Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:54, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель курсового проекта – повышение эффективности деятельности национальной судоходной компании путем проектного анализа программы пополнения флота.
Для достижения поставленной цели в работе решали следующие задачи:
анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков;
обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании;
определение возможных вариантов эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового рынка.
Исходные данные 2
Введение 4
Анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков 6
Судоходные компании и специализация их управленческой деятельности 6
Инвестиционная политика компании как одно из основных направлений управленческой деятельности 13
Финансирование инвестиционной деятельности судоходных компаний 15
Описание заданных направлений перевозок, условий финансирования и сведений про суда-претенденты. 19
Обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании. 24
Определение возможных вариантов эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового рынка 42
Выводы и предложения 45
Список литературы 46
СОДЕРЖАНИЕ
Исходные данные 2
Введение 4
Выводы и предложения 45
Список литературы 46
Актуальность темы курсового проекта. В настоящий момент наблюдаются негативные тенденции на мировом рынке морских перевозок грузов такие, как: сокращение общего числа судов и тоннажа, контролируемого непосредственно судовладельцами; стремление судовладельцев к строительству судов, регистрации судов и судоходного бизнеса за рубежом; активное старение флота; некоторое несоответствие специализаций и мощностей торговых портов структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков. Безусловно отмеченные мировые тенденции в полной мере характерны и для Украины в частности.
За последние годы Украина практически утратила статус морской державы. Сегодня национальный флот Украины находится в критическом состоянии. Средняя вместимость судов не превышает 1500 р. т., т.е. украинский флот – малотоннажный. Доля судов под украинским флагом во внешнеторговых перевозках не превышает 4-5%. Возрастная структура украинского торгового флота свидетельствует, что наблюдается перспектива его значительного сокращения в ближайшие годы: более 62% судов имеют возраст 20 и более лет. Очевидно, что украинский флот на грани исчезновения. Поэтому сегодня проблема пополнения отечественного торгового флота особенно актуальна.
Цель и задачи исследования. Цель курсового проекта – повышение эффективности деятельности национальной судоходной компании путем проектного анализа программы пополнения флота.
Для достижения поставленной цели в работе решали следующие задачи:
Теоретической базой исследования является нормативно-законодательная база Украины, статистические данные судоходных компаний, научно-практические разработки отечественных и зарубежных авторов, публикации периодических профессиональных изданий.
Методическая база
Практическое значение полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы для поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности судоходных компаний.
1.АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЛОТА
СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ И
1.1. Судоходные компании
и специализация их
Деятельность всех предприятий морского судоходства подразделяется на следующие виды: судовладение и эксплуатация флота, техническое обеспечение флота, судостроение.
Численность таких предприятий в мире в зависимости от специализации вида их деятельности приведена в табл.1.1.
Таблица 1.1
Специализация предприятий морского судоходства
Вид основной деятельности |
Специализация |
Число предприятий |
Судовладение и |
Судовладельцы и операторы |
2900 |
эксплуатация флота |
Брокерская деятельность |
280 |
Техническое |
Судовой менеджемент |
500 |
обеспечение флота |
Классификационные общества |
18 |
Консультанты и сюрвееры |
530 | |
Судостроение |
Судостроение и судоремонт |
850 |
Производство двигателей |
170 | |
Вспомогательное оборудование |
1370 |
Видно, что наибольшее распространение получили компании-судовладельцы и операторы, основной вид деятельности которых сводится к эксплуатации собственного и (или) взятого под управление тоннажа.
Состояние судоходной компании с точки зрения наличного тоннажа и его технико-эксплуатационных характеристик; результатов коммерческой деятельности, заключенных контрактов и соглашений, предопределяет направления ее основной деятельности, среди которых следует выделить:
Управление флотом - сфера деятельности, связанная со многими рисками. Источниками неопределенности в деятельности судоходной компании выступает изменяющееся состояние рынка, возникающее на этой основе изменение фрахтовых ставок и стоимости тоннажа, и, следовательно, сложности с прогнозированием финансовых показателей.
За основной фактор, определяющий состояние мирового судоходства, принимается состояние мировой экономики, в первую очередь показатель валового национального продукта ведущих стран. В соответствии с ним рассчитывается суммарная масса продукции, требующей морской транспортировки. Таким образом, формируется спрос на продукцию морского транспорта. Предложение складывается из суммарного тоннажа морского флота с учетом его производительности. Уровень фрахтовых ставок определяется соотношением спроса и предложения, а также колебаниями мировых цен на бункер и рядом других причин.
Состояние мирового фрахтового рынка, выражающееся в изменении спроса и предложений на тоннаж, непосредственно затрагивает направления основной деятельности судоходной компании.
А именно:
Сформулируем отличительные особенности различных направлений основной деятельности судоходной компании (табл.1.2).
Таблица 1.2
Отличительные особенности различных направлений основной деятельности судоходной компании
Преимущества |
Недостатки |
ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОГО СУДНА | |
Полный контроль со стороны судовладельца. Передовая технология. Перспектива длительной работы. Перспектива получения высоких прибылей. |
Полная ответственность судовладельца. Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств. Наличие постоянных расходов вне зависимости от занятости судна. Высокая стоимость. |
ПРИОБРЕТЕНИЕ СУДНА, БЫВШЕГО В ЭКСПЛУАТАЦИИ | |
Низкая стоимость. Полный контроль со стороны судовладельца. |
Более высокие постоянные расходы вне зависимости от занятости судна. Более короткий период службы. Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств. |
ФРАХТОВАНИЕ В БЕРБОУТ-ЧАРТЕР | |
Полный контроль со стороны фрахтователя в течение договора. |
Долгосрочность контракта, невозможность учета изменений рынка. Обычно оплата всей стоимости судна в течение договора с последующим переходом в собственность фрахтователя. |
Наличие постоянных расходов вне зависимости от занятости. Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств. | |
ФРАХТОВАНИЕ В ТАЙМ-ЧАРТЕР | |
Фиксированная фрахтовая ставка. Период времени определяется самим фрахтователем. Отсутствие постоянных расходов. |
Долгосрочность контракта, возможность просчетов из-за изменения состояния рынка. В большинстве случаев отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств. |
ФРАХТОВАНИЕ НА РЕЙС | |
Возможность гибкого учета состояния рынка и подбора клиентуры. Защита от форс-мажорных обстоятельств. Отсутствие постоянных и переменных расходов. |
Эпизодичность договора. Увеличение ответственности за качество перевозки. Расходы по демереджу. |
Поскольку морской транспорт обеспечивает достаточно широкий перечень услуг, в рамках единого судоходного рынка можно выделить его отдельные составляющие - локальные рынки, формируемые соотношением спроса и предложения на специализированную продукцию. Так, например, требования к пассажирским судам существенно отличаются от требований к грузовым, хотя возможны отдельные случаи, когда одно и то же судно может удовлетворять всем ограничениям одновременно. Грузовой тоннаж узкой специализации, такой как танкерный либо рефрижераторный, по сути образует самостоятельные локальные рынки. Более того, эксплуатация флота в различных организационных формах судоходства - трамповой, в форме последовательных рейсов или линейной - также порождает относительно самостоятельные, но частично пересекающиеся рынки, каждый со своим соотношением спроса и предложений.
Трамповое судоходство и работа последовательными рейсами оказываются более конкурентоспособными при перевозках крупных партий грузов, линейное - при наличии большого числа мелких. Однако их работа не является независимой. Частичное пересечение возможно в периоды понижения фрахтовых ставок, когда линейные перевозчики преимущественнее фрахтуют суда с трампового рынка для линейной работы в целях расширения своего тоннажа, чем реализуют в этих целях инвестиционные программы. Аналогично, почти всякий новый вид линейного сервиса начинается с фрахтования судов компанией, желающей утвердиться на рынке и стать конкурентоспособной с ранее зарекомендовавшими себя линейными перевозчиками. В конце концов, трамповые и линейные перевозчики могут выступать конкурентами на одних и тех же грузопотоках.
Собственный флот компании может варьироваться в значительных пределах - от одного судна до нескольких сотен, как это имеет место у компаний-гигантов.
Особенностью судоходных компаний в течение последних десятилетий является также устойчивая тенденция их укрупнения. Такое положение выступает следствием целого ряда объективных факторов, характеризующих состояние судоходного рынка. А именно:
Современное состояние торгового флота Украины
С момента провозглашения независимости, Украина обрела довольно значительную часть советского морского комплекса, однако вместе со столь значительным потенциалом ей достались и не менее значительные проблемы: у судоходных компаний не было средств на обновление флота; они оказались не подготовлены к жесткой конкуренции на фрахтовом рынке. В результате суда начали простаивать в портах, что ускорило их естественное старение.