Инвестиционный рынок: его оценка и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционный рынок — сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена.

Содержание

Введение 3
Понятие инвестиционного рынка 4
Конъюнктура инвестиционного рынка 5
Структура инвестиционного рынка 11
Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка 12
Заключение 16
Список литературы: 17

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционный рынок.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

    Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

    ФГОУ  ВПО Оренбургский государственный  аграрный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат на тему:

«Инвестиционный рынок: его оценка и прогнозирование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

    студентка 36 группы

    экономического  факультета

    отделения бухучет, анализ и аудит

    Семёнова  Татьяна 
 
 
 
 

    Оренбург  – 2010

Содержание

Введение

    Инвестиционный  рынок — сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена. 
Условия осуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретают специфические формы, отражающие особенности взаимодействия субъектов инвестирования в системе рыночных отношений:

  • наличие значительного инвестиционного капитала с диверсифицированной по формам собственности структурой, характеризующейся преобладанием частного инвестиционного капитала по сравнению с государственным;
  • многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспекте отношений собственности и институциональной организации, разделение функций государства и частных инвесторов в инвестиционном процессе; наличие разветвленной сети финансовых посредников, способствующих реализации инвестиционного спроса и предложения;
  • наличие развитого многосегментного рынка объектов инвестиционной деятельности, выступающих в форме инвестиционных товаров;
  • распределение инвестиционного капитала по объектам инвестирования в соответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестиций через механизм инвестиционного рынка.

Понятие инвестиционного рынка

 

    В экономических публикациях встречаются  различные подходы к пониманию  инвестиционного рынка. В отечественной  экономической литературе, где в  последние годы термин «инвестиционный  рынок» получил широкое распространение, его наиболее часто рассматривают как рынок инвестиционных товаров. Причем одни авторы, отождествляющие понятие «инвестиций» с понятием «капитальные вложения», под инвестиционными товарами подразумевают только определенные разновидности объектов вложений (основной капитал, строительные материалы и строительно-монтажные работы), другие трактуют инвестиционный рынок более широко — как рынок объектов инвестирования во всех его формах. Зарубежные экономисты под инвестиционным рынком, как правило, понимают фондовый рынок, так как доминирующей формой инвестиций в развитом рыночном хозяйстве являются вложения в ценные бумаги. 
В наиболее общем виде инвестиционный рынок может рассматриваться как форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Он характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации. 
Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвестиционный спрос и предложение). При этом движение инвестиций происходит по схеме, приведенной на рис. 2.1.

    

Конъюнктура инвестиционного  рынка

 

    Конъюнктура инвестиционного  рынка — совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.

    Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестиционного рынка обусловливают  необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления  основных тенденций ее развития и прогнозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктурный бум, ослабление и спад конъюнктуры.

    Подъем  конъюнктуры инвестиционного рынка  происходит, как правило, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.

    Конъюнктурный бум выражается в резком возрастании  объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличении предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте последнего, соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

    Ослабление  конъюнктуры имеет место при  снижении инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Данная стадия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования, уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

    Спад  конъюнктуры на инвестиционном рынке  отличается критически низким уровнем  инвестиционной активности, резким снижением  спроса и предложения на объекты  инвестирования при превышении предложения. На стадии конъюнктурного спада цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самых низких значений, инвестиционная деятельность в ряде случаев становится убыточной.

    

    Инвестиционный спрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляет потенциальный инвестиционный капитал. Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей — планируемые или преднамеренные инвестиции.

    Инвестиционное  предложение. Инвестиционное предложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права и др. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал. 
Воплощая инвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объекты инвестиционной деятельности, выступающие в форме инвестиционных товаров, находятся на различных, противостоящих полюсах инвестиционного рынка. В зависимости от исходной позиции анализа инвестиционный рынок можно рассматривать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Данный подход обусловлен рассмотренным выше двойственным характером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционные товары), и отражает специфику инвестиций в рыночных условиях.

    Рынок инвестиционного  капитала. На рынке инвестиционного капитала осуществляется движение инвестиций. Он характеризуется предложением инвестиционного капитала со стороны инвесторов, выступающих при этом в роли продавцов, и спросом на инвестиции со стороны субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли покупателей. 
Инвестиционный капитал составляют элементы капитальных ценностей, которые могут принимать как материальную, так и денежную форму Несмотря на разнообразие форм инвестиций, как уже отмечалось, все они являются результатом накопления капитала. Обмен инвестиций на рынке инвестиционного капитала производится исходя из ожидаемой отдачи от них в будущем, которая должна превосходить
доход.

    Рынок инвестиционных товаров. Рынок инвестиционных товаров предполагает процесс обмена объектов инвестиционной деятельности. На этом рынке инвестиционный спрос представляют инвесторы, выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвестиционное предложение — производители инвестиционных товаров или другие участники инвестиционной деятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов.

    Инвестиционные  товары. Объекты инвестиционных вложений составляют особый вид товаров, представленных элементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе. Инвестиционные товары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать в материальной форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой является способность приносить доход. Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосредственно обращаться на инвестиционном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающими право на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясь на инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собственные формы и закономерности функционирования.

    Изучение  конъюнктуры  инвестиционного  рынка  включает  в  себя   три этапа в соответствии с методикой, разработанной А.И. Бланком*:

    1. Текущее  наблюдение  за  инвестиционной  активностью,  в  первую очередь, в тех сегментах рынка, в которых ведется или планируется инвестиционная деятельность, что требует формирования системы первичных показателей,  характеризующих  спрос,  предложение,  цены  и  конкуренцию  на  инвестиционном рынке и организацию их постоянного  мониторинга

    2. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление современных  тенденций  ее  развития.  Анализ  конъюктуры  рынка  включает  два этапа: на первом на основе первично отслеживаемых показателей производится расчет  системы  аналитических  показателей, характеризующих текущую конъюнктуру инвестиционного рынка;  на втором этапе выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии инвестиционного рынка.           

    3. Прогнозирование  конъюнктуры   инвестиционного  рынка для  обоснования  стратегии  инвестиционной  деятельности  и  формирования  инвестиционного  портфеля.  Основная  задача  -  выявление  тенденции  изменения  факторов, определяющих инвестиционный климат и состояние инвестиционного рынка .

    Прогноз  конъюнктуры  инвестиционного  рынка  осуществляется  по следующим трем направлениям: выбор периода прогноза, выбор глубины прогноза, выбор методов прогноза.

    Выбор  периода  прогнозирования  определяется  его  целями.  Различают краткосрочный (до 1-го года), среднесрочный (от 1-го года до 3-х лет) и долгосрочный (свыше 3-х лет) прогнозы. Краткосрочный прогноз является основой выработки тактики инвестирования и формирования инвестиционного портфеля  за  счет  различных  краткосрочных  финансовых  инструментов;  разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний конъюнктуры инвестиционного рынка.

    Среднесрочный  прогноз  является  основой  для  корректировки  стратегии инвестиционной  деятельности;  формирования  инвестиционного  портфеля  за счет небольших по капиталоемкости  объектов реального инвестирования и различных долгосрочных финансовых инструментов; реинвестирования средств из неэффективных  инвестиционных  проектов.  Долгосрочный  прогноз  служит  для  выработки  стратегии  инвестиционной  деятельности  и  формирования  инвестиционного  портфеля  за  счет  крупных  капиталоемких  объектов  реального  инвестирования.

    Глубина  прогноза  определяется  целями  инвестиционной  деятельности и предполагает соответствующую углубленную сегментацию инвестиционного  рынка,  когда  могут  быть  выделены  отдельные  отрасли,  подотрасли, регионы и т.п.

    Различают два основных метода прогнозирования конъюнктуры инвестиционного рынка: факторный и трендовый. Факторный метод основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и прогнозировании возможного изменения этих факторов в предстоящем  периоде.  Трендовый  метод  основан  на  распространении  на  будущий (прогнозируемый) период, выявленной в процессе анализа конъюнктурной тенденции (с учетом изменения стадий конъюктуры). Трендовый метод может использоваться лишь для краткосрочного прогнозирования. Оба метода дополняются методом экспертных оценок.

    Процесс  изучения  инвестиционного  рынка  складывается  из  четырех последовательных этапов.

    Первый  этап  включает  оценку  и  прогнозирование  макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка, характеризующих инвестиционный климат и эффективность условий инвестиционной деятельности в стране.

    Второй  этап  предполагает  оценку  и  прогнозирование  инвестиционной привлекательности  отраслей  (подотраслей)  экономики,  что  является  основой возможной отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности.

    Третий  этап  включает  оценку  и  прогнозирование  инвестиционной  привлекательности  регионов,  что  может  являться основой региональной  диверсификации инвестиционной деятельности.

    На  четвертом  этапе  производится  оценка  инвестиционной  привлекательности  отдельных  компаний  и  фирм,  которая  является  основой  последующих  тактических инвестиционных решений.

    Все четыре этапа в совокупности позволяют  получить надежную информацию  для  разработки  стратегии  инвестиционной  деятельности  и  формирования  эффективного  инвестиционного  портфеля.  В свою  очередь,  оценка  и прогнозирование макроэкономических показателей рынка в целом и инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (подотраслей) и регионов требуют формирования и мониторинга первичных показателей (первый этап), расчета на их основе аналитических показателей, на этой основе анализа и выявления тенденций  инвестиционной  активности  инвестиционного  рынка  (второй  этап)  и прогнозирования (третий этап).

Информация о работе Инвестиционный рынок: его оценка и прогнозирование