Управление земельными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного проекта является изучение сложившейся системы управления земельными ресурсами муниципального образования и применение основных методов для повышения ее эффективности.

Содержание

Введение 3
1. Природные и социально-экономические ресурсы
муниципального образования
1.1 Природные ресурсы региона 5
1.1.1 Климат 6
1.1.2 Рельеф 6
1.1.3 Почвы 7
1.2 Социально-экономические условия Вольского района 9
1.2.1 Образование 9
1.2.2 Здравоохранение 10
1.2.3 Культура 12
1.2.4 Система социальной защиты населения Вольского района 12
1.2.5 Социально-экономическое развитие Вольского района 2011 – 2012 годы 13
1.3 Структура органов управления 17
1.4 Земельные ресурсы и их использование 22
2. Анализ использования земельного фонда муниципального образования..
3. Применение данных землеустройства, земельного кадастра и мониторинга при управлении земельными ресурсами
3.1 Использование материалов землеустройства 27
3.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами 30
3.3
4. Экономические методы управления земельными ресурсами
4.1 Оборот земель и формирование земельного рынка 31
4.2 Земельные платежи и их использование 34
4.3 Экономическая эффективность мероприятий по управлению земельными ресурсами 36
5. Государственный надзор за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель 39
5.1 Осуществление государственного надзора Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии и ее территориальными органами……………………………………………….
5.2 Эффективность проведения государственного земельного надзора…
Заключение 43
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ламекин.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Получить данные и услуги, связанные с государственным кадастром недвижимости в Саратовской области можно в электронном виде на сайте территориального отделения Росреестра.

Такой подход заметно ускоряет мероприятия, связанные с управлением земельными ресурсами [10].

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка

 В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретает механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами, реализуемый через соблюдение экономических интересов государства, землевладельцев и землепользователей.

Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами формируется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования.

На данном этапе рынок земли в нашей стране только зарождается, и сделки сводятся в основном к купле-продаже земельных участков гражданами. Под рынком земли понимается система экономических отношений между людьми, складывающихся по поводу перехода права владения и распоряжения земельными участками. Рынок земли проявляется в передаче прав собственности при помощи операций купли-продажи, дарения, наследования, залога земли, внесения земельной доли в уставный фонд предприятия и др. Возникновение земельного рынка - закономерный результат приватизации земли. Одной из главных его функций является создание условий для перераспределения земельных участков между землепользователями. Земельный рынок служит важным механизмом передвижения земли от малоэффективных собственников и пользователей к землепользователям, способным использовать землю высокоэффективно. Формирование рынка земли является одной из первоочередных задач государства на современной стадии осуществления земельных преобразований и развития рыночных отношений в стране [1].

Динамика цен на земельные участки в Саратовской области указывает на некоторою стагнацию рынка в 2012 – 2013 годах и рост спроса в 2014.

Рис. 5 – Динамика стоимости земельных участков в Саратовской области

Однако в основном совершаются сделки с землями населенных пунктов. По состоянию на 04.11.2014, за период с начала 2012 года, было совершено 1086 сделок, 4 из них совершались с землями сельскохозяйственного назначения [10].

Рис. 6 – Распределение сделок по категориям земель

Относительно низкую активность в сделках с землями сельскохозяйственного назначения можно объяснить тем, что большая часть таких земель уже находится в частной собственности, в результате приватизации в девяностых годах, а также тяжелым положением фермеров; которое, однако, может улучшиться в результате повышения внутреннего спроса ввиду санкций.

Активность участников сделок с землями населенных пунктов также падает. Это объясняется высоким уровнем заемных средств, которые ввиду санкций дорожают. Следует прогнозировать дальнейший снижение в этом сегменте.

 

Рис. 7 – Распределение сделок по участию в них заемного капитала

Фактор заемных средств оказывает влияние и на сделки с землями сельскохозяйственного назначения, однако в свете антисанкций, фермеры получат дополнительные рынки и возможно окажутся в состоянии погашать возрастающую плату за заемный капитал [10].

 

3.2 Земельные платежи и их использование

Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – платность пользования землей. Основная цель введения платы за землю – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Законодательство РФ предусматривает такие основные формы платы за землю, как земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными актами органов местного самоуправления, в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Размер налога зависит от месторасположения участка и качества земли и не зависит от результата хозяйственной деятельности на земле.

В Вольскском муниципальном районе ставки земельного налога устанавливаются решениями советов муниципальных образований района, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Ставки налога равны:

0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;

- предоставленных (приобретенных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

- приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства;

- предоставленных (приобретенных) для строительства полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса.

0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- приобретенных (предоставленных) для размещения гаражей и автостоянок.

0,9 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- приобретенных (предоставленных) для размещения органов местного самоуправления, объектов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, являющихся муниципальными учреждениями, финансируемыми из бюджета Вольского муниципального района.

1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- используемых для прочих видов разрешенного использования [9].

 

3.3 Экономическая эффективность мероприятий по управлению земельными ресурсами

Грамотно организованное функционирование системы управления земельными ресурсами является решающим фактором эффективного осуществления государственной земельной политики. Эффективность управления земельными ресурсами следует определять в социально-экономической системе с учетом использования первичных (природные и трудовые ресурсы) и вторичных (материальное производство, информационные ресурсы) факторов производства. На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; период времени управления и т. д.

Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов по управлению земельными ресурсами, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность. Экономическая эффективность системы управления земельными ресурсами создается за счет взаимоорганизации системы землепользования и территории регионов, создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориальном размещении, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики управления что, в конечном счете, сказывается на эффективности материального производства регионов и муниципальных образований.

Основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами – значительное увеличение доходной части федерального, регионального и местного бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.

Эффективность системы управления земельными ресурсами обусловлена:

  • соответствием задач управления федеральному и региональному законодательствам;
  • системой взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти;
  • укомплектованностью кадрами органов управления;
  • степенью квалификации специалистов (управленцев и исполнителей);
  • обеспеченностью картографическими материалами необходимого масштаба;
  • наличием данных повсеместной инвентаризации земель, землеустройства кадастра, мониторинга земель и их охраны;
  • уровнем автоматизации ведения процесса управления и ведения государственного земельного кадастра;
  • возможностью адаптации используемых геоинформационных систем к условиям объекта управления [1].

Рассмотрим экономическую эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения в Вольскском районе в разрезе хозяйствующих субъектов. Анализ соотношения собственников земель сельскохозяйственного назначения показал, что в 2012 году в собственности граждан и юридических лиц находилось 155675 га земли из 383979 га земель района. В 2013 это значение выросло до 158405 га.

При этом объемы промышленного производства и сельскохозяйственной продукции также выросли (таблица 2).

Все это на фоне роста других социально-экономических показателей, говорит о том, что приватизация – один из важнейших инструментов в управлении земельными ресурсами и для дальнейшего экономического роста, Вольскому району необходимо наращивать долю частной собственности на недвижимость.

 

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА  СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Функция осуществления государственного земельного контроля предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.  

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

До утверждения соответствующего порядка государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с Положением «О государственном земельном контроле», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689.

На территории Саратовской области государственный земельный контроль осуществляется Управлением Росреестра по Саратовской области.

Должностные лица Управления Росреестра по Саратовской области, к полномочиям которых отнесено исполнение государственной функции по государственному земельному контролю, в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, осуществляют контроль за соблюдением:  

- выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

- порядка переуступки права  пользования землей;

- выполнения требований земельного  законодательства об использовании  земель по целевому назначению  и выполнении обязанностей по  приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- выполнения требований о наличии  и сохранности межевых знаков  границ земельных участков;  

- исполнения предписаний по  вопросам соблюдения земельного  законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

- выполнения иных требований  земельного законодательства по  вопросам использования и охраны  земель в пределах установленной  сферы деятельности.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) должностные лица, осуществляющие государственный земельный контроль, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные:

1. статьей 7.1 КоАП (самовольное занятие  земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности);

Информация о работе Управление земельными ресурсами