Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа
В Казахстане уровень образованности населения является одним из главных условий формирования общества и экономики государства, ведущими ресурсами выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Однако ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов, разработке содержания образования и технологий обучения.
Конструктивистская работа требует, чтобы личности объединили свои
предшествующие и новые знания и участвовали в широком обсуждении,
необходимом для доказательства присвоения знания и глубокого понимания.
Признается, что знания созданы людьми под влиянием их ценностей, культур и предшествующего опыта, таким образом, разнообразие играет основную роль в стимулировании мыслительной деятельности. Внедрение активных методов в процесс профессиональной подготовки позволяет вовлечь в той или иной мере всех членов группы. При работе в группе снимается закрепощенность, скованность, традиционность поведения студентов. Работа в малых группах является более продуктивной, так как каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Такое обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
При работе в группе с использованием активных методов обучения
студенты должны уметь:
1) получить и оценить информацию;
2) принимать участие в обсуждении информации;
3) принимать решения, касающиеся проблем;
4) уметь сообщать свои идеи другим членам группы;
5) сотрудничать, работать с другими членами группы для достижения
общих целей. [29]
Использование активных методов, как показывает практика, снимает
нервную нагрузку, дает возможность менять виды деятельности, переклю-
чать внимание на узловые вопросы темы занятий. Однако при использовании
активных методов обучения преподавателями часто могут нарушаться
некоторые правила. Чтобы не погасить активность студентов, преподаватель не должен: превращать дискуссию в контрольный опрос студентов;
давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение; подавлять аудиторию лекторским многословием;
занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно
правильные ответы на все вопросы; помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является студент: нужно ждать активности от него, а не самого преподавателя, который выступает в роли консультанта, а не лектора, руководителя дискуссии и ее более компетентного, но равноправного участника.
Заключение
Представленные в пособии способы активизации познавательной деятельности обучающихся, основанные на активных и интерактивных формах проведения занятий, вполне соотносимы с известными и описанными в литературе образовательными технологиями. Однако данные формы обучения могут быть в значительной степени расширены. Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттенки. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-третьих, многие из перечисленных технологий составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только целиком, но и частично.
Необходимо отметить, что высшее образование, которое нередко воспринимается как некая услуга, на самом деле имеет несомненную специфику, которая состоит в том, что конечный продукт - способность к профессиональной деятельности - формируется при непосредственном участии обучающегося и поэтому в решающей степени зависит от усилий самого студента.
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.
Значит, выступает проблема
формирования таких качеств мышления,
которые позволили бы студенту самостоятельно
усваивать постоянно
Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.
Активные методы обучения
создают условия для
Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Список использованной литературы
1. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
2. Антипова, М. В. Формы
организации обучения Форма
3. Антонец, В.Н. Деловые игры и игровые упражнения в подготовке и переподготовке инженеров-строителей: учеб.-метод. пособие / В.Н.Антонец. –Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2001. – 236 с.
4. Актуальные проблемы
дидактики высшей школы:
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2008. – 254 с.
6. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя / Б. Ц. Бадмаев. – М.:ВЛАДОС, 2000 – 240 с.
7. Беспалько, В. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В. – М.: Педагогика,2007. – 182 с.
8. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие / Н.В. Бордовская . – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 – 384 с.
9. Борисова, Н.В. Образовательные
технологии как объект
10. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Технология организации и оформления научно-исследовательских работ: учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: изд-во УЦ «Перспектива», 2011. – 102 с.
11. Вербицкий, А.А.
12. Вербицкий, А.А. Активное
обучение в высшей школе:
13. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев // Директор школы. – М. – 2006. – Вып.4. – 192 с.
14. Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно-исследовательская работа студента: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 72с.
15. Дьяченко, М.И. психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Тесей, 2003. – 352.
16. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс, 2003. - 284с.
17. Интеграционные процессы
и гуманитарные технологии: междисциплинарный
аспект исследования научного
образования в европейских
18. Интеграция научной,
прикладной, социокультурной составляющих
подготовки студентов
19. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. – М.: Знание, 2002. – 187 с.
20. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. –Рига: НЦП "Эксперимент", 1995 – 176 с.
21. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов ; Воен. инж.-техн. ун-т. - СПб. : ВИТУ, 2005. - 308 с.
22. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов - на - Дону: изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
23. Новые технологии обучения. Деловые игры: методическое пособие / под ред. Н.В.Борисовой. – М., 2007. – 208 с
24. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008. – 176с.
25. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
26. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие / А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128с.
27. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. – М.:Академия, 2005. – 272с.
28. Портфолио студента
образовательного учреждения
29.