Инвестиции и их функциональное назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.

Содержание

Введение 3
1. Научно-теоретические аспекты привлечения и использования инвестиций 6
1.1. Сущность и содержание инвестиций и их роль в развитии страны 6
1.2. Основы регулирования иностранных инвестиций в РФ 14
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности по привлечению инвестиций 24
2.1. Анализ инвестиций на современном этапе 24
2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 34
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики 38
3.1. Перспективы инвестирования в РФ 38
3.2. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 48
Заключение 56
Список литературы: 61

Вложенные файлы: 1 файл

108493 Инвестиции и их функциональные назначения.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)
  • финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;
  • расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями бой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах;
  • совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего, это касается внебюджетных фондов поддержки научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах.

На основе проведенного анализа, стало очевидно, что для  повышения инвестиционной активности в инновационной сферы России необходимо выполнить следующее:

  • разработать порядок привлечения частных инвесторов в финансирование приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
  • при сотрудничестве с международными финансовыми институтами сделать акцент на прямое их финансирование по сравнению с предоставлением кредитов;
  • при организации инвестиционной деятельности обеспечить привлечение средств как государственных, так и частных, как российских, так и иностранных, исключительно на конкурсной основе (на инвестиционных торгах)
  • создать комплексную систему страхования инвестиций, которая бы включала не только обязательства и гарантии российского правительства, но и активизацию сотрудничества с иностранными государственными организациями тех стран, которые осуществляют капитальные вложения в российскую экономику, путем заключения двусторонних соглашений о взаимной защите капитальных вложений.

Для России значительный интерес представляют принципы, которыми руководствуются государственные органы зарубежных стран при проведении конкретных мероприятий по поддержке инновационных процессов и используемые для их реализации механизмы. Прежде всего, это связано с тем, что основная задача государства в сфере инноваций состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между научно-технической сферой (поставщик знания) и хозяйственными субъектами экономики (пользователь).

Политика в отношении  инвестиций в инновационную сферу  должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Серьезный прорыв в области инвестирования в инновационную сферу возможен только на системной основе, в стране, где проводится четкая, конструктивная инновационная политика. Россия к ее формированию пока не приступала.

По большому счету, нет  даже законодательной базы. Федеральный закон "Об инновационной деятельности" все еще в стадии разработки. А без него введение инновационной политики и механизмов ее реализации невозможно. Б) Кроме того, нужен специальный закон "О научной интеллектуальной собственности". Или хотя бы надо объединить разрозненные нормативные акты об интеллектуальной собственности в единую систему вроде кодекса, как делают во многих странах.

Необходимо четко разграничить понятия: инновации, фундаментальная наука и прикладная. Нужно определить, что именно считать инновациями, и какие структуры имеют право заниматься таким разработками.

В ходе подготовки изменений  и дополнений к закону "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации", по мнению автора, необходимо решить следующие  задачи:

  • устранить расхождение между названием Закона и его содержанием;
  • закрепить в Законе все основные условия осуществления инвестиционной деятельности, в том числе базовые изъятия и льготы;
  • четко сформулировать важнейшие понятия ("иностранная инвестиция", "иностранный инвестор", "прямая инвестиция", определение целей осуществления инвестиций, характера и пределов предоставляемых государством гарантий и льгот, выбора приоритетных областей вложения иностранных капиталов);
  • шире использовать в Законе понятия и терминологию из международных договоров России о защите и взаимном поощрении инвестиций;
  • особо подчеркнуть гражданско-правовую, договорную основу инвестиционных отношений;
  • установить существенные государственные гарантии иностранных инвестиций: от "ползучей национализации" и от военных действий, гражданских беспорядков, введения чрезвычайного положения и иных обстоятельств, чреватых ущербом имуществу инвестора. На случай причинения ущерба должно было быть предусмотрено полное возмещение, включая упущенную выгоду;
  • предусмотреть возможность отказа (полного или частичного) Российского государства от своих суверенных иммунитетов (от иммунитета от привлечения к судебному или арбитражному разбирательству, от предварительного обеспечения иска, от принудительного исполнения судебного или арбитражного решения);
  • закрепить возможность применения иностранного или международного права, а также возможность разрешения инвестиционных споров с участием государства в международных арбитражных (третейских) судах.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.

Одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российскую инновационную сферу, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского странового риска - социальная и политическая нестабильность, неадекватная защита прав собственности, низкая платежная дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности.

При разработке механизма  привлечения иностранных инвестиций в инновационную сферу государство должно учитывать их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:

  1. вложение иностранного капитала в инновации происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного и вывезенного капитала. Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат.
  2. Как известно, капитал вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков.
  3. Выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

Таким образом, в рамках развития отдельных городов России, как наукоградов первоочередными должны быть поставлены следующие задачи:

  1. Создание современной научной и технологической базы на приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности и научно-технологического комплекса наукограда;
  2. Развитие фундаментальных исследований по приоритетным направлениям научно-технологической деятельности наукограда, в том числе дисциплинарных исследований;
  3. Формирование и организация реализации крупных инновационных проэктов на основе разработок наукограда и с использованием потенциала научно-технического комплекса наукограда;
  4. Реформирование научно-технического комплекса наукограда на основе реструктуризации организаций научно-технического комплекса и их кооперации в рамках "фундаментального ядра" и "инновационной зоны";
  5. Создание современного научно-образовательного комплекса на основе кооперации организаций научно-технологического комплекса высших учебных заведений наукограда и международной кооперации в области подготовки кадров и высшего профессионального образования;
  6. Создание условий для развития предпринимательства в инновационной сфере, включая наукоемкое производство с привлечением потенциала научно- технологического комплекса наукограда, оказанием организационной, кадровой и финансовой поддержки;
  7. Создание условий для привлечения инвестиций в развитие научно- технологической, инновационной, научно-образовательной сфер и наукоемкого производства.

По мнению автора, достижение поставленных задач обеспечит осуществление  механизма обеспечивающего научно-технологическое и социально-экономическое развитие наукограда и близлежащего региона.

 

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования были сделаны следующие  выводы.

В условиях современной глобализации происходит не только количественный рост, но и качественные (структурные) сдвиги в мировых потоках прямых инвестиций. Структура иностранных инвестиций — их состав по элементам, определяемым на основе предложенного автором широкого набора критериальных признаков, отражающих различные стороны инвестиционного процесса, — весьма многопланова. Это структура по направлениям движения инвестиций, видовая, секторальная, отраслевая, региональная, финансовая, а также структура по странам партнерам. Все эти виды структуры целесообразно исследовать в комплексе и взаимоувязке. Теоретической основой ее исследования могут служить относящиеся к структуре международного движения инвестиций положения трудов классиков и современных ученых-экономистов. Среди них особо значимыми представляются высказывания М. Портера о снижении в условиях глобализации роли базовых отраслей и факторов производства в пользу специализированных (связанных с инновациями), а также о взаимосвязи территориальных кластеров и ПИИ.

Структурные изменения  мировых потоков инвестиций тесно  связаны с их динамикой. Во второй половине 90-х гг. именно ПИИ были самым динамичным потоком инвестиций, и их доля вплотную приблизилась к показателям портфельных и прочих инвестиций. После спада 2001-2003 гг. абсолютные и относительные показатели ПИИ вновь стали улучшаться. При относительной стабильности секторальной и отраслевой структуры ПИИ следует отметить сдвиги в региональной структуре их притока в пользу развивающихся стран, государств с переходной экономикой и особенно «возникающих рынков». В финансовой структуре заметно повышение роли такого источника, как реинвестированная прибыль при некотором снижении доли акционерного капитала и весьма значительном - внутрикорпорационных займов. Вместе с тем ТНБ наряду с ТНК выступают главными субъектами международного движения инвестиций.

Динамика и структура  мировых потоков ПИИ тесно  связана с этапами развития мировой  валютной системы. В первые послевоенные десятилетия в условиях Бреттон-Вудской  валютной системы национальные денежные власти осуществляли жесткий контроль и регулирование трансграничных операций с капиталом, включая движение ПИИ. Переход к ныне действующей Ямайской системе ознаменовал начало либерализации, ставшей одной из главных современных тенденций развития, соответствующей состоянию международного рынка инвестиций как рынка инвесторов, имеющих возможность выбирать место и сферу вложения капитала. В свою очередь страны-реципиенты вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу за его привлечение, важным средством которой выступает либерализация. Этот процесс имеет и структурный аспект в виде снятия барьеров на пути доступа ПИИ в те сектора и отрасли, где они ограничивались, а также усиления стимулов их привлечения в приоритетные отрасли и регионы. Вместе с тем либерализация осуществляется преимущественно в национально-государственных рамках, в региональных интеграционных объединениях. На общемировом уровне этот процесс гораздо менее заметен.

Структурные пропорции  в потоках прямых инвестиций в  Россию и за ее пределы определяются действием ряда макроэкономических факторов, значимость которых менялась на протяжении длительного -примерно столетнего - исследуемого ретроспективного периода. В начале (до 1917 г.) и в конце (первые годы XXI века) этого периода существенную роль сыграл фактор совместимости внутренних и внешних условий инвестирования. В советский период этот фактор перестал действовать, что существенно деформировало структуру потоков инвестиций. На его заключительном этапе (70-80-е годы), определяющим стал фактор оснащенности страны природными ресурсами, запасами нефти и газа мировой значимости. Действие этого фактора сохранилось и в постсоветский период. В 90-е годы к нему добавился фактор масштабов внутреннего потребительского рынка, остававшегося ненасыщенным и дефицитным с советских времен.

Приоритетным направлением государственной поддержки притока ПИИ должна стать сфера высоких технологий. России жизненно необходимо сконцентрировать усилия по развитию НИОКР на конкурентоспособных направлениях. При этом государственная поддержка должна быть ориентирована не на отраслевую принадлежность ПИИ (т.к. наукоемкие технологии применяются практически во всех отраслях), а на характер осуществляемых инвестиций, универсальным показателем наукоемкости которых может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.

В связи с этим представляется необходимым:

  1. Увеличить приток наукоемких прямых иностранных инвестиций в страну, что будет способствовать развитию базовых отраслей промышленности и устойчивому экономическому росту, а также более эффективно использовать ПИИ при разработке концептуальных и тактических вопросов сотрудничества России с зарубежными странами в сфере науки и техники;
  2. Повысить эффективность и уровень взаимодействия с международными инвесторами при подготовке основных подходов к разработке внешнеэкономической и инвестиционной политики Российской Федерации;
  3. Снабдить государственные структуры, а также инвестиционно-консалтинговые организации аналитическим инструментарием в определении позиций и направлений их работы при подготовке концептуальных документов, стратегий развития отраслей производства товаров глубокой степени переработки, а также при подготовке государственных мер поддержки развития отраслей промышленности в части использования форм и методов привлечения отечественного и иностранного капитала в наукоемкую сферу российской экономики;
  4. Укрепить и расширить курортно-рекреационную, туристскую сферы экономики России, что создаст благоприятные условия для восстановления и воспроизводства человеческого капитала, то есть будет способствовать решению важнейших задач в рамках национального проекта «Здоровье», а также ключевого вопроса государственной политики – повышения качества жизни граждан Российской Федерации.

Информация о работе Инвестиции и их функциональное назначение