Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучения правовых основ охраны окружающей среды.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи данной работы:
- изучить предмет и объекты права в сфере охраны окружающей среды;
- изучить принципы охраны окружающей среды;
- изучить источники экологического права;
- изучить юридическую ответственность за нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
Введение………………………………………..………….………..……… 3
Предмет и объекты права в сфере охраны окружающей среды…………………………………………………………..………………… 4
Методы правового регулирования в сфере окружающей среды…………………………………………………………………..………….6
Принципы правового регулирования в сфере окружающей среды………………………………………………………………………………7
Содержание и источники экологического права………………………………………………………..……10
Понятие и виды юридической ответственности в экологическом праве ……………………………………..……………………………….12
Заключение …………..……………………………………………
Список использованной литературы……………………………17
Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении.
Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды. Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
3. Принцип презумпции
экологической опасности
ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружающую среду, а в необходимых случаях — проведение государственной экологической экспертизы.
4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.
Находит отражение в законодательстве в форме требований комплесного, экологически безопасного природопользования. Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан. Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.
5. Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.
Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:
1) обеспечение
открытого доступа к
2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управление области охраны окружающей среды. Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.
7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.
Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:
- охрана озонового слоя;
- предотвращение и устранение трансграничных загрязнений;
- охрана природных
объектов, находящихся в общем
пользовании нескольких государств;
- предотвращение антропогенного изменения климата на планете.
Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:
1) нормативно-правовые акты, принимаемые международными организациями (ООН и др.);
2) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);
3) международные
конвенции, которые
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации.
Большое место среди источников экологического права занимают законы, то есть нормативные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу правового регулирования экологических отношений в тех или иных сферах. Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах, в особенности в Земельном, Водном, Лесном кодексах.
Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть квалифицированы как кодификационные. К таковым следует отнести прежде всего Закон РФ «Об охране окружающей среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирующие общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окружающей природной среды.
Значительное место среди
источников экологического права занимают
международные нормативно-
Конституция РФ – основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно − эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002).
Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания.
Важнейший раздел
закона «Экономическое регулирование
в области охраны окружающей среды»
устанавливает принцип
Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет).
В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).
Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий.
Отдельные разделы закона посвящены:
- чрезвычайным экологическим ситуациям;
- особо охраняемым территориям и объектам;
- принципам экологического контроля;
- экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям;
- разрешению
споров в области охраны
- ответственности
за экологические
- порядку возмещения причиненного вреда.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000), Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).
Нормативно − правовые акты по охране окружающей среды включают в себя:
- санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв);
- СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий;
- документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр;
- общефедеральные
нормативные документы (ОНД)
Основным видом нормативно − правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».
Юридическая
ответственность за
» превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;
» стимулирующую - к соблюдению экологических норм;
» компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;
» карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридическая
ответственность за
— норму,
запрещающую поведение или
— факт несоблюдения требований законодательства, т.е. наличие правонарушения;
— причинную
связь между совершенным
Дисциплинарная
ответственность за
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение по соответствующим основаниям.
Наложение
дисциплинарного взыскания не
исключает возможности
Административная
ответственность представляет
Административная
ответственность за
= невыполнение экологических требований;
= нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
= причинение
вреда, либо уничтожение
К первой
группе экологических
◊ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
◊ несоблюдение
экологических и санитарно-
◊ нарушение
правил обращения с