природных  парков располагаются на землях, предоставленных  им в бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников (ст. 18 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Вдоль всех водных объектов, включенных в границы национального  парка, в соответствии с нормативами  устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, режим  ведения хозяйственной деятельности в которых определяется Водным кодексом Российской Федерации.

Объявление земель государственным  природным заказником допускается  как с изъятием, в том числе  путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у  их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания  экологического баланса.

Государственные природные  заказники федерального и регионального  значения соответственно учреждаются  и образуются Правительством РФ и  органами исполнительной власти субъектов  РФ.

Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в  экологическом, научном, культурном и  эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения.

Земельные участки, занятые  природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке  памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Памятники природы федерального и регионального значения, а также  их территории объявляются таковыми соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Территориями дендрологических парков и ботанических садов являются территории, предназначенные для  создания специальных коллекций  растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления  научной, учебной и просветительской деятельности.

Дендрологические парки  и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, которые учреждаются  федеральными органами исполнительной власти или органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Земли территорий дендрологических парков и ботанических садов предоставляются  указанным природоохранным учреждениям  в бессрочное (постоянное) пользование.

В Земельном кодексе РФ отсутствуют нормы, непосредственно посвященные землям дендрологических парков и ботанических садов. Однако в ЗК РФ содержатся нормы, которые относят земли дендрологических парков и ботанических садов к одному из видов земель особо охраняемых природных территорий. Следовательно, правила ЗК РФ о землях особо охраняемых природных территорий полностью распространяют свое действие на земли дендрологических парков и ботанических садов.

Земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов предназначены  для лечения и отдыха граждан (ст. 96 ЗК РФ).

В границах лечебно-оздоровительных  местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая  может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными  свойствами (п. 1 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Охрана лечебно-оздоровительных  местностей и курортов осуществляется посредством установления округов  санитарной (горно-санитарной) охраны.

Для лечебно-оздоровительных  местностей и курортов, где природные  лечебные ресурсы относятся к  недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются  округа горно-санитарной охраны. В остальных  случаях устанавливаются округа санитарной охраны.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все  виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с  исследованиями и использованием природных  лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных  целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и  сооружений, не связанных непосредственно  с созданием и развитием сферы  курортного лечения и отдыха, а  также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей  зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Земельные участки в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны у собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются.

Исключением являются случаи, когда в соответствии с установленным  санитарным режимом предусматривается  полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Такие земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников  в соответствии со ст. 55 ЗК РФ.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов