Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:15, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Задачи контрольной работы:
• выявление сущности, структуры и основных этапов развития инвестиций;
• рассмотрение экономической сущности инвестиций;
• исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
• проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и выявить проблемы инвестиций в современной России;
• попытка дать оценку текущего состояния инвестиционного климата в России;
• выделение препятствий на пути эффективного инвестирования и мер, преодолевающих их;
• рассмотреть основные взгляды на роль инвестиций в посткейнсианской и неоклассической школы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность инвестиций и их виды…………………….……..5
2. Инвестиции как важный фактор экономического роста……………………8
3. Инвестиционная функция: посткейнсианской и неоклассический варианты………………………………………………………………………….13
4. Проблемы инвестиций в современной экономике России…………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………….......21
Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.
Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта –так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое экзогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведёт к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или даже меньшему объёму сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.
Увеличение объёмов инвестиций приводит к росту доходов в отраслях, производящих капитальные блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода. Однако, это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Этот эффект известен под названием принципа акселерации.
Процесс наращивания дохода может (по крайней мере на короткое время) перейти границы, воздвигаемые мультипликатором. Это объясняется взаимодействием мультипликатора и акселератора. Первоначально происходит самостоятельное (автономное) возрастание инвестиций. Это приводит к увеличению дохода в умноженном размере в соответствии с величиной мультипликатора.
Прикладное значение рассмотренных теорий состоит в том, что, владея ими, можно более осмысленно разрабатывать экономическую политику государства, а также прогнозировать экономическую активность на различных фазах цикла. Среди прочего это способствует повышению эффективности инвестирования, снижению потерь факторов производства и повышению производительности их использования.
3. Инвестиционная функция: посткейнсианский и неоклассический варианты
Современные теории экономического роста сформировались на основе двух источников: неоклассической теории, уходящей своими корнями к теоретическим взглядам Ж. Б. Сэя и получившей законченное выражение в работах американского экономиста Дж.Б. Кларка (1847—1938), и кейнсианской теории макроэкономического равновесия.
В центре неоклассического направления стоит идея оптимальности рыночной системы, рассматриваемой как совершенный саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все производственные факторы не только отдельному экономическому субъекту, но и экономике в целом.
В реальной экономической жизни общества это равновесие нарушается. Однако моделирование равновесия позволяет найти отклонение реальных процессов от идеала. Наиболее .известны факторная модель Кобба—Дугласа и простая односекторная модель экономической динамики Р. Солоу.
Значительный вклад в развитие теории экономического роста внес Р. Солоу. Им были разработаны две модели: модель факторного анализа источников экономического роста и модель, раскрывающая взаимосвязь сбережений, накопления капитала, инвестиций и экономического роста. Основой первой модели явилась производственная функция Кобба—Дугласа. Она была модифицирована путем ввода еще одного фактора — уровня развития технологий.
Это означает, что прирост выпуска продукции пропорционально зависит от прироста технологий (sT), прироста основного капитала (sK) и прироста вложенного труда (sL). Доля изменения капитала в выпуске равна s К, умноженному на предельный продукт капитала ( TFK), а доля применения труда в выпуске равна s L, умноженному на предельный продукт труда (TFL)
4. Проблема инвестиций в современной экономике России
Таблица 2. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видах
Инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||||
млн долл. США |
в % к итогу |
млн долл. США |
в % к итогу |
млн долл. США |
в % к итогу |
млн долл. США |
в % к итогу | |
Всего инвестиций |
10958 |
100 |
53651 |
100 |
55109 |
100 |
120941 |
100 |
в том числе: |
||||||||
прямые инвестиции |
4429 |
40,4 |
13072 |
24,4 |
13678 |
24,8 |
27797 |
23,0 |
из них: |
||||||||
взносы в капитал |
1060 |
9,7 |
10360 |
19,3 |
8769 |
15,9 |
14794 |
12,2 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
2738 |
25,0 |
2165 |
4,0 |
3987 |
7,1 |
11664 |
9,7 |
прочие прямые инвестиции |
631 |
5,7 |
547 |
1,1 |
922 |
1,8 |
1339 |
1,1 |
портфельные инвестиции |
145 |
1,3 |
453 |
0,8 |
3182 |
5,8 |
4194 |
3,5 |
из них: |
||||||||
акции и паи |
72 |
0,7 |
328 |
0,6 |
2888 |
5,2 |
4057 |
3,4 |
долговые ценные бумаги |
72 |
0,6 |
125 |
0,2 |
294 |
0,6 |
128 |
0,1 |
в том числе векселя |
1 |
0,0 |
121 |
0,2 |
93 |
0,2 |
125 |
0,1 |
прочие инвестиции |
6384 |
58,3 |
40126 |
74,8 |
38249 |
69,4 |
88950 |
73,5 |
из них: |
||||||||
торговые кредиты |
1544 |
14,1 |
6025 |
11,2 |
9258 |
16,8 |
14012 |
11,6 |
прочие кредиты |
4735 |
43,2 |
33745 |
62,9 |
28458 |
51,6 |
73765 |
61,0 |
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам.
Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП к 2012 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.
Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. — Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр Германия Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,0 млрд долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд долл. США (на 31,2% меньше).
Первое снижение суверенных рейтингов России со времени обострения мирового финансового кризиса произошло в декабре 2008 г., когда международное рейтинговое агентство S&P понизило суверенный рейтинг России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный».
По мнению агентств, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании». По той же причине агентство Fitch в феврале 2009 г. понизило рейтинг России с уровня «ВВВ+» до уровня «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный».
В августе 2009 г. агентство Fitch подтвердило рейтинг, установленный в феврале 2009 г. В пресс-релизе агентства S&P в сентябре 2009 г. отмечено, что оно не стало менять суверенные рейтинги России. Причиной подобного решения было названо сохранение рисков для российской экономики.
Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику
Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.
Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.
Таблица 3.Региональная структура иностранных инвестиций, %
Период |
2006г |
2007г |
2006г |
I-II кв. 2009г |
Российская Федерация, млн. долл |
55109 |
120941 |
103769 |
… |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
2,7 |
119,5 |
-14,2 |
… |
Доля, % и итогу |
100 |
100 |
100 |
… |
Центральный федеральный округ, млн. долл. |
30101 |
78722 |
55393 |
19972 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
4 |
161,5 |
-29,4 |
-19,8 |
Доля, % и итогу |
54,6 |
65,1 |
53,4 |
62,1 |
Северо-Западный федеральный округ, млн. долл |
7702 |
9704 |
14488 |
3781 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
122 |
26 |
49,3 |
-27,6 |
Доля, % и итогу |
14 |
8 |
14 |
11,8 |
Южный федеральный округ, млн. долл |
1259 |
2166 |
… |
… |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
27,5 |
72,1 |
… |
… |
Доля, % и итогу |
2,3 |
1,8 |
… |
… |
Приволжский федеральный округ, млн. долл. |
3129 |
5973 |
7712 |
… |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
44 |
90,9 |
29,1 |
… |
Доля, % и итогу |
5,7 |
4,9 |
7,4 |
… |
Уральский федеральный округ, млн. долл. |
4290 |
3246 |
6555 |
2057 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
-20 |
-24,3 |
101,9 |
-49 |
Доля, % и итогу |
7,8 |
2,7 |
6,3 |
6,4 |
Сибирский федеральный округ, млн. долл. |
1909 |
14870 |
7742 |
953 |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
-71,9 |
678,8 |
-47,9 |
-77,4 |
Доля, % и итогу |
3,5 |
12,3 |
7,5 |
3 |
Дальневосточный федеральный округ, млн. долл. |
6720 |
6260 |
8671 |
,,, |
Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года |
13,2 |
-6,8 |
38,5 |
,,, |
Доля, % и итогу |
12,2 |
5,2 |
8,4 |
,,, |
В целом, динамика объемов иностранных инвестиций в Россию под воздействием выраженных кризисных явлений в экономике демонстрирует снижение второй год подряд.
Согласно Росстату, за 9 месяцев 2009 года в нефинансовый сектор российской экономики поступило 54,7 млрд долл. инвестиций из-за рубежа, что на 27,8% меньше, чем за 9 месяцев 2008г. При этом наиболее критичное снижение инвестиций наблюдалось в первых двух кварталах – на 30,3% и 31,2% соответственно, и лишь третий квартал со снижением в 22,9% (относительно поступлений второго квартала 2008г.) продемонстрировал предпосылки к потенциальному преломлению тенденции.
В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.
Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.
По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов. Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования.
Однако все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. К этому году в государственном бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфрастуктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонд
инвестиция экономический рост
Заключение
Россия остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние автодорог, промзон и даже целых районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.
Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста