Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа
Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.
Введение 3
1. Научно-теоретические аспекты привлечения и использования инвестиций 6
1.1. Сущность и содержание инвестиций и их роль в развитии страны 6
1.2. Основы регулирования иностранных инвестиций в РФ 14
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности по привлечению инвестиций 24
2.1. Анализ инвестиций на современном этапе 24
2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 34
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики 38
3.1. Перспективы инвестирования в РФ 38
3.2. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 48
Заключение 56
Список литературы: 61
На основе проведенного анализа, стало очевидно, что для повышения инвестиционной активности в инновационной сферы России необходимо выполнить следующее:
Для России значительный интерес представляют принципы, которыми руководствуются государственные органы зарубежных стран при проведении конкретных мероприятий по поддержке инновационных процессов и используемые для их реализации механизмы. Прежде всего, это связано с тем, что основная задача государства в сфере инноваций состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между научно-технической сферой (поставщик знания) и хозяйственными субъектами экономики (пользователь).
Политика в отношении инвестиций в инновационную сферу должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.
Серьезный прорыв в области инвестирования в инновационную сферу возможен только на системной основе, в стране, где проводится четкая, конструктивная инновационная политика. Россия к ее формированию пока не приступала.
По большому счету, нет даже законодательной базы. Федеральный закон "Об инновационной деятельности" все еще в стадии разработки. А без него введение инновационной политики и механизмов ее реализации невозможно. Б) Кроме того, нужен специальный закон "О научной интеллектуальной собственности". Или хотя бы надо объединить разрозненные нормативные акты об интеллектуальной собственности в единую систему вроде кодекса, как делают во многих странах.
Необходимо четко разграничить понятия: инновации, фундаментальная наука и прикладная. Нужно определить, что именно считать инновациями, и какие структуры имеют право заниматься таким разработками.
В ходе подготовки изменений и дополнений к закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.
Одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российскую инновационную сферу, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского странового риска - социальная и политическая нестабильность, неадекватная защита прав собственности, низкая платежная дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности.
При разработке механизма
привлечения иностранных
Таким образом, в рамках развития отдельных городов России, как наукоградов первоочередными должны быть поставлены следующие задачи:
По мнению автора, достижение поставленных задач обеспечит осуществление механизма обеспечивающего научно-технологическое и социально-экономическое развитие наукограда и близлежащего региона.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В условиях современной глобализации происходит не только количественный рост, но и качественные (структурные) сдвиги в мировых потоках прямых инвестиций. Структура иностранных инвестиций — их состав по элементам, определяемым на основе предложенного автором широкого набора критериальных признаков, отражающих различные стороны инвестиционного процесса, — весьма многопланова. Это структура по направлениям движения инвестиций, видовая, секторальная, отраслевая, региональная, финансовая, а также структура по странам партнерам. Все эти виды структуры целесообразно исследовать в комплексе и взаимоувязке. Теоретической основой ее исследования могут служить относящиеся к структуре международного движения инвестиций положения трудов классиков и современных ученых-экономистов. Среди них особо значимыми представляются высказывания М. Портера о снижении в условиях глобализации роли базовых отраслей и факторов производства в пользу специализированных (связанных с инновациями), а также о взаимосвязи территориальных кластеров и ПИИ.
Структурные изменения мировых потоков инвестиций тесно связаны с их динамикой. Во второй половине 90-х гг. именно ПИИ были самым динамичным потоком инвестиций, и их доля вплотную приблизилась к показателям портфельных и прочих инвестиций. После спада 2001-2003 гг. абсолютные и относительные показатели ПИИ вновь стали улучшаться. При относительной стабильности секторальной и отраслевой структуры ПИИ следует отметить сдвиги в региональной структуре их притока в пользу развивающихся стран, государств с переходной экономикой и особенно «возникающих рынков». В финансовой структуре заметно повышение роли такого источника, как реинвестированная прибыль при некотором снижении доли акционерного капитала и весьма значительном - внутрикорпорационных займов. Вместе с тем ТНБ наряду с ТНК выступают главными субъектами международного движения инвестиций.
Динамика и структура мировых потоков ПИИ тесно связана с этапами развития мировой валютной системы. В первые послевоенные десятилетия в условиях Бреттон-Вудской валютной системы национальные денежные власти осуществляли жесткий контроль и регулирование трансграничных операций с капиталом, включая движение ПИИ. Переход к ныне действующей Ямайской системе ознаменовал начало либерализации, ставшей одной из главных современных тенденций развития, соответствующей состоянию международного рынка инвестиций как рынка инвесторов, имеющих возможность выбирать место и сферу вложения капитала. В свою очередь страны-реципиенты вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу за его привлечение, важным средством которой выступает либерализация. Этот процесс имеет и структурный аспект в виде снятия барьеров на пути доступа ПИИ в те сектора и отрасли, где они ограничивались, а также усиления стимулов их привлечения в приоритетные отрасли и регионы. Вместе с тем либерализация осуществляется преимущественно в национально-государственных рамках, в региональных интеграционных объединениях. На общемировом уровне этот процесс гораздо менее заметен.
Структурные пропорции в потоках прямых инвестиций в Россию и за ее пределы определяются действием ряда макроэкономических факторов, значимость которых менялась на протяжении длительного -примерно столетнего - исследуемого ретроспективного периода. В начале (до 1917 г.) и в конце (первые годы XXI века) этого периода существенную роль сыграл фактор совместимости внутренних и внешних условий инвестирования. В советский период этот фактор перестал действовать, что существенно деформировало структуру потоков инвестиций. На его заключительном этапе (70-80-е годы), определяющим стал фактор оснащенности страны природными ресурсами, запасами нефти и газа мировой значимости. Действие этого фактора сохранилось и в постсоветский период. В 90-е годы к нему добавился фактор масштабов внутреннего потребительского рынка, остававшегося ненасыщенным и дефицитным с советских времен.
Приоритетным направлением государственной поддержки притока ПИИ должна стать сфера высоких технологий. России жизненно необходимо сконцентрировать усилия по развитию НИОКР на конкурентоспособных направлениях. При этом государственная поддержка должна быть ориентирована не на отраслевую принадлежность ПИИ (т.к. наукоемкие технологии применяются практически во всех отраслях), а на характер осуществляемых инвестиций, универсальным показателем наукоемкости которых может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.
В связи с этим представляется необходимым:
Информация о работе Инвестиции и их функциональное назначение