Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Земельному праву".
Земельное законодательство находится в теснейшей связи с другими отраслями законодательства, регулирующими использование и охрану иных природных объектов (лесов, вод, недр).
В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям нормы законодательства о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей природной среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
66. Планирование использования земель.
Государственное управление использованием и охраной земель - это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества.
Земли, находящиеся в пределах РФ, составляют земельный фонд страны. Государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану. Государственные органы РФ наделены следующими полномочиями в области управления земельными ресурсами:
организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель;
осуществляют государственный контроль за использованием земель;
разрешают земельные споры.
Основа государственного управления - принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам РФ, органам местного самоуправления. Важной прерогативой государственного управления земельными ресурсами является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет государству:
находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую;
осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.
Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования - основной принцип российского земельного права.
Вторая категория земель - земли населенных пунктов, поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.
Самая большая категория земельного фонда по площади - земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы и др. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.
Государственное управление землями подразделяется на:
общее управление;
отраслевое управление.
Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное собрание, Президента, Правительство РФ.
Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, Федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель.
67. Общая характеристика управления земельными ресурсами.
Управление земельными ресурсами (землями) – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.
Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций и метода воздействия. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер, т.е. оно распространяется на земли (независимо от их категории и прав на конкретный земельный участок) в пределах территории Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Такое управление осуществляют органы общей компетенции: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы специальной компетенции, в частности Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.
Ведомственное (отраслевое) управление земельными ресурсами осуществляется государственными комитетами, федеральными агентствами, федеральными службами (службами), а также в случаях, установленных указами Президента или постановлениями Правительства РФ – министерствами и имеет ведомственный (отраслевой) характер, т.е. распространяется на земли только определенных отраслей народного хозяйства. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления.
Содержание управления земельными ресурсами составляют функции управления, представляющие собой обособленные, основные виды деятельности исполнительных органов по обеспечению рационального использования и охраны земель. Положения земельного законодательства позволяют выделить такие функции управления земельными ресурсами, как:
• ведение государственного земельного кадастра;
• осуществление землеустройства;
• планирование использования земельных ресурсов;
• контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);
• мониторинг земель.
68. Договор мены, договор ренты земельного участка.
Договор ренты земельного участка является новым видом сделок, который был впервые предусмотрен в части второй ГК РФ (1996). По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
Договор ренты земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Договор ренты является реальным договором, т.е. вступает в силу с момента передачи плательщику ренты земельного участка.
Передача земельного участка в собственность плательщику ренты возможна либо за определенную плату, либо бесплатно.
К существенным условиям договора ренты относятся его предмет, который должен быть четко определен в договоре; а также условие, устанавливающее обязанность плательщика ренты предоставить обеспечение исполнения его обязательств или застраховать в пользу получателя ренты риск ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) этих обязательств, если договор ренты предусматривает передачу под выплату ренты денежной суммы или иной движимой вещи (ч. 2 ст. 587 ГК РФ).
Рента обременяет земельный участок, переданный под ее оплату, поэтому в случае отчуждения такого участка плательщиком ренты его обязательства по договору ренты переходят на приобретателя имущества.
С целью дополнительной защиты прав получателя ренты нормы ГК РФ устанавливают, что получатель ренты при передаче под выплату ренты земельного участка в обеспечение обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущество, т.е. получатель ренты, в частности, имеет преимущественное перед другими кредиторами право на удовлетворение своих требований из стоимости переданного плательщику ренты земельного участка.
При заключении договора пожизненного содержания с иждивением плательщик ренты вправе производить отчуждение земельного участка, переданного в обеспечение пожизненного содержания, только с предварительного согласия получателя ренты.
В соответствии с п. 1 ст. 567 Гражданского Кодекса по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Из приведенного определения следует, что данный договор является консенсуальным, возмездным и двусторонним.
В силу договора мены его участники обязуются передать друг другу в собственность определенные вещи (товары), причем каждая из сторон этого договора, приобретая вещь в собственность, вместо уплаты покупной цены в деньгах передает другой стороне иную вещь. Таким образом, каждая из сторон одновременно выступает в качестве продавца в отношении товара, который она обязуется передать другой стороне, и покупателя в отношении товара, который она обязуется принять в обмен. В связи с этим к договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит специальным правилам, установленным для данного договора, и существу мены (п. 2 ст. 567 Гражданского Кодекса).
Объектом договора мены могут быть как движимые вещи, так и недвижимое имущество, например земельные участки, жилые помещения.
Договор мены имеет некоторые специфические черты, вытекающие из его сущности. Так, поскольку в соответствии с ним не происходит уплаты денег за приобретаемый товар, сторонами в договоре может не указываться цена обмениваемых товаров. В таких случаях эти товары предполагаются равноценными, если иное не вытекает из договора (п. 1 ст. 568 Гражданского Кодекса).
Сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах (п. 2 ст. 568 Гражданского Кодекса).
Переход права собственности на обмениваемые товары происходит одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 570 Гражданского Кодекса).