Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также обоснование мероприятий по развитию и улучшению лизинга в России.
При реализации данной цели решались следующие задачи:
- Определение лизинга и его классификация;
- Описание основных преимуществ лизинга;
- Изучение особенностей развития лизинга в судостроении;
1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ
Лизинг известен человеку с незапамятных времен. Самые ранние документы об аренде датируются примерно 2000 годом до н.э. Глиняные таблички, обнаруженные в древнем шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли и водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички рассказывают о храмовых священниках, заключавших договоры с местными фермерами. Еще Аристотель в “Риторике” отметил, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а его использование. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э.
Древние цивилизации,
включая греков, римлян и египтян,
считали аренду привлекательным
и доступным способом приобретения
оборудования, земли и домашнего
скота, что нашло свое отражение
в Институциях Юстиана. Древние
финикийцы, славившиеся как отличные
моряки и торговцы, практиковали аренду
судов, которая была очень похожа
на классическую форму современного
лизинга оборудования. Множество
краткосрочных договоров аренды
обеспечивало получение как судна,
так и экипажа. Долговременные "чартерные"
соглашения подписывались на срок,
покрывавший весь расчетный период
экономической жизни судов, и
требовали от арендатора принять
на себя большей части обязательств,
вытекающих из использования арендуемых
объектов. В этих древних соглашениях
об аренде кораблей отражен практически
тот же круг проблем, который служит
предметом обсуждения и в сегодняшних
переговорах между
Лизинг не был ограничен арендой конкретных типов собственности. В истории существуют факты, когда арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
В Венеции в XI веке
существовали сделки, схожие с лизинговыми
операциями: жители этого города сдавали
в аренду очень дорогие по тем
временам якоря владельцам торговых
судов и торговцам. По окончании
плавания якоря возвращались их владельцам,
которые вновь сдавали их в
аренду.
В начале XX века многие железнодорожные
лизинговые компании осознали, что возрастающее
число грузоотправителей не желает осуществлять
долгосрочное управление или монопольное
использование вагонов, что предусматривало
предоставление оборудования в трастовое
(доверительное) пользование. Вместо этого
они требовали лишь краткосрочного его
использования. Лизинговые компании стали
предлагать контракты с более коротким
сроком действия. По окончании контракта
вагоны возвращались арендодателю, который
сохранял за собой право собственности
на это имущество. Такие арендные договоры
заложили начало операционного лизинга.
В это же время стал быстро наращивать
масштабы лизинговый бизнес, связанный
с транспортными средствами. В 30-е годы
XX века Генри Форд эффективно использовал
аренду для расширения реализации своих
автомобилей. Однако настоящим прародителем
автомобильного лизингового бизнеса считается
Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго,
который в начале 40-х годов прошлого века
первым предложил долгосрочную аренду
автомобилей.
В России понятие "лизинг"
появилось во время Второй мировой
войны. Первым и наиболее заметным фактом
участия СССР в лизинговых сделках
стали известные поставки на условиях
«ленд-лиза». Во время II Мировой войны
США поставляло своим союзникам
оружие, продовольствие, автомобильную
технику, медикаменты по договорам
лизинга. Однако большого распространения
лизинг в России не получил. После
войны он использовался, главным
образом, для приобретения судов
и самолетов (и сейчас наиболее распространенный
объект международного лизинга) - занимались
им только организации, работающие в
сфере международных
В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. До 1996 года лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года).
К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора.
Таким началом правового регулирования лизинга в России был Указ Президента от 17.11.1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Данный Указ не содержал норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручал Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге.
Во Временном
положении о лизинге была несколько
скорректирована позиция, содержащаяся
в Указе от 17 октября 1994 г. № 1929, относительно
понятия "лизинг" в сторону
договорной природы лизинговых отношений.
Так, п.1 положения понятие "лизинг"
употребляется в двух разных значениях:
во-первых, с экономической точки
зрения лизинг представляет собой один
из видов предпринимательской
В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны: в качестве лизингодателя - юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; в качестве лизингополучателя - юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане - индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга; в качестве продавца лизингового имущества - юридические лица - изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).
Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.
Во всем мире лизинговая
отрасль различает два основных
типа лизинга – оперативный и
финансовый. В России до начала 90-х
годов, когда термин «лизинг» впервые
появился в контексте коммерческих
сделок, к обоим этим видам лизинговой
деятельности применялся термин «аренда».
Сегодня, в соответствии с российским
законодательством
Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга.
С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок.
На рынке появились
новые компании, учрежденные финансово-
В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня членами «Рослизинга» являются более 80 организаций, а объем заключенных сделок растет с каждым годом. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании и банки. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний «LeasEurope» и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал «Технологии лизинга и инвестиций».
Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон «О лизинге» и оптимизацию других законодательных актов.
Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат. Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.
С момента появления
лизинга в России отраслевые показатели
выросли не только в отношении
числа появившихся лизинговых компаний,
но также и в отношении объема
заключенных лизинговых сделок. В 1995
г., например, общий объем сделок,
заключенных членами «
Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США.
В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.
В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.
В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что м расценивается как рост отрасли на 51%.
По данным экономического исследования 80% компаний, являющихся крупнейшими участниками рынка в настоящее время были зарегистрированы после кризиса.
Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.
Помимо расширения
кредитной базы, лизинговые компании
также расширяли свою клиентскую
базу и спектр оборудования, с которым
они работали. Отправной точкой деятельности
лизинговых компаний традиционно является
автотранспорт, однако по мере того, как
у них появляется опыт в оценке
риска, они часто переходят к
лизингу более сложного производственного
оборудования. .Этому способствовал
эффект «низкой базы» после
Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.
Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2010 года составил 255,5 млрд рублей (таблица 1), темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд. руб.
(в 3,2 раза больше, чем за 1 полугодие 2009 года), а суммарный портфель лизинговых компаний – 1 037 млрд. руб.
Эти позитивные изменения
приведены в таблица №1 Развитие
лизинга в России. Однако, значительная
часть лизингового
Так, например, получить
поддержку ОАО «Российский Банк
Развития» может любое
Приобретаемые предметы
лизинга должны иметь аналоги, быть
неэксплуатируемыми, за исключением
выставочных экспонатов, и относиться
к третьей амортизационной
Для достижения целей программы Банком разработаны стандартные условия кредитования лизинговых компаний, при этом лизинговые компании должны соответствовать определенным требованиям: