Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:16, реферат
Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
3. привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;
4. проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
5. провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
6. разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты инвестиционной
привлекательности предприятия
1.1 Инвестиции и их классификации………………………………………….
1.2 Инвестиционные проекты…………………………………………………..9
1.3 Источники финансирования инвестиций………………………………….12
Введение
В современном мире предприятия
работают в жестком конкурентном пространстве.
Для стабильного развития предприятию
необходимо постоянно развиваться, быстро
подстраиваться под изменяющиеся условия
окружающей среды, предлагая на рынке
современный, качественный, удовлетворяющий
потребителя товар. Постоянное развитие
организации требует регулярных инвестиций
как в основные средства и научно-технические
разработки, так и на другие цели направленные
на получение положительного эффекта.
Для привлечения данных инвестиций предприятию
необходимо следить за инвестиционной
привлекательностью.
Инвестиционная привлекательность
- это не только финансово-экономический
показатель, а модель количественных и
качественных показателей - оценок внешней
среды (политической, экономической, социальной,
правовой) и внутреннего позиционирования
объекта во внешней среде, качественная
оценка его финансово технического потенциала,
что позволяет варьировать конечный результат.
В современной экономической литературе
практически нет четкости в определении
сущности инвестиционной привлекательности
и правильной системы ее оценки. Так, Глазунов
В.И. утверждает, что оценка инвестиционной
привлекательности должна дать ответ
на вопрос куда, когда и сколько ресурсов
может направить инвестор в процессе осуществления
инвестиций. Русак Н.А. и Русак В.А. сводят
определение инвестиционной привлекательности
объекта в основном к эвристическим методам
связанных с ранжированием исследуемых
объектов на основании оценки специалистов
(экспертов). Отсюда, инвестиционная привлекательность
касается сравнения нескольких объектов
с целью определения лучшего, худшего,
среднего.
Многие специалисты приравнивают инвестиционную
привлекательность к оценке эффективности
инвестиционных проектов.
Инвестиционная привлекательность
предприятия - это определенная совокупность
характеристик его производственной,
а так же коммерческой, финансовой, в некоторой
степени управленческой деятельности
и особенностей того или иного инвестиционного
климата, по результатам которого свидетельствуют
о целесообразности и необходимости осуществления
инвестиций в него. Побеждает как правило
инвестиционно-привлекательный объект
в который происходят вложения инвестиций.
Итак, первоочередной задачей, выполнение
которой предопределяет успех в этой очень
не простой конкурентной борьбе, является
максимальное качественное повышение
инвестиционной привлекательности.
Первым шагом решения данной задачи будет
определение необходимых параметров существующего
уровня инвестиционной привлекательности
в рамках того или иного объекта. То есть
существует необходимость качественной
и квалифицированной оценки многоуровневой
инвестиционной привлекательности, а
именно: международной, внутригосударственной,
секторной, межотраслевой, внутриотраслевой,
конкретного предприятия, проекта.
Основными целями оценки инвестиционной
привлекательности являются:
- Определение текущего состояния предприятия
и перспектив его развития;
- Разработка мер по существенному повышению
инвестиционной привлекательности;
- Привлечение инвестиций в рамках соответствующей
инвестиционной привлекательности и объемах
получения комплексного подхода для положительного
эффекта от освоения привлеченного капитала.
Заключительным этапом в процессе изучения
инвестиционного рынка - является качественный
анализ и объективная оценка инвестиционной
привлекательности для отдельно взятых
компаний и фирм, рассматриваемых как
потенциальные объекты инвестирования.
Такой спектр оценок проводится инвестором
при определении необходимости и целесообразности
осуществления капитальных вложений в
процесс расширения и технического перевооружения
на действующих предприятиях; выбор для
выполнения приобретения альтернативных
объектов приватизации; а так же при покупке
акций отдельных компаний. Но и каждый
хозяйствующий субъект должен проявить
свои возможности для привлечения внешних
инвестиций. Поэтому оценка инвестиционной
привлекательности анализируется во внешнем
и внутреннем финансовом анализе.
Целью данной работы является анализ инвестиционной
привлекательности конкретного предприятия
на основе определенных показателей.
Цель исследования позволила сформулировать
задачи, которые решались в данной работе:
1. раскрыть понятие инвестиционной
привлекательности;
2. определить факторы, оказывающие
влияние на инвестиционную привлекательность;
3. привести алгоритм осуществления
мониторинга инвестиционной привлекательности
предприятия;
4. проанализировать финансово-хозяйственную
деятельность предприятия на примере
ОАО «ЛУКОЙЛ»;
5. провести анализ инвестиционной
привлекательности предприятия на примере
ОАО «ЛУКОЙЛ»;
6. разработать пути повышения инвестиционной
привлекательности на предприятии.
Глава 1. Теоретические
аспекты инвестиционной привлекательности
предприятия
1.1 Инвестиции и их классификация
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что в сфере экономики одной из наиболее существенных угроз является снижение инвестиционной, инновационной активности и научно – технического потенциала. Кризис российский экономики 1990-х гг. негативно сказался как на макроэкономических показателях, так и инвестиционной активности. Поэтому развитие экономики Российской Федерации неразрывно связано с активизацией инвестиционной деятельности предприятий.
В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (1998 г.) инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта .
Рассмотрим классификацию инвестиций по основным классификационным признакам, к которым относятся сроки инвестирования, сфера вложений, степень права влияния инвесторов на принятие управленческих решений в деятельности предприятия, форма собственности, отношение к деятельности предприятия и другим признакам (см. приложение 1)
По срокам инвестирования все инвестиции подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным инвестициям относятся те из них, которые инвестируются в объект вложения сроком более одного года. Соответственно к краткосрочным инвестициям относятся инвестиции, сроком вложения которых не превышает одного года.
По сфере вложения инвестиции подразделяются на реальные и финансовые.
Реальные инвестиции - это средства, направленные на увеличение основных фондов и оборотного капитала в целях последующего получения прибыли. Другими словами, реальные инвестиции – это вложения средств в основные производственные фонды и оборотные фонды. В свою очередь, по целям и направленности реальные инвестиции подразделяются на начальные, текущие и дополнительные инвестиции.
К начальным инвестициям относятся вложения в создание предприятия или смежного производства.
В свою очередь, к текущим инвестициям относятся те из них, которые обеспечивают деятельность предприятия путем поддерживания основных фондов в рабочем состоянии с помощью модернизации или капитального ремонта. В экономической литературе такие инвестиции могут называться реинвестициями.
К дополнительным инвестициям относятся вложения средств в действующее производство, предусматривающие увеличение мощностей предприятия (расширение), совершенствование производственных процессов в целях снижения затрат или диверсификации производства.
Финансовые инвестиции – это долгосрочные и краткосрочные вложения средств предприятия в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные капиталы других предприятий, а также предоставленные другим предприятий займы.
В рыночной экономике преобладают финансовые инвестиции, поскольку финансовый капитал характеризуется повышенной мобильностью. В связи с этим финансовые инвестиции являются средством перемещения капитала из одних сфер экономики в другие, что, в свою очередь, приводит к структурным сдвигам в экономике.
По степени права влияния инвесторов на принятие управленческих решений в деятельности предприятия инвестиции также подразделяются на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции – это вложения средств, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием либо контролирующими не менее 100% акций или акционерного капитала этого предприятия.
Портфельные инвестиции – это вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, покупка акций, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих менее 100% в общем акционерном капитале этих предприятий, организаций, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала.
По формам собственности инвестиции подразделяются на государственные, частные и смешанные. Под государственными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также инвестиции, реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств.
К частным инвестициям относятся те из них, которые осуществляются физическими лицами и юридическими лицами, представляющими предприятия и организации негосударственной формы собственности.
Смешанными инвестициями являются инвестиции, осуществляемые государственными структурами совместно с физическими лицами и (или) предприятиями негосударственной формы собственности.
По отношению к деятельности предприятия инвестиции подразделяются на инвестиции, осуществляемые в объекты производства и управления и инвестиции в социальную сферу.
К первым из них относятся все виды инвестиций, связанные с процессами хозяйственной деятельности предприятия. В свою очередь, инвестиции, осуществляемые в объекты производства и управления можно подразделить по характеру вложений в различные стадии (области инвестирования) финансово – хозяйственной деятельности предприятия. По этому признаку можно выделить инвестиции в снабжение, производство, сбыт и управление.
К инвестициям в социальную сферу предприятия относятся вложения, направленные в создание или расширение объектов социально – культурной базы предприятия, числящихся на его балансе. К таким объектам относятся объекты жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т. п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно – просветительного назначения.
К инвестициям в социальную форму предприятия также можно отнести вложения предприятия в образование фактически занятых или потенциальных его работников, а также в повышении их квалификации.
По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом. Внутренние (национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестирования внутри данной страны. Инвестиции за рубежом (зарубежные) понимаются как вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, нефтехимическая, пищевая и другие), сельское хозяйство, строительство, транспорт связь, торговля общественное питание и прочее.
По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Данная классификация тесно связана с выделением соответствующих типов инвесторов.
Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью. Умеренные инвестиции отличаются средней (умеренной) степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений. Консервативные инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью.
В целях управления инвестиционными процессами могут использоваться и другие квалификационные признаки.
1.2 Инвестиционные проекты
Внутреннее содержание понятия «инвестиции» может быть раскрыто с помощью трех дополнительных понятий: объект инвестирования; субъект инвестирования; инвестиционная деятельность .
Под инвестиционным субъектом понимается объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. Инвестиционный объект существует исключительно в процессе проведения инвестиционной деятельности и представляет для инвестора интерес только в той мере, в которой обеспечивает удовлетворение его целей поэтому инвестиционный объект представляет для инвестора временный интерес: объект продается или ликвидируется, как только перестает соответствовать поставленным целям.
Инвестиционная деятельность подразумевает наличие множества участников. В качестве ее субъектов выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными финансовыми ресурсами, т. е. банки, финансовые компании, государство и другие инвестиционные институты, а также предприятия, стремящиеся к расширению своей деятельности, с другой – предприятия и организации, испытывающие потребность в этих ресурсах.
Осуществление инвестиционной деятельности, как правило, требует участия посредников, задача которых – обеспечить взаимодействие инвесторов с потребителями инвестиционных ресурсов.
Под инвестиционной деятельностью понимается последовательность действий инвестора по выбору и созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации, по осуществлению необходимых дополнительных вложений, а в случае необходимости – и привлечению внешнего финансирования.
Для достижения производственно – хозяйственных целей предприятия в рамках инвестиционной деятельности разрабатываются инвестиционные проекты.
Реализация инвестиционного проекта сопряжена со следующими основными актами. Во-первых, производится обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений. Во-вторых, разрабатывается необходимая проекто - сметная документация в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). В-третьих, осуществляется конкретизация практических действий по осуществлению инвестиционного проекта, как правило, в виде бизнес – плана.
Предприятия чаще всего реализуют локальные инвестиционные проекты. Вне зависимости от масштабности проекта процесс его осуществления можно рассматривать как совокупность действий, составляющих инвестиционный цикл.
Инвестиционные цикл – это период времени от появления инвестиционного замысла (идеи проекта) до момента достижения поставленных целей4. В соответствии с однородностью содержания выполняемых функций инвестиционный цикл можно разбить на три фразы.
1. Начальная фаза включает
определение и установление
2. Инвестиционная фаза заключается разработке,
государственной экспертизе и утверждении
инвестиционного проекта.
3. Эксплуатационная фаза в зависимости
от поставленной цели и объекта проектирования
включает осуществление строительно –
монтажных работ, приобретение и установке
оборудования, набор и обучение персонала,
производственную деятельность. В том
случае, если задачей инвестиционного
проекта являлась разработка новых видом
продукции, работ и услуг, то эксплуатационная
фаза включает и сбытовую деятельность,
представляющую собой элемент комплекса
маркетинга – продвижение товара на рынке
и определение его сегмента, в котором
осуществляются продажи.