Правовые основы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучения правовых основ охраны окружающей среды.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи данной работы:
- изучить предмет и объекты права в сфере охраны окружающей среды;
- изучить принципы охраны окружающей среды;
- изучить источники экологического права;
- изучить юридическую ответственность за нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.

Содержание

Введение………………………………………..………….………..……… 3
Предмет и объекты права в сфере охраны окружающей среды…………………………………………………………..………………… 4
Методы правового регулирования в сфере окружающей среды…………………………………………………………………..………….6
Принципы правового регулирования в сфере окружающей среды………………………………………………………………………………7
Содержание и источники экологического права………………………………………………………..……10
Понятие и виды юридической ответственности в экологическом праве ……………………………………..……………………………….12
Заключение …………..……………………………………………
Список использованной литературы……………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы охраны окружающей среды.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

  ◊ нарушение  законодательства об экологической  экспертизе.

 

   Ко второй  группе экологических проступков  относятся: 

  ≈ нарушение  требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

  ≈ нарушение  требований по рациональному  использованию недр;

  ≈ нарушение  правил и требований проведения  работ по геологическому изучению  недр;

  ≈ нарушение  порядка предоставления в пользование  и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

 

К третьей группе экологических проступков относятся:

  • порча  земли; 

  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан;

  • уничтожение  мест обитания животных.

 

   За совершение  административных правонарушений  применяются следующие административные  наказания: 

  ♦ предупреждение;

  ♦ административный  штраф; 

  ♦ возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

  ♦ конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

  ♦ лишение  специального права, предоставленного  физическому лицу;

  ♦ административный  арест; 

  ♦ административное  выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

  ♦ дисквалификация. 

 

   Уголовная  ответственность за экологические  правонарушения выражается в  ограничении прав и свобод  лиц, виновных в совершении  преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

   Составы  экологических преступлений предусмотренных  Уголовным кодексом РФ подразделяются  на три группы:

  -  специальные; 

  -  смежные; 

  -  дополнительные.

   Специальные  составы экологических преступлений  предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, порча земли, незаконная охота, загрязнение вод и  др.).

   К специальным  составам экологических преступлений  относится ряд статей содержащихся  и в других главах Уголовного  кодекса РФ (например, экоцид, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики  и т. д.).

   К смежным  составам экологических преступлений  относятся такие составы, которые  приобретают экологическую окраску  лишь при определенных обстоятельствах,  носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение санитарно-эпидемиологических правил и т. д.

   Дополнительными  составами экологических преступлений  следует считать такие составы,  которые по своей природе не  являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность, превышение должностных полномочий, служебный подлог и др.).

   Уголовный  кодекс РФ за совершение экологических  преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

  = штраф; 

  = обязательные  работы;

  = исправительные  работы;

  = лишение  права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью; 

  = ограничение  свободы; 

  = лишение  свободы на определенный срок и др.

   Уголовная  ответственность за экологические  преступления наступает с шестнадцатилетнего  возраста.

   Имущественная  ответственность за нарушение  законодательства в области охраны  окружающей среды заключается  в наложении на правонарушителя  обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

   Федеральный  закон «Об охране окружающей  среды» устанавливает обязанность  полного возмещения вреда окружающей  среде. 

   Вред  окружающей среде, причиненный  субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

   Общие  основания и порядок привлечения  к имущественной ответственности  устанавливается гражданским законодательством  Российской Федерации. 

   Имущественный  вред, причиненный нарушением норм экологического права, или экологический вред подлежат возмещению причинителем вреда в соответствии с общими нормами гражданского права, а также требованиями экологического законодательства.

   Экологический  вред — это материальный вред, причиненный государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни либо повреждении здоровья человека, утрате природных ресурсов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсации потерпевшим, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты природных ресурсов. Существуют два способа возмещения экологического вреда — путем восстановления поврежденного природного объекта либо при помощи возмещения причиненных убытков в денежной форме.

   Определение  размера ущерба является одним  из сложных элементов процедуры  компенсации. Сложность состоит  в том, что в большинстве  случаев природные объекты не  имеют заранее зафиксированной  цены. Поэтому используется два  способа определения размера ущерба и размера его компенсации.

   Нормативный  или таксовый способ компенсации  вреда решает две задачи —  компенсировать понесенные потери  и наказать причинителя вреда. 

Данный способ применяется в целях компенсации  вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира и лесов. Его смысл состоит в том, что в нормативных правовых актах определяется фиксированная сумма за незаконное использование каждого экземпляра незаконно добытого животного или растения. Таксы учитывают экологическую ценность таких природных объектов и специальные условия их охраны (например, добыча животных в заповедниках).

   Наиболее  распространенным является второй, — калькуляционный способ возмещения  экологического вреда. Его смысл  заключается в том, что применительно к каждому случаю причинения ущерба производится индивидуальный экономический подсчет путем сложения стоимости утерянного или поврежденного имущества.

   Приостановление  или прекращение экологически  вредной деятельности является  особой мерой воздействия на поведение субъектов экологических правоотношений и не относится к мерам юридической ответственности. Решение о приостановлении либо ограничении экологически вредной деятельности применяется по решению должностных лиц органов государственного экологического контроля в случаях, если данная деятельность оказывает или способна оказать вредное воздействие на окружающую среду. Порядок приостановления экологически вредной деятельности установлен административным, гражданским и экологическим законодательством. Прекращение эксплуатации экологически вредных промышленных и иных объектов осуществляется по решению суда по иску государственных контрольных органов, общественных организаций или граждан в порядке, установленным гражданским и экологическим законодательством.

   Таким  образом, исполнение требований  экологического законодательства  обеспечивается широким арсеналом  мер юридической ответственности  и иного правового воздействия,  которые являются важной гарантией  соблюдения правовых экологических требований.

   Вред, причиненный  здоровью и имуществу граждан  негативным воздействием окружающей  среды в результате хозяйственной  и иной деятельности юридических  и физических лиц, подлежит  возмещению в полном объеме.

   Требования  об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экологические правонарушения – это виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Реализация конституционной  нормы об обязанности каждого  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательства.

Важность борьбы с такими правонарушениями обусловила включение  в Уголовный Кодекс РФ целой главы (глава 29) об экологических преступлениях. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

Административная ответственность за правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования наступает за сокрытие или искажение экологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам.

Регулируя в статье 75 виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, Закон «Об охране окружающей среды» называет имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Дисциплинарную  ответственность несут должностные лица, иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (с учетом их трудовой функции или должностного положения).

Уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ, несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Административная ответственность наступает за совершение экологических правонарушений в соответствии с КОаП РФ.

 

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009).
  3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ред. от 14.03.2009).
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ» (ред. от 05.04.2010).
  5. Бриник М.М. О достоинствах нового федерального закона об охране окружающей среды «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. – 2002– №3.
  6. Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Комментарий. – М.: НИА–Природа, РЭФИА, 2002.
  7. Дубовик О.Л. Экологическое право России. – М., 2006.
  8. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М., 2005.

 

1 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 136.

2 Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский В.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев, 1978. С. 10.


Информация о работе Правовые основы охраны окружающей среды