Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также обоснование мероприятий по развитию и улучшению лизинга в России.
При реализации данной цели решались следующие задачи:
- Определение лизинга и его классификация;
- Описание основных преимуществ лизинга;
- Изучение особенностей развития лизинга в судостроении;
- Наличие практического
опыта реализации лизинговых
проектов не менее 2 лет (в
том числе по направлению
- Наличие собственного
капитала на последнюю
- Положительная деловая репутация.
ГЛАВА 2. ЛИЗИНГ В СУДОСТРОЕНИИ
2.1 АНАЛИЗ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО
Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России.
Как отмечается в исследовании компании РосБизнесКонсалтинг в результате финансово-экономического кризиса сильно изменилась структура лизинга по предметам сделок: на первое место вышли авиатранспорт и железнодорожная техника.
Помимо указанных отраслей, ожидается, что лидерами развития российского рынка станут лизинг недвижимости и судовой техники, что очень наглядно продемонстрировано в таблице №2
Доля лизинга недвижимости в структуре российского рынка хотя и не превысила 6% в 2009 г., но с 2007 г. выросла в 3 раза.
В сегменте недвижимости лизинг может стать альтернативой бизнес-ипотеке. Как отмечают девелоперы, все больше компаний предпочитают покупать офисные и складские помещения по лизинговым схемам. Если в 2008 году процент сделок с заключением договора лизинга составлял не более 1%, то по итогам 2009 данный показатель увеличился до 3%.
Несмотря на небольшой
объем сделок по покупке объектов
с использованием лизинговых схем,
условия такого приобретения коммерческой
недвижимости выгоднее, чем с привлечением
инструмента ипотеки, особенно для
компаний, ведущих производственную
деятельность. Так, первоначальный взнос
равен 30% от общей стоимости объекта.
Удорожание объекта недвижимости составляет
14% в год, а срок погашения задолженности
- 5-7 лет. Последний платеж вносится
в размере 10% от общей суммы займа
и выплачивается после
После периода медленного
выхода из кризиса в самом начале
2000-х годов, судостроительная отрасль
в 2007 году получила значительный импульс
для своего развития. Указ Президента
Российской Федерации от 21 марта 2007
года о создании Объединенной судостроительной
корпорации (ОСК), разработка под руководством
Минпромэнерго России «Стратегии развития
судостроительной промышленности на период
до 2020 года» и Федеральной целевой
программы «Развитие
Рассмотрим реальные преимущества лизинга перед альтернативными способами финансирования, строительства или покупки новых судов (собственные средства или банковский кредит):
- От лизингополучателя
не требуется единовременного
отвлечения значительных
- Возможность использования
ускоренной амортизации судна
со специальным коэффициентом
к основной норме амортизации,
достигающим 3-х, что
- Возможность относить
лизинговые платежи в полном
объеме на себестоимость своих
услуг, что обеспечивает
Первое из указанных
преимуществ особенно важно для
средних и малых судоходных компаний,
не имеющих возможности получить
доступ к строительному и
Второе и третье
преимущества лизинговых схем могут
представлять интерес, в том числе,
и для крупных заказчиков судовой
техники, таких как «Газпром», «Роснефть»,
«ЛУКойл», у которых, как правило,
нет проблем с привлечением финансирования.
Этот интерес может подкрепляться
тем, что практически все суда
и судовая техника, представляющие
интерес для этих компаний, связаны
с разведкой, добычей и транспортировкой
углеводородного сырья. Однако эти
суда, по определению, не могут быть
включены в РМРС, поскольку не выполняют
международных перевозок, и следовательно,
на них не распространяются налоговые
льготы. В связи с чем, этим крупным
заказчикам , я думаю будет небезынтересна
ускоренная амортизация техники
и возможность отнесения
В то же время потребности
и запросы российских судовладельцев
диктуются перспективами
Среди приоритетных сфер: разведка и доставка углеводородного сырья (морские буровые установки, танкеры, газовозы и др.); обеспечение морских, речных перевозок и портовой инфраструктуры; обеспечение добычи, доставки и переработки рыбы; научно-исследовательский флот.
В таблице №3 приведены группы приоритетов российского рынка заказов судовой техники.
Анализ групп
приоритетов российского рынка,
с точки зрения возможностей отечественного
судостроения, показывает, что российские
судостроительные заводы теоретически
могут производить большую
По данным, прозвучавшим
на заседании Правительства РФ от
8 ноября 2007 года, следует, что весь мир
строит суда в кредит. При этом 20%
стоимости строительства
И как следствие этого, многие типы танкеров и крупнотоннажных судов российские компании заказывали, и продолжают заказывать на зарубежных верфях, прежде всего, в Корее и Китае, где сроки постройки, цена судна и условия финансирования на сегодняшний день являются лучшими в мире.
К сожалению, за годы
развития лизинга в области судостроения
практически не было полноценных
лизинговых сделок для новых транспортных
или других типов судов, когда
лизинговая компания за счет привлеченных
или собственных средств
До настоящего времени
взаимоотношения российских судовладельцев
и лизинговых компаний ограничиваются
несколькими примерами
Во многом это
связано с тем, что сущность и
преимущества лизинга, как инструмента
инвестиционной деятельности, участниками
рынка судовой техники
С одной стороны, судоходные компании и другие пользователи судовой техники недостаточно четко представляют себе те выгоды, которые может дать им применение лизинговых схем строительства и эксплуатации судов, и пытаются получить финансирование через традиционные кредитные схемы, что бывает проблематично для многих из них.
С другой стороны, большинство состоявшихся российских лизинговых компаний (как самостоятельных, так и компаний при банках) на основании опыта осуществления конкретных лизинговых сделок выработали примерно схожие подходы к технологии их осуществления, и к сожалению, не готовы принять на себя риски, связанные со строительством на российских заводах, а также риски, связанные с их эксплуатацией, которая обеспечивает окупаемость судов не менее чем за 8-12 лет, а по речным судам даже более 12-ти. Это требует от лизинговой компании быть способной профессионально оценивать все эти риски, знать, как от них защититься или предотвратить, а также иметь возможность привлекать необходимые финансовые ресурсы на такой длительный срок. Очевидно, что для ряда компаний это пока затруднительно, а для подавляющего большинства – нереально.
Такое предположение
нашло подтверждение
Но с 2009 года лизинг в судостроении стал, хоть и очень медленно, но набирать обороты. Судостроительная отрасль России в 2009 г. смогла добиться более чем 60-процентного роста, однако отчасти этот рост связан с рядом таких факторов, как сдача сразу нескольких крупных судов и буровых платформ. И все же эта цифра отражает перспективы и возможности отрасли как локомотива роста в машиностроении в будущем. Говоря о деятельности ОСК, можно сказать, что сейчас в портфеле заказов 118 судов. Объем внешнеэкономической деятельности Объединенной судостроительной корпорации составляет 7,5 млрд. дол.
"Декабрь ознаменовался
у нас подписанием крупных
контрактов с Вьетнамом и
"Мы ожидаем,
что при принятии решения о
закреплении квот для
На 2010 г. в Объединенной судостроительной
компании (ОСК) запланировано порядка
2,7 млрд. руб. на поддержку лизинга, и большая
часть этих средств уже освоена.
Таким образом, несмотря на то, что лизинг в судостроении отстает по своим показателям от лизинга в авиастроении и железнодорожно-строительной технике , все же он играет очень важную роль и является приоритетным в экономике РФ.
2.2. ВЛИЯНИЕ ЛИЗИНГА В
Повышенное внимание к лизингу сейчас не случайно. В объявленный курс на модернизацию экономики этот инструмент вписывается идеально. Лизинг считается наиболее эффективным способом обновления и приобретения основных фондов - с его помощью многие предприятия модернизируют и расширяют производство, приобретают новое оборудования. Причем лизингом сейчас может пользоваться не только действующий, но и стартующий бизнес.
Минэкономразвития
подготовило поправки в закон
о лизинге, в которых упрощает
процесс изъятия предмета лизинга,
узаконивает повторный (вторичный)
лизинг, позволяет пользоваться лизингом
физическим лицам и некоммерческим
организациям, а также разрешает
передавать в лизинг имущество, приобретенное
по договорам подряда. Соответствующий
законопроект, вероятнее всего, будет
рассмотрен Думой после летних каникул.
Эксперты говорят, что это очередная
попытка минэкономразвития
Лизинг судов - один
из немногих сегментов рынка лизинга,
который продемонстрировал
Если в 2008 году доля
лизинга морских и речных судов
по стоимости сделок составляла 0,04%,
или 207 млн. руб., от всего объема рынка
лизинговых услуг, то в 2009 году она увеличилась
до 2,69%, или 7 млрд. руб. К сожалению, основная
причина роста доли - в стоимости
самого предмета лизинга. Стоимость
судов, как морских, так и речных,
- основная причина и крайне низкого
интереса негосударственных лизинговых
компаний к этому сегменту. «На
российском рынке финансовый аренды
что до кризиса, что в нынешний
период сегмент лизинга судов
интересовал очень немногих игроков,
в том числе и имеющих