Анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель курсового проекта – повышение эффективности деятельности национальной судоходной компании путем проектного анализа программы пополнения флота.
Для достижения поставленной цели в работе решали следующие задачи:
анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков;
обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании;
определение возможных вариантов эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового рынка.

Содержание

Исходные данные 2
Введение 4
Анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков 6
Судоходные компании и специализация их управленческой деятельности 6
Инвестиционная политика компании как одно из основных направлений управленческой деятельности 13
Финансирование инвестиционной деятельности судоходных компаний 15
Описание заданных направлений перевозок, условий финансирования и сведений про суда-претенденты. 19
Обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании. 24
Определение возможных вариантов эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового рынка 42
Выводы и предложения 45
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по па111.docx

— 196.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Исходные данные           2

Введение            4

    1. Анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков    6
    2. Судоходные компании и специализация их управленческой деятельности           6
    3. Инвестиционная политика компании как одно из основных направлений управленческой деятельности     13
    4. Финансирование инвестиционной деятельности судоходных компаний          15
    5. Описание заданных направлений перевозок, условий финансирования и сведений про суда-претенденты.   19
  1. Обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании.           24
  2. Определение возможных вариантов эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового рынка         42

Выводы и предложения         45

Список литературы          46

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового проекта. В настоящий момент наблюдаются негативные тенденции на мировом рынке морских перевозок грузов такие, как: сокращение общего числа судов и тоннажа, контролируемого непосредственно судовладельцами; стремление судовладельцев к строительству судов, регистрации судов и судоходного бизнеса за рубежом; активное старение флота; некоторое несоответствие специализаций и мощностей торговых портов структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков. Безусловно отмеченные мировые тенденции в полной мере характерны и для Украины в частности.

За последние годы Украина практически утратила статус морской державы. Сегодня национальный флот Украины находится в критическом состоянии. Средняя вместимость судов не превышает 1500 р. т., т.е. украинский флот – малотоннажный. Доля судов под украинским флагом во внешнеторговых перевозках не превышает 4-5%. Возрастная структура украинского торгового флота свидетельствует, что наблюдается перспектива его значительного сокращения в ближайшие годы: более 62% судов имеют возраст 20 и более лет. Очевидно, что украинский флот на грани исчезновения. Поэтому сегодня проблема пополнения отечественного торгового флота особенно актуальна.

Цель и задачи исследования. Цель курсового проекта – повышение эффективности деятельности национальной судоходной компании путем проектного анализа программы пополнения флота.

Для достижения поставленной цели в работе решали следующие задачи:

  • анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков;
  • обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании;
  • определение возможных вариантов эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового рынка.

Теоретической базой исследования является нормативно-законодательная база Украины, статистические данные судоходных компаний, научно-практические разработки отечественных и зарубежных авторов, публикации периодических профессиональных изданий.

Методическая база

  • методы статистического анализа структуры и динамики флота Украины;
  • методы проектного анализа (расчет современной стоимости проекта – NPV, расчет показателя внутренней нормы доходности - IRR, расчет срока окупаемости - PP).

Практическое значение полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы для поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности судоходных компаний.

 

1.АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЛОТА  СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ И ПЕРСПЕКТИВ  ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ  ЗАДАННЫХ ГРУЗОПОТОКОВ.

1.1. Судоходные компании  и специализация их управленческой  деятельности.

Деятельность всех предприятий морского судоходства подразделяется на следующие виды: судовладение и эксплуатация флота, техническое обеспечение флота, судостроение.

Численность таких  предприятий  в мире в зависимости от специализации вида их деятельности приведена в табл.1.1.

Таблица 1.1

Специализация предприятий  морского судоходства

Вид основной деятельности

Специализация

Число

предприятий

Судовладение и

Судовладельцы и операторы

2900

эксплуатация флота

Брокерская деятельность

280

Техническое

Судовой менеджемент

500

обеспечение флота

Классификационные общества

18

 

Консультанты и сюрвееры

530

Судостроение

Судостроение и судоремонт

850

 

Производство двигателей

170

 

Вспомогательное оборудование

1370


 

Видно, что  наибольшее  распространение получили компании-судовладельцы и операторы, основной вид деятельности которых сводится  к  эксплуатации собственного и (или) взятого под управление тоннажа.

Состояние судоходной компании с точки зрения наличного тоннажа и его технико-эксплуатационных характеристик; результатов коммерческой деятельности,  заключенных контрактов и соглашений, предопределяет направления ее основной деятельности, среди которых следует выделить:

  • управление флотом на перевозках в соответствии с принятыми организационными  формами  последних  (трамповыми,  в форме последовательных рейсов, линейными),
  • управление структурным составом флота с  позиций  его возраста и специализации.

Управление флотом - сфера  деятельности, связанная  со многими рисками. Источниками неопределенности в деятельности судоходной компании выступает изменяющееся состояние  рынка, возникающее на этой основе изменение фрахтовых ставок и стоимости тоннажа, и, следовательно, сложности с прогнозированием финансовых показателей.

За основной фактор, определяющий состояние мирового судоходства, принимается состояние мировой экономики, в первую очередь показатель валового национального продукта ведущих стран. В соответствии с ним рассчитывается суммарная масса продукции, требующей морской транспортировки. Таким образом, формируется спрос на продукцию морского транспорта. Предложение складывается из суммарного тоннажа морского флота с учетом его производительности. Уровень фрахтовых ставок определяется соотношением спроса и предложения, а также колебаниями мировых цен на бункер и рядом других причин.

Состояние мирового фрахтового рынка, выражающееся в изменении спроса и предложений на тоннаж, непосредственно затрагивает направления основной деятельности судоходной компании. 

А именно:

  • изменяются требования к возрастной структуре и технико-эксплуатационным характеристикам судов, что требует своевременного и целесообразного обновления флота;
  • изменяется объем и структура грузопотоков, и в связи с этим складывается ситуация с избыточностью или недостатком собственного тоннажа.

Сформулируем отличительные особенности различных направлений основной деятельности судоходной компании (табл.1.2).

Таблица 1.2

Отличительные особенности различных направлений основной деятельности судоходной компании

Преимущества 

Недостатки

ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОГО СУДНА

Полный контроль со стороны судовладельца.

Передовая технология.

Перспектива длительной работы.

Перспектива получения высоких прибылей. 

Полная ответственность судовладельца. 

Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.

Наличие постоянных расходов вне зависимости от занятости судна.

Высокая стоимость.


 

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ СУДНА, БЫВШЕГО В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Низкая стоимость.

Полный контроль со стороны судовладельца.

Более высокие постоянные расходы

вне зависимости от занятости судна.

Более короткий период службы.

Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.

ФРАХТОВАНИЕ В БЕРБОУТ-ЧАРТЕР

Полный контроль со стороны фрахтователя в течение договора.

Долгосрочность контракта, невозможность учета изменений рынка.

Обычно оплата всей стоимости судна в течение договора с последующим переходом в собственность фрахтователя.

 

Наличие постоянных расходов вне зависимости от занятости. Отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.

ФРАХТОВАНИЕ В ТАЙМ-ЧАРТЕР

Фиксированная фрахтовая ставка. Период времени определяется самим фрахтователем.

Отсутствие постоянных расходов.

Долгосрочность контракта, возможность просчетов из-за изменения состояния рынка.

В большинстве случаев отсутствие защиты от форс-мажорных обстоятельств.

ФРАХТОВАНИЕ НА РЕЙС

Возможность гибкого учета состояния рынка  и подбора клиентуры.

Защита от форс-мажорных обстоятельств.

Отсутствие постоянных и переменных расходов.

Эпизодичность договора.

Увеличение ответственности за качество перевозки.

Расходы по демереджу.


 

Поскольку морской транспорт обеспечивает достаточно широкий перечень услуг,  в рамках  единого  судоходного  рынка можно выделить его отдельные составляющие - локальные рынки, формируемые соотношением спроса и предложения на специализированную продукцию. Так, например, требования к пассажирским судам существенно отличаются от требований к грузовым,  хотя возможны отдельные  случаи,  когда  одно и то же судно может удовлетворять всем ограничениям одновременно.  Грузовой тоннаж узкой специализации, такой как танкерный либо рефрижераторный, по сути образует  самостоятельные  локальные  рынки. Более того, эксплуатация флота в различных организационных формах судоходства - трамповой,  в  форме  последовательных рейсов или линейной - также порождает относительно самостоятельные, но частично пересекающиеся рынки,  каждый со  своим соотношением спроса и предложений.

Трамповое судоходство и работа последовательными рейсами оказываются более  конкурентоспособными  при  перевозках крупных партий грузов, линейное - при наличии большого числа мелких. Однако их работа не является независимой. Частичное пересечение  возможно  в периоды понижения фрахтовых ставок, когда линейные перевозчики преимущественнее фрахтуют суда  с трампового рынка для линейной работы в целях расширения своего тоннажа, чем реализуют в этих целях инвестиционные программы. Аналогично, почти всякий новый вид линейного сервиса начинается с фрахтования судов  компанией,  желающей  утвердиться на рынке и стать конкурентоспособной с ранее зарекомендовавшими себя линейными  перевозчиками.  В  конце концов,  трамповые  и  линейные  перевозчики могут выступать конкурентами на одних и тех же грузопотоках.

Собственный флот компании может варьироваться в  значительных пределах - от одного судна до нескольких сотен,  как это имеет место у компаний-гигантов.

Особенностью судоходных  компаний  в  течение последних десятилетий является  также устойчивая тенденция  их укрупнения. Такое положение выступает следствием целого ряда объективных  факторов,  характеризующих  состояние  судоходного рынка. А именно:

  • Увеличение основного капитала компании  расширяет  ее возможности в инвестиционной деятельности. Значительные вклады в инвестиционные программы в  области  судоходства  недоступны компаниям малого и среднего бизнеса, в то время как возрастная структура мирового торгового флота требует особой активности в этом направлении.
  • Падение уровня фрахтовых ставок приводит к уменьшению доходов по отдельным рейсам, в то время как постоянные и переменные расходы имеют общее направление роста, связанное с увеличением грузоподъемности  эксплуатируемого тоннажа, ростом периода службы судов. Крупные операторы могут более эффективно использовать технико-эксплуатационные особенности судов для нужд конкретной перевозки в целях повышения  своих доходов.
  • Конкурентоспособность компаний возрастает, обеспечивается больший охват рынка, а, следовательно, большее привлечение заказов  на  перевозки,  которые мелкие операторы не в состоянии охватить из-за своих ограниченных мощностей.

 

 

 

 

Современное состояние торгового флота Украины

С момента провозглашения независимости, Украина обрела довольно значительную часть советского морского комплекса, однако вместе со столь значительным потенциалом ей достались и не менее значительные проблемы: у судоходных компаний не было средств на обновление флота; они оказались не подготовлены к жесткой конкуренции на фрахтовом рынке. В результате суда начали простаивать в портах, что ускорило их естественное старение.

Информация о работе Анализ структуры флота судоходной компании и перспектив его использования для освоения заданных грузопотоков