Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:42, контрольная работа
Цель исследования заключается в разработке методологии оценки инвестиционной привлекательности регионов, в решении сопутствующих проблем упорядочения, систематизации представлений о ней как о категории рыночной экономики, об образующих ее компонентах и их взаимосвязи.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Дано определение инвестиционной привлекательности регионов как экономической категории, а также связанных с ним понятий.
2. Перечислены и рассмотрены основные факторы инвестиционной привлекательности региона.
3. Осуществлено комплексное исследование экономической сущности, роли и места инвестиционной привлекательности в условиях формирующейся рыночной направленности региональной экономики.
4. Произведен анализ существующих методов и критериев оценки инвестиционной привлекательности регионов России.
5. Произведена статистическая оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области.
Введение 3
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности региона 5
1.1 Сущность и факторы оценки инвестиционной привлекательности региона. 5
1.2. Обзор теоретических методов оценки инвестиционной привлекательности региона. 9
2. Оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области. 19
2.1 Факторы инвестиционной привлекательности Челябинской области……………………………………………………………………………20
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области основными методами 25
Заключение 27
Список литературы ……………………………………………………….28
Приложение…
· Инвестиционный климат региона — системное описание условий инвестиционной деятельности в регионе в соотношениях количественных характеристик присущих ему инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и инвестиционной активности.
Инвестиционная активность является функцией инвестиционной привлекательности, которая, описывается соотношением двух обобщающих характеристик — инвестиционного потенциала и регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности. Уровень инвестиционной привлекательности региона выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и некоммерческого регионального инвестиционного риска.
Интегральный показатель определяется путем свода числовых значений отдельных частных показателей и инвестиционной привлекательности. Числовое значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности по Российской Федерации в целом принимается за 1,00 или за 100%, а значения интегральных показателей для регионов РФ определяются по отношению к среднероссийскому уровню.
Инвестиционный потенциал и региональный инвестиционный риск определяются набором определенных частных факторов. В современный состав частных факторов, входят 17 различных характеристик.
· Производственно – финансовый потенциал отражается следующими показателями:
1. Уровень развития добывающих и обрабатывающих производств (объем промышленного производства на душу населения);
2. Темпы развития (индекс) промышленного производства;
3. Уровень развития малого предпринимательства;
4. Внутренние инвестиционные ресурсы организаций;
5. Экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье;
6. Обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием и железнодорожными путями общего пользования;
· Показателями социального потенциала региона являются:
7. Уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг населению;
8. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями;
9. Уровень жизни населения;
10. Природные запасы нефти и газа(углеводородных ресурсов);
11. Природные запасы минерального сырья, кроме углеводородных;
12. Географическое положение по отношению к внешнеторговым выходам России;
· К показателям регионального инвестиционного риска относятся:
13. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
14. Уровень безработицы;
15. Уровень экологической загрязненности;
16. Уровень дискомфортности климата;
17. Степень угрозы осуществления террористических актов.
Критерием отнесения того или иного частного показателя к числу преимуществ или отставаний того или иного региона является его региональная количественная оценка. Так, к региональным конкурентным преимуществам относятся такие факторы, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень более чем в 1.2 раза, т.е. выше на 20% , и такие факторы инвестиционного риска в регионе, по которым региональное значение составляет менее 0.8 от среднероссийского уровня, т.е. ниже на 20%. И наоборот.
3.Научный подход И.И. Климовой
Основные понятия метода:
· инвестиционные ресурсы определены как «возобновляемые в ходе общественного воспроизводства ресурсы, предназначенные для вложения в финансовые активы и капитальные блага».
· Региональные инвестиционные потоки - «иерархически структурированное движение массы инвестиционных ресурсов и их составных элементов по каналам перелива в сферы и отрасли региональной экономики» со следующими параметрами: величина инвестиционного потока, его интенсивность и регуляторы.
· Инвестиционная активность определена как «степень интенсивности процессов инвестирования в рамках региона, учитывающая ресурсные и реализованные инвестиционные возможности региональной экономической системы».
· Инвестиционный потенциал классифицируется как «способность к получению максимально возможного объема инвестиционной составляющей валового регионального продукта, реализуемая посредством использования имеющихся в рамках территории инвестиционных факторов экономического роста».
Согласно данной концепции автор
выделяет три главных компонента инвестиционного потенциала: ресурсный,
инфраструктурный и институциональный.
Состав ресурсного
Финансовая составляющая ресурсного компонента является исходной предпосылкой инвестиционных процессов и выступает первичным элементом инвестиционного потенциала.
Инфраструктурный компонент инвестиционного потенциала региона рассматривается как характеристика вспомогательной подсистемы, которая обслуживает весь цикл инвестиционного процесса: процесс аккумулирования инвестиционных ресурсов, собственно этап инвестирования и процесс обмена инвестиционной продукцией.
Институциональный компонент инвестиционного потенциала региона в системе представлен следующими факторами:
-формальные правила (законодательно-нормативную базу инвестирования, институт собственности, свободу предпринимательства, защиту собственности, степень либерализации инвестиционной деятельности, уровень развития предпринимательства, систему экономических стимулов, условия кредитования, режим инвестирования, конкурентную среду, систему контрактов);
-неформальные ограничения
(кодекс поведения участников инвестиционных
отношений, инвестиционная «ментальность»,
инвестиционная культура, мотивация инвестирования,
уровень инвестиционного проектирования,
уровень трансакций, инвестиционная законность
и контроль);
-характеристики принуждения
(ответственностью за незаконную инвестиционную
деятельность, защитой инвестирования
и конкуренции, нормативами банкротства
и степенью ответственности за нарушение
контракта).
Таким образом, в структуре институционального компонента инвестиционного потенциала региона, разработанной данным автором, в качестве формальных правил приняты действующие в рамках региона законодательно-правовые нормы и условия контрактной системы, регулирующие инвестиционную деятельность. Система неформальных ограничений представлена набором идентификационных показателей поведенческого характера, а характеристики принуждения — параметрами ответственности за нарушение установленных правил участия в инвестиционном процессе.
Рыночная реакция регионов на проводимые преобразования определяется как последствия влияния совокупности факторов, предопределяющих различия качественного изменения характеристик инвестиционной среды. «Положительная рыночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздоровления инвестиционного климата», «слабая рыночная реакция является причиной подавленности инвестиционных мотиваций».
Рыночная реакция определяется следующими элементами:
-стартовые условия вхождения регионов в рынок, характеризующие сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам;
-оценка стратегии и тактики проведения реформ па региональном уровне, на основе которых выявляются приоритеты специальной федеральной поддержки отдельных регионов;
-место регионов в рыночном пространстве, уровень готовности к дальнейшим преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата.
В результате ранжирования формируются четыре условные группы регионов, отличающиеся степенью реакции на рыночные преобразования.
Факторы, определяющие привлекательность региона для осуществления коммерческой деятельности и привлечения инвестиций, отнесены к трем уровням и представлены на таблица 3.
Следует отметить, что условия деятельности каждого регионального субъекта влияют на степень воздействия перечисленных факторов на принятие решений о разработке и реализации инвестиционных проектов и программ.
Оценка привлекательности путем определения конкурентного статуса и конкурентного потенциала, предложенная В.В. Ивановым и А.Н.Коробовой, дает возможность оценить привлекательность региона в сравнении с регионами-конкурентами.
Среди параметров конкурентоспособности
региона авторы выделяют: структуру
местной экономики, которая оценивается
структурой валового внутреннего продукта
(ВВП) или занятости по секторам; динамику
роста экономики; структуру потребителей;
качество жизни; покупательную способность;
трудовые ресурсы и их характеристики;
вмешательство в экономику со стороны
местных властей; эффективность промышленного
производства; социально-
Конкурентный потенциал (прочность конкурентной позиции) идентифицируется, как способность эффективного функционирования региона в перспективе, и определяется факторами, которые могут привлекать предпринимателей и промышленное производство и удерживать их в будущем.
Важным фактором повышения конкурентоспособности исследуемой территории является то, что проведенную количественную оценку ее инвестиционной привлекательности необходимо поддерживать и дополнять осуществлением мониторинга, анализом динамики параметров ее конкурентного статуса и конкурентного потенциала и на основе этого формировать систему мероприятий (тактику и стратегию) с целью повышения конкурентного статуса и усиления конкурентных преимуществ.
Одним из элементов развития деловой и инвестиционной инфраструктуры региона является объективная оценка имеющихся ресурсов. Удобной и эффективной формой анализа ситуации для принятия инвестиционного решения на местном уровне является бизнес-карта территории. Главной целью ее создания является анализ ресурсной базы для наиболее эффективного ее использования. Она показывает средства, запасы, возможности, источники экономической деятельности, которые могут приносить прибыль.
Современная практика выработала основные принципы формирования бизнес-карты, позволяющие использовать полученную информацию для объективной оценки инвестиционных возможностей территории:
- постоянное обновление;
- содержание достоверной информации;
- максимальная полнота и систематизация информации;
- глубина информации, подразумевающая количество показателей, характеризующих структуру рынка;
- включение в бизнес—карту предприятий, действующих на рынке достаточно длительное время и имеющих стабильные экономические и производственные показатели;
- включение в базу данных информации о пустующих и неэффективно используемых помещениях и оборудования государственного и муниципального фондов, что позволит формировать приватизационные и арендные предложения.
С целью привлечения инвесторов администрация региона может разместить бизнес-карту в Интернете. Информация на сервере должна постоянно обновляться.
Для удобства потенциальных инвесторов можно подготовить специальную базу данных по проектам, имея в виду, что при характеристике финансовых параметров проекта инвестируемым объектом будет выступать не проект, а предприятие.
Региональной администрации целесообразно также использовать возможность привлечения инвесторов или других экономических партнеров в собственные проекты, такие, как: продажа объектов недвижимости, земельных участков, приватизация предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности. В этом случае Интернет позволяет не только привлекать инвестиции, но и организовывать и проводить тендеры.
Челябинская область занимает одно из ведущих мест в экономике России. Предприятия черной металлургии производят 27% всероссийского выпуска проката, 13,5% российских стальных труб.
Среди регионов России Челябинская область, по оценке
Минфина России, занимает четвертое место
по объему продукции в обрабатывающих
производствах, шестое место по уровню
социально-экономического развития и
качеству управления финансами, восьмое
место по вводу жилья, девятое место по
объему продукции сельского хозяйства,
десятое место по сальдированному финансовому
результату, одиннадцатое место по объему
ВРП (валовой региональный продукт)
- стабильная политическая ситуация и четкая работа органов власти в регионе, отсутствие бюрократической волокиты
-федеральные программы. Наиболее значимую роль в экономическом и социальном развитии Челябинской области играют программы: федеральная адресная инвестиционная программа, «создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2002-07 гг.)», «жилище» на 2002-10 гг., «модернизация транспортной системы России (2002-10 гг.)», «повышение плодородия почв России на 2002-05 гг.», «развитие судебной системы России» на 2002-06 гг., «преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.».
Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона