Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 19:09, курсовая работа
Актуальность. Проблема парламентаризма одна из наиболее важных тем в истории России и в её современности. На пути перехода, от диктатурного режима к демократическому, возникло много трудностей и неудач политического реформирования страны, что вызвало массу политических исследований российского парламентаризма. Анализировался отечественный и зарубежный опыт, чтобы изучить возможность совершенствования государственного механизма в России. Современное российское общество считает, что принятие государственных решений должно быть основано на волеизъявлении большинства населения. Всем известно что государство не может обеспечивать реализацию всех потребностей разных слоев населения, во первых – потому что потребности у всех разные, во вторых – из-за ограниченности материальных ресурсов.
Введение 3
Глава 1. Структура парламентаризма 7
§ 1. Понятие парламентаризма в политической науке 7
§ 2. Исторические формы парламентов 10
Глава 2. Парламентаризм в России 13
§ 1. Этапы формирования российского парламентаризма 13
§ 2. Современный российский парламентаризм. 18
Заключение 22
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Макроэкономика»
Тема: «Инвестиции как фактор экономического роста»
Выполнил:
студент гр. БЭЗУ12-01
Трошкина К.Я.
Проверил:
Сидоров И.Т.
2013
Введение
Глава 1. Структура парламентаризма
§ 1. Понятие парламентаризма в политической
науке
§ 2. Исторические формы парламентов
Глава 2. Парламентаризм в России
§ 1. Этапы формирования российского парламентаризма
§ 2. Современный российский парламентаризм. 18
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Проблема парламентаризма одна из наиболее важных тем в истории России и в её современности. На пути перехода, от диктатурного режима к демократическому, возникло много трудностей и неудач политического реформирования страны, что вызвало массу политических исследований российского парламентаризма. Анализировался отечественный и зарубежный опыт, чтобы изучить возможность совершенствования государственного механизма в России. Современное российское общество считает, что принятие государственных решений должно быть основано на волеизъявлении большинства населения. Всем известно что государство не может обеспечивать реализацию всех потребностей разных слоев населения, во первых – потому что потребности у всех разные, во вторых – из-за ограниченности материальных ресурсов. Интересы различных групп граждан часто противоречат друг другу, что показывает их противоположное отношение к одним и тем же постановлениям государственной власти. В таких условиях перед государством стоит сложнейшая задача - обеспечить эффективное управление обществом в целом. «Ведь согласно общепринятой в политологии концепции политической поддержки, политическая система функционирует эффективно лишь тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть, идентифицируют себя с этой властью»1. Парламентаризм предполагает наличие у парламента статуса и полномочий высшего представительного и законодательного органа; наличие системы партий; защиту прав и свобод граждан (свобода слова, средств массовой информации, объединений и т.п.).
Поэтому парламентаризм как сложное социально-политическое явление не может возникнуть сразу, а предполагает длительный этап развития.
Степень изученности. В истории политической мысли многие исследователи затронули проблему представительства народа во власти. Об этом писали: Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. – Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, И. Бентам, А. Токвиль, ДЖ. Ст. Милль, М. Вебер, М. Дюверже и многие другие2. При этом каждый по-своему представлял роль и место законодательной органа в системе государственной власти.
Парламентаризм также изучало множество и современных отечественных и зарубежных авторов: Н. И. Бирюков, Н. А. Богданова, П. А. Валуев, Г. В. Голосов, А. И. Ковлер, И. В. Котелевская, В. Колесников, М. А. Моргунова, С. П. Обухов, Р. М. Романов, В. М. Сергеев, И. М. Степанов, Е. Л. Сысолятина, Дж. Коукли, Т. Я. Хабриева, Ю. Харламова и другие3.
Отдельно изучались и проблемы становления и развития парламентаризма в России в постсоветский период, авторы: В. Д. Горобец, И. В. Гранкин, Д. А. Керимов, В. Е. Чиркин, А. Н. Шохин4.
Вопросы структуры парламентов и их классификации рассматривают: А. С. Автономов, А. С. Косопкин, Ю. К. Краснов, А. Н. Медушевский, А. Е. Постников, К. Г. Холодковский, В. Л. Шейнис5.
В общественном мнении и в науке сталкиваются различные точки зрения на роль парламента в системе государства, его отношений с обществом и различными социальными слоями, что дает почву для новых исследований состояния и перспектив развития российского парламентаризма.
Цели и задачи исследования. Основной целью контрольной работы является выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса становления и развития российского парламентаризма.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Объектом данной работы является парламентаризм как система организации и функционирования государственной власти.
Предметом данной работы является процесс становления и развития современного российского парламентаризма.
Структура работы. Данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.
§ 1. Понятие парламентаризма в политической науке
Развитие демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм. В современной политической науке выделяются два основных подхода к определению парламентаризма.
«В рамках первого подхода, правового по своей сути, парламентаризм рассматривается как форма государственного правления, существование и развитие которого связывают с наличием в обществе таких институциональных компонентов, как парламент, принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, партийная система»6. В современном мире принято различать монархическую и республиканскую формы правления. Но парламенты существовали и существуют при различных формах правления. Парламентаризм в этом подходе можно понимать как способ организации государственной власти в рамках той или иной формы правления, но не как самостоятельную форму правления.
«Второй подход – политологический –
позволяет сконцентрировать внимание
на комплексном характере феномена парламентаризм,
поскольку наличие институциональных
компонентов не является подтверждением
факта существования этого феномена в
государстве и обществе. На его развитие
оказывают огромное влияние характер
политической культуры, особенности политического
режима, геополитические характеристики
государства»7. К этому подходу склоняется большинство
исследователей и ученых. Они относят
парламентаризм к системе организации
и
функционирования государственной власти, которая основана на разделении властей, множественности интересов различных социальных групп гражданского общества, политическом плюрализме. Но все таки при рассмотрении понятия парламентаризм у ученых возникают различные точки зрения.
По мнению профессора И. М. Степанова «парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка»8.
В свою очередь, Т.Я. Хабриева предлагает такое понятие парламентаризма, как «парламентаризм - это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента»9.
Свою точку зрения высказывает и А. М. Моргунова. «Парламентаризм – это разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства. Парламентаризм не форма, а метод осуществления государственной власти, особый режим, определяемый реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент»10.
В частности, А.Д. Керимов определяет «парламентаризм, как принимаемая властью и обществом система взаимодействия определенным образом сформированного, структурированного и реально работающего парламента с другими государственными органами, обеспечивающая его адекватное положение в государственном механизме и выступающая в качестве основного способа организации и функционирования представительной демократии»11.
Н.А. Богданова понимает «парламентаризм как совокупность идей и опыта представительного осуществления власти народа посредством парламента»12.
Р.М. Романов полагает, что «парламентаризм возникает и существует тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента»13.
Таким образом, сравнивая приведенные выше современные взгляды ученых, можно сказать, что парламентаризм, рассматривается по двум основаниям. Первое – парламентаризм рассматривается как теоретическая концепция, которая обосновывает деятельность именно законодательной власти. Второе – в зависимости от роли парламента в системе разделения властей. Здесь выделяются точки зрения о ведущей роли парламента и о его привилегированном положении среди органов государственной власти.
§ 2. Исторические формы парламентов
Система народного представительства существовала еще у древних государств. В эпоху родоплеменного устройства общества высшим
законодательным органом общины было «народное собрание». В разных государствах оно именовалось по разному.
У древней и средневековой Руси существовало «вече» - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участниками вече были «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече были различны в зависимости от социального статуса.
В древнем Риме народные собрания назывались «комициями», которых существовало три вида:
разделяю). Образовались они из сходок плебеев, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы (лат. aedilis от aedes — храм) – должностные лица. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. эти комиции получили законодательную власть а потом и судебную, а также право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний.
У монголов, а позже и у некоторых тюркских народов, народное собрание называлось «курултай» - орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов. Понятие курултай в своем значении вошло в употребление только на рубеже XII-XIII веков, когда Чингисхан объединил мелкие монгольские племена.
Аналогично «курултаю» в период ханства у казахов собирался «маслихат». Собирался раз в год для: перераспределения кочевых маршрутов, объявления войны, заключения мира, избрание ханов и принятия законов. Мужчины должны были брать с собой оружие.
У древних скандинавских и германских племен народное собрание именовалось «тинг». Оно состояло из свободных мужчин страны или области. Тинги имели законодательные полномочия, право избирать вождей или королей. Под влиянием скандинавов тинги появились и в северной Англии.
Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста