Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 06:53, контрольная работа
Актуальность темы такова, в контексте современных исследований феномен конкретного обобщения можно рассматривать как функциональные блоки систематизированной информации о действиях, тождестве и многом другом, хранящиеся в памяти. Согласно существующей гипотезе, избирательное использование информации таких блоков является основанием для формирования переноса, инсайта, экстраполяции и т.д., предоставляя резервную информацию для формирования оптимальных стратегий поведения. Данное гипотетическое положение требует уточняющего рассмотрения в контексте взглядов и тестов на мышление животных, и конкретно операций обобщения и абстрагирования этого уровня. Исследование рассудочной деятельности животных тесно связано с проблемой происхождения психической деятельности человека в процессе эволюции
Введение……………………………………………………………………3
Допонятийное обобщение и довербальные понятия в сравнительном исследовании………………………………………………………….11
Исследования обобщения и абстрагирования, тесты, уровневые оценки показателей……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………24
Контрольная работа
Предмет: Зоопсихология
ТЕМА: Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Элементарное мышление (рассудочная деятельность) - наиболее сложная форма поведения животных. Синтез классических работ и новейших данных в этой области, полученных зоопсихологами, физиологами высшей нервной деятельности и этологами позволил современной науке точнее оценить возможности мышления животных, степень развития элементарного мышления у представителей разных видов, степень его близости к мышлению человека.
Актуальность темы такова, в контексте современных исследований феномен конкретного обобщения можно рассматривать как функциональные блоки систематизированной информации о действиях, тождестве и многом другом, хранящиеся в памяти. Согласно существующей гипотезе, избирательное использование информации таких блоков является основанием для формирования переноса, инсайта, экстраполяции и т.д., предоставляя резервную информацию для формирования оптимальных стратегий поведения. Данное гипотетическое положение требует уточняющего рассмотрения в контексте взглядов и тестов на мышление животных, и конкретно операций обобщения и абстрагирования этого уровня. Исследование рассудочной деятельности животных тесно связано с проблемой происхождения психической деятельности человека в процессе эволюции. Представления о зачатках мышления животных и об уровнях его сложности всегда были предметом дискуссии и до сих пор продолжают вызывать разногласия. Вместе с тем к настоящему времени накоплено огромное количество фактов, которые убедительно свидетельствуют о том, что некоторые формы элементарного мышления имеются у достаточно широкого круга позвоночных. У ближайших родственников человека — человекообразных обезьян — в той или иной степени присутствуют элементы всех наиболее сложных когнитивных функций человека: обобщения, абстракции, усвоения символов, а также преднамеренности коммуникаций и самоузнавания.
Весь комплекс современных знаний о мышлении животных оформился в результате усилий специалистов разных направлений, первоначально зоопсихологов и сравнительных психологов, которые заложили основы представлений об интеллекте животных еще в начале прошлого века. В последнее десятилетия прошлого века появились многочисленные монографии, посвященные разным аспектам высших когнитивных функций и мышления животных (Domjan, 1993; Manning, Dawkins, 1998; Pearce, 1998).
Разработаны методические приемы, использование которых привело к современному пониманию проблемы разума животных (тесты на элементарную рассудочную деятельность животных, предложенные Л. В. Крушинским, выбор по образцу, обучение обезьян языкам-посредникам и др.). Особое внимание уделяется тем конкретным ситуациям, когда поведение животного выходит за рамки выполнения наследственно обусловленной видоспецифической программы или использования результатов той или иной формы индивидуального опыта.
Цель работы: рассмотреть уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным.
К началу 70-х годов XX в. сформировались экспериментальные подходы, позволившие проводить систематические сравнительные исследования рассудочной деятельности животных. Их особенностью было использование животных большого числа видов в стандартных условиях с применением единых, стандартных тестов, результаты которых доступны точной количественной оценке. Это позволяло сопоставлять показатели решения теста животными разных таксономических групп и анализировать специфику механизмов (стратегии), лежащих в основе решения такой задачи.
Группа тестов анализирует способности животных к обобщению и абстрагированию. Данные выявили градации этих способностей у животных разного уровня организации и показали сходный характер различий между разными таксономическими группами.
Критерием для определения уровней обобщения, доступных животным, может быть степень разнообразия стимулов (или «диапазон отличий»), на которые они положительно реагируют в тесте на перенос (т.е. «узнают» обобщенный признак). По мнению ряда авторов, на основе этого критерия можно надежно выделить по крайней мере два основных уровня обобщения, доступных животным, - «допонятийный» и «довербально-понятийный». Допонятийное обобщение - это именно тот уровень, который доступен большинству животных и который выявляется обычными методиками. На основе процессов обобщения и абстрагирования у животных могут формироваться также довербальные понятия. Это означает способность к более высокому уровню обобщения, когда информация хранится в более отвлеченной форме.
Когнитивные способности, благодаря которым мышление выступает как обобщенное и опосредованное отражение действительности, включает следующие операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование.
Обобщение и абстрагирование обеспечивают ту сторону мышления животных, которая не связана с экстренным решением новых задач, а основана на способности в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений.
Это обеспечивает возможность не только реагировать на конкретные признаки единичных предметов и явлений, усвоенные в процессе обучения, но и создает основу для адекватных реакций в новой ситуации, при появлении новых стимулов или событий того же класса. Операция обобщения тесно связана с функциями памяти. По мнению Л. А. Фирсова (1993), «феномен конкретного обобщения можно рассматривать как функциональные блоки систематизированной информации о предметах, явлениях, действиях, отношениях, тождестве и многом другом, хранящиеся в аппаратах памяти»1.
Обобщение - мысленное выделение наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий; переход от единичного к общему. Благодаря операции сравнения поступающей информации с хранящейся в памяти (в данном случае с понятиями и обобщенными образами) животные могут совершать адекватные реакции в новых ситуациях.
Абстрагирование отражает другое свойство мыслительного процесса - независимость сформированного обобщения от второстепенных, несущественных признаков. И. М. Сеченов (1935) образно определял эту операцию как «удаление от чувственных корней, от конкретного образа предмета, от комплекса вызываемых им непосредственных ощущений»2.
Вопрос о психофизиологических механизмах, лежащих в основе выполнения указанных операций, пока еще далек от разрешения. В качестве рабочей гипотезы можно принять постулированное Л. А. Фирсовым (1982; 1993) подразделение процессов обучения на первичные и вторичные.
Первичное обучение - процесс ассоциативный, связанный с формированием конкретных реакций на конкретные раздражители. Он предусмотрен процедурой эксперимента и контролируется с помощью подкрепления. В отличие от него вторичное обучение - процесс когнитивный, основанный на формировании мысленных представлений (образов). Он происходит одновременно с первым и обеспечивает дополнительную переработку информации, получаемой в ходе первичного обучения.
Благодаря вторичному обучению предметы и явления мысленно группируются (объединяются) по общим для них свойствам, что и составляет сущность операции обобщения.
Способность к обобщению и абстрагированию зависит от возраста животного, его индивидуальных особенностей, а также от уровня филогенетического развития данного вида.
Способность к обобщению и абстрагированию и формированию довербальных понятий это «одно важнейших проявлений зачатков мышления животных, возможно, именно эта форма высшей нервной деятельности составляет первооснову других проявлений мышления.
Способность к обобщению и абстрагированию — это умение животного в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений.
Способность предвидеть результаты собственных действий отмечается у ряда авторов, исследовавших разумные элементы в целостном поведении животных в естественных или близких к ним условиях. Этот вид высшей нервной деятельности, а также способность к активному оперированию следовыми образами и планированию действий отмечают Панов, 1983; Фирсов, 1987 и некоторые зарубежные исследователи.
«Основой для изучения операций обобщения и абстрагирования в экспериментах на животных служат два основных методических подхода: выработка дифференцировочных УР (условных рефлексов), обучение выбору по образцу.
Изучение этих операций основано на некоторых общих принципах. Например, используют такие варианты предъявления стимулов:
-животному предоставляют альтернативный выбор из двух стимулов:
один из них подкрепляется (S+), а другой не подкрепляется (S—);
при множественном выборе для сравнения с образцом (или при выработке дифференцировки) предлагается несколько стимулов, один из которых положительный, а несколько — «отрицательных», т.е. неподкрепляемых стимулов»3.
Предъявление раздражителей может быть:
одновременным, когда оба дифференцировочных стимула или же образец и оба стимула для выбора, сразу попадают в поле зрения животного;
или последовательным, когда стимулы для различения (диффе-ренцировочные) предъявляют по очереди; в случае если проводят обучение выбору по образцу, то сначала предъявляют образец, а затем — стимулы для выбора.
Используются режимы обучения, применяемые в исследованиях способности животных к обобщению и абстрагированию. Согласно первому, дифференцировочный УР или реакцию выбора по образцу вырабатывают с использованием одной определенной пары (или немногих пар) стимулов.
«Например, КУБ (+) делают подкрепляемым, т.е. положительным стимулом, а ШАР (-) — неподкрепляемым, т.е. отрицательным (причем оба окрашены одинаково). Когда животное достигает условного критерия правильных реакций (выбирает КУБ не менее чем в 80% случаев в 30 предъявлениях подряд), можно считать, что у него сформировался УР дифференцирования данных фигур по признаку формы»4.
Сходным образом при обучении выбору по образцу на этом первом этапе также используется одна пара (или ограниченное число пар) стимулов. При этом вырабатывается частное правило выбора одного из них по сходству с данным образцом. Если образец — КУБ, то выбирать надо КУБ, а не ШАР;
если образец ШАР, то выбирать надо ШАР, а не КУБ.
Второй режим называют режимом систематического варьирования второстепенных параметров стимулов. Он направлен не на выработку конкретных реакций на конкретные стимулы, а на выявление общего для многих стимулов признака и формирование единого (отвлеченного) правила выбора. При использовании этого режима животному с самого начала обучения предъявляют не одну пару стимулов, а целый их набор (set), и они различаются по всем второстепенным параметрам, кроме основного признака, подлежащего обобщению.
Например, при выработке упомянутой выше дифференцировки можно использовать не одни и те же КУБ и ШАР до достижения критерия, а несколько пар таких фигур, так что каждая может отличаться от предыдущей по размеру, цвету, фактуре.
Этот прием оказался особенно плодотворным при формировании у животных обобщения по относительным признакам («больше», «соответствие», «число»).
Например, чтобы добиться обобщения признака «больше», с самого начала чередуют 20 пар стимулов-карточек, на каждой из которых изображено по нескольку элементов разной формы, цвета и т.п., причем на одной их количество всегда больше, чем на другой. Чтобы животное при обучении не ориентировалось на какие-то другие признаки (кроме изучаемого), набор стимулов и порядок их применения тщательно планируются заранее.
Доступный животным уровень обобщения может существенно варьировать в зависимости от многих факторов. Степень обобщения того или иного признака можно оценить и качественно, и количественно, используя ряд приемов и критериев.
Переносом на новые стимулы других категорий – метод, которым исследуют способность животных к более высокому уровню обобщения, т.е. к пониманию того, что признак может относиться к более «общей» категории.
Для изучения способности птиц к обобщению по признаку «сходство» их сначала обучали выбору по образцу стимулов (предметов) разного цвета, а в тесте на перенос использовали карточки, поверхность которых была покрыта разным типом штриховки (Wilson, 1985). Оказалось, что в этом случае галки справились с тестом на перенос при первых же предъявлениях новых стимулов. Это означает, что у них произошло успешное обобщение признака «сходство», они смогли сформировать единое правило выбора, общее для разных категорий признаков. Они абстрагировались от конкретных особенностей стимулов.
Информация о работе Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным