Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:57, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и оценка инвестиционного климата, а так же проблем инвестиционной политики в России.
Задачи, поставленные данной работой: раскрытие теоретических основ исследования инвестиционного климата и инвестиционной политики государства, а именно сущности, характеристик инвестиционного климата, определение цели, задач и направлений инвестиционной политики, формирование представления о проблемах инвестиционной привлекательности экономики современной России и путях их решения, детальное рассмотрение анализа, оценки инвестиционного климата в экономике России 2008-2010гг и особенностей инвестиционной политики в Российской Федерации и приоритетных направлений ее развития.
Таким образом, главными задачами инвестиционной политики должны стать:
– кардинальное повышение качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности, а также рост эффективности инвестиционных процессов на основе использования прогрессивных схем привлечения современного оборудования в производство (использование лизинговых схем, венчурного финансирования и т. д.);
– выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций и выгод от участия страны в мировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики (например, переход от инвестирования в добывающие отрасли к инвестированию в наукоемкие отрасли и сельское хозяйство);
– последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования инвестиционных проектов;
– государственная инвестиционная поддержка отдельных предприятий и отраслей;
– централизованное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
– совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
– расширение практики совместного государственного и коммерческого финансирования инвестиционных проектов.9
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Ведущую роль при определении приоритетов инвестиционной политики играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств к числу наиболее значимых для интеграции России в мировую экономику. На современном этапе необходимо завершить формирование модели конкурентоспособной экономики, опирающейся на имеющиеся в стране преимущества и ресурсы развития.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
- выбор источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков реализации;
- выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.
Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. 10
Таким образом, можно сделать вывод: при формировании инвестиционной политики в условиях открытой экономики идет поиск и анализ альтернативных вариантов инвестиционного развития, обеспечивающих интеграцию страны в мировую хозяйственную систему при оптимальном сочетании степени открытости внутреннего рынка с возможностями успешного участия в глобальной конкуренции.
В 2008 г. Россия столкнулась с серьезнейшими
экономическими вызовами, порожденными мировым экономическим
кризисом. В июне 2009 г. Минэкономразвития
РФ очередной раз снизил прогнозируемый
уровень ВВП России с 6% по предыдущему
рабочему прогнозу, сделанному в конце
апреля до 8,5% по итогам 2009 г.11 В условиях мирового экономического
кризиса финансовое состояние значительной
части российских предприятий является
либо неустойчивым, либо кризисным. Они
сталкиваются с тремя основными проблемами:
— дефицитом денежных средств и низкой
платежеспособностью, вследствие невозможности
своевременно выполнять свои платежные
обязательства;
— недостаточным удовлетворением интересов
собственников, что проявляется в снижении рентабельности собственного
капитала предприятия;
— уменьшением финансовой устойчивости
предприятий, которая порождает проблемы
с погашением их будущих обязательств,
ввиду роста финансовой зависимости от
кредиторов.
Фактически ситуация в российской экономике неблагополучна: существует проблема недостатка инвестиционных средств, определяющая значительный разрыв между тем уровнем инвестиций, который есть в экономике, и тем, который необходим для обеспечения устойчивого экономического роста.
В экспортно-ориентированном секторе наблюдается относительный избыток капитала, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, – его явно недостаточно.
Острейшими экономическими проблемами остаются обновление и модернизация современной технологической базы путем освоения новейших достижений науки и техники, совершенствование производственной структуры, использование квалифицированного менеджмента, лизинговых схем, различных видов кредитования и создание венчурных фондов, повышение на этой основе производительности труда и конкурентоспособности продукции.
Перейдем к анализу инвестиционного климата.
2008 год. Динамика инвестиций в основной капитал являлась до конца 2008 г. позитивной. В 2008 г. они выросли, по предварительной оценке, на 9,8% и составили 8,76 трлн. руб. (однако вследствие кризиса, за январь – ноябрь 2009 г. сокращение инвестиций составило 18,4% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года).
2009 год. Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. достигла, по данным Росстата, 6,7% (62,9 млрд. руб.). По данным ЮНКТАД12, в 2008г. эта доля составляла 19,5%.
Накопленные прямые инвестиции составили 104,1 млрд. долл.(39,7%), портфельные – 12,1 млрд. долл.(4,6%), прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) – 146,2 млрд. долл. (55,7%).
Прочие затраты (прежде всего, пополнение оборотных средств) составили 17,1 млрд. долл. Не были использованы 10,4 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 54,7 млрд. долл. 13
В 2009 году наиболее уязвимыми к росту рисков оказались регионы-тяжеловесы, традиционно лидирующие по масштабу инвестиционного потенциала.14
Что же касается инвестиционного потенциала, то только 24 субъекта РФ смогли улучшить результаты в этом направлении. Фактором успеха в большинстве случаев стали не масштабные прорывы, а предотвращение серьезных провалов в социально-экономическом положении региона. Лидеры по инвестиционному потенциалу: Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области и Краснодарский край.
2010 год. В сентябре 2010г., по оценке, использовано 897,9 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 109,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-сентябре 2010г. - 5566,2 млрд.рублей, или 103,8%. В 2010г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 6500,8 млрд.рублей, из них 98,7% приходилось на инвестиции в основной капитал.
Таблица 2
Структура инвестиций в нефинансовые
активы
(без субъектов малого предпринимательства
и объема инвестиций,
не наблюдаемых прямыми статистическими методами)
2010г. |
Справочно 2009г. | ||
млрд. |
в % к | ||
Инвестиции в нефинансовые активы |
6500,8 |
100 |
100 |
в том числе: инвестиции в основной капитал |
6413,7 |
98,7 |
98,7 |
инвестиции в нематериальные активы |
23,6 |
0,3 |
0,4 |
инвестиции в другие нефинансовые активы |
36,7 |
0,6 |
0,5 |
затраты на научно-исследовательские, |
26,8 |
0,4 |
0,4 |
Основным источником финансирования инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) являлись привлеченные средства, которые составили 58,8% от общего объема инвестиций, из них на долю бюджетных средств приходилось 19,4% против 21,9% в 2009 году.
Значительный объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) направлен в 2010г. на развитие следующих видов экономической деятельности: транспорта и связи (26,4% от общего объема инвестиций, добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (15,9%), обрабатывающих производств (15,5%), производство, передачу и распределение электроэнергии (12,3%), операций с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (8,9%).
2011год. По состоянию на конец июня 2011г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 315,0 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
В I полугодии 2011г. в экономику России поступило 87,7 млрд.долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в I полугодии 2010 года.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2011г. 81,7 млрд.долларов, или в 2,5 раза больше, чем в I полугодии 2010 года. 15
Как отмечают аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА», в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций все чаще побеждают регионы новой формации. Как правило, это относительно некрупные регионы, добившиеся реальных успехов в сфере диверсификации экономики за счет развития несырьевых отраслей промышленности и агропромышленного сектора. Их представительство среди десятки регионов с минимальным инвестиционным риском ежегодно увеличивается. В этом рейтинге к уже обжившимся в группе лидеров по инвестиционному риску Липецкой (третий год подряд обладающей минимальным инвестиционным риском в России), Воронежской, Тамбовской и Пензенской областями добавилась Калужская область, переместившаяся с 17-го на 9 место в рейтинге. Улучшили свои позиции Воронежская и Тамбовская области, занявшие, соответственно, 3-е и 5-е места (в прошлом рейтинге они находились на 7-й и 8-й позициях).
По финансовому потенциалу в России лидируют Москва, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Самарская и Московская области. Их доли в финансовом потенциале России составляют, соответственно, 13,92%; 7,31%; 6,76%; 4,09% и 4,08%.
В первой десятке по инвестиционному потенциалу находятся 6 из 8 регионов-доноров федерального бюджета 1997г. Последние места по-прежнему занимают автономные округа и область, слаборазвитые республики. В наибольшей степени увеличили свой рейтинг два главных ресурсных и экспортоориентированных региона, - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.
Самый низкий инвестиционный риск имеет Санкт-Петербург, затем следуют Москва, Белгородская область, Татарстан и Новгородская область. В наибольшей степени снизили инвестиционный риск Вологодская и Ростовская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашия и Мордовия.
Подведем итог: существенно повышенные или пониженные душевые объемы федеральных инвестиций обусловлены объективными факторами. Для одних регионов - это либо напряженная социально-политическая обстановка, либо необходимость ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п., для других (где роль федеральных инвестиций незначительна) - это относительно хорошая обеспеченность собственными инвестиционными ресурсами, позволяющая обходиться минимальными вливаниями из федерального бюджета на эти цели. В ряде случаев региональная дифференциация душевых объемов федеральных инвестиций не имеет внятных объективных объяснений. Поэтому для обеспечения сопоставимости числовых характеристик инвестиционной активности регионов следует исключать из расчетов федеральные инвестиции.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых.
Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции.
Вместе с тем в РФ есть ряд проблем, касающихся условий предпринимательства, решить которые можно только в процессе длительного институционального развития и осуществления структурных реформ. Среди них - отсутствие независимых судов, высокий уровень коррупции и низкий уровень корпоративной культуры. По данным исследований, считается что: