Кормление быков производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В Казахстане уровень образованности населения является одним из главных условий формирования общества и экономики государства, ведущими ресурсами выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Однако ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов, разработке содержания образования и технологий обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

Все эти основные функции  педагогического процесса тесно  связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень  воспитанности, тем эффективнее  обучение, тем выше качество обученности.

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его  успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники  и способов ее применения, твердые  практические навыки и умения, а  также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности. [4]

Принципы профессионального  обучения

Теоретические основы профессионального  обучения базируются на принципах: гуманизации  и демократизации; профессионально-политехническая  направленности соответствия требованиям  современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности  и наглядности; прочности овладения  профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.

Являясь определяющими в  организации и методике профессионального  обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его  целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально  обучения, развитию педагогического  и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к  учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается  творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные  условия для него.

На основании изложенного  можно выделить специфические особенности  процесса профессионального обучения:

  • ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;
  • общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
  • преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;
  • особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;
  • важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;
  • специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства. [5]

 

 

 

1.3 Классификация и структура современных технологий профессионального обучения

 

В современной педагогической практике отсутствует однозначное  толкование понятия «образовательные технологии». Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных внедрению образовательных технологий в педагогический процесс высшей школы показал, что причины разнообразия видов образовательных технологий и многозначность толкования термина связаны с направлениями развития технологического подхода в истории образования.

В настоящее время первый подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Второй подход развивается по следующим направлениям:

1) технологическое совершенствование  и оптимизация организации совместной  деятельности преподавателя и  обучаемого в учебное время  (тенденция обогащения организационно-методической  инструментировки образовательного процесса в достижении образовательных целей);

2) внедрение социальных  технологий в процесс взаимодействия  участников образовательного процесса  как через овладение технологиями  общения, сотрудничества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через самопознание и  самооценку, самообразование со  стороны студентов; 

3) поиск оптимальной системы  средств и условий, обеспечивающих  развитие студентов как субъектов  учения и общения, познания  и саморазвития;

4) реализация технологического  подхода применительно к контрольно-оценочной  составляющей образования. Выделенные  направления все более смыкаются.  Сегодня понятие образовательной  технологии может рассматриваться  широко - как область педагогической науки и как конкретная технология обучения.

Данное утверждение подтверждается и концептуальными положениями  Н.В Бордовская, об иерархичной соподчиненности употребления в образовательной практике понятия «педагогические технологии». [8]

В частности:

- общепедагогический (общедидактический) уровень:

- общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

- частнометодический (предметный) уровень:

- частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

- локальный (модульный) уровень:

- локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности; формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Современные ученые В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др. - характеризуют технологический подход к обучению как описательную, теоретическую и конструктивную, предписывающую схему организуемого процесса. Соответственно технологический подход ориентирует на выделение процедур, которые в совокупности представляют собой воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса в определенной логике. В данном контексте термин «образовательные технологии» рассматривается как система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средство диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Обязательными структурными элементами технологий любого уровня являются:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть  обучения, включающая цели обучения  -

общие и конкретные, содержание учебного материала;

3) процессуальная часть.  Процессуальная часть включает  организацию учебного процесса, методы и формы учебной деятельности  обучаемых, методы и формы работы преподавателя, технологию управления процессом усвоения материала, диагностику образовательного процесса.

Основными признаками технологий, в соответствии с исследованиями. Бордовская, Н.В. [9], являются:

- детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей; использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;

- гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Как видим, на смену отдельным  формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным  на части, приходят целостные образовательные  технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы  сделать учебный процесс полностью  управляемым.

Сравнительный анализ классификаций и подходов ученых показал, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике. Если терминологически фиксируется специфика организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология обучения, технология воспитания, технология управления, технология общения, технология организации самостоятельной деятельности и т.д. Например, к термину «технология» добавляется прилагательное, которое указывает на его специфику. Так появились информационные, коммуникативные, гуманитарные и др. технологии. Связано это с доминирующей целевой направленностью, методом и формой взаимодействия субъектов, обусловлено особенностями и характером деятельности субъектов, а также возможностями образовательной среды. Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной, аудио-видеотехники и Интернета. Коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной работы. Гуманитарные технологии обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых человеку, независимо от уровня получаемого образования и профиля подготовки.

Специалиста, владеющего гуманитарными  технологиями, по определению Г. П. Щедровицкого, отличает умение свободно ориентироваться  в мире людей и знаний, т.е. способность  к навигации и готовность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности.

Подробный анализ классификаций  современных образовательных технологий высшей школы представлен в исследованиях  [11,12] в книге «Современные образовательные технологии». Приведем некоторые из них.

По основным формам организации  образовательного процесса:

  • чтение лекций;
  • проведение практических занятий (семинаров и практикумов);
  • организация самостоятельной образовательной деятельности;
  • организация и проведение консультаций;
  • проведение экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности и др.).

В заключении заметим, что  классификация по основным формам организации  образовательного процесса представляется нам наиболее актуальной для преподавателей высшей школы

2. Активные и  интерактивные формы проведения  занятий

 

2.1 Активные методы  и технологии профессионального  обучения

 

Специфика профессионального  обучения требует выбора и применения

активных методов. Рассмотрим семантику слов «активный» и «метод».

Активный - усиленно действующий (табл.2)

Таблица 2. Описание методов

Деятельность  педагога

Деятельность  обучающегося

  1. Словесные методы

Устное изложение содержательной учебной информации

Мотивационная и целевая  установка,

изложение СУИ (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов.

Слуховое восприятие (слушание) и

осмысление СУИ, сообщаемой педагогом.

Беседа (вопросно-ответный метод)

Мотивационная и целевая установок,

постановка вопросов к  обучающимся,

ответы на вопросы обучающихся,

подведение итогов.

Продумывание ответов (припоминание, сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы  педагога.

 Вопросы к педагогу.

Работа с текстом  книги

Мотивационная и целевая  установка,

определение содержания задания  и

порядка работы обучающихся,

руководство их работой, контроль и

подведение итогов.

Чтение и осмысление текста книги,

выполнение задания (запоминание, срав-

нение, сопоставление, выделение главного,

систематизация, воспроизведение, ответы на контрольные вопросы, конспектирова-

ние):

– под руководством педагога;

– самостоятельно.

2. Наглядно-демонстрационные методы

Демонстрация (наглядных  пособий, видеофильмов, слайдов, опытов, приемов)

Мотивационная и целевая  установка,

определение задания, упражнение с

техническими средствами, практическое

выполнение опытов, приемов  и т.п.

Зрительное восприятие (рассмотрение) пока-

зываемого в целом и по частям. Сравнение,

сопоставление, выделение  и усвоение глав-

ного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы

педагога.

Самостоятельные наблюдения обучающихся

Мотивация и целевая установка,

определение объектов наблюдения,

руководство наблюдениями

обучающихся, подведение итогов.

Наблюдение объектов, явлений, действий в

целом и по частям. Сравнение, сопос-

тавление, выделение главного, обобщение и

т.п. Ответы на вопросы педагога.

 Практические методы

Упражнения

Мотивационная и целевая  установка,

постановка проблемы, определение

работы обучающихся (формулирование

ориентировочной основы деятельности),

руководство работой обучающихся,

контроль, подведение итогов.

Выполнение заданий:

– под руководством педагога;

– по инструкции;

– по алгоритму;

– самостоятельно.

Лабораторно-практические работы

Продолжение таблицы 2

Мотивационная и целевая  установка,

определение содержания и  порядка

работы обучающихся, управление

работой обучающихся, контроль,

подведение итогов.

Выполнение заданий, обработка  результатов,

формулирование выводов:

– под руководством педагога;

– по инструкции;

– самостоятельно.

Информация о работе Кормление быков производителей